2. Этапы реализации Стратегии

На первом этапе реализации Стратегии должны быть решены задачи материально-технического перевооружения отечественных предприятий. Государственные инвестиции будут направлены на поддержку развития производств, связанных с обеспечением приоритетов национальной суверенности в области здравоохранения. К концу этапа в целом должны быть развернуты локализованные производства иностранных компаний в сегментах, где это экономически оправдано внутренним потреблением - в первую очередь, производство расходных материалов для уже установленного оборудования, оборудование массового спроса, производства в рамках партнерств с крупнейшими российским компаниями.

Ключевым направлением первого этапа будет решение проблемы нехватки профессиональных кадров и переход к мировым стандартам качества и безопасности в производстве медицинских изделий, формирование системы товаропродвижения российской продукции на зарубежные рынки.

Необходимо решение задачи продвижения российской продукции на зарубежные рынки СНГ, Латинской Америки, Африки.

Результатом этапа будет являться приток иностранных инвестиций, увеличение объема внутреннего производства, повышение инвестиционной привлекательности промышленных активов в России. К концу этапа в целом должен быть создан производственный потенциал, сбалансированный с объемами потребности российского здравоохранения, должна сложиться де-факто группа мотивированных на развитие компаний, обладающих запасом экономической устойчивости и способных осуществлять систематический менеджмент в области управления жизненным циклом продукции.

На втором этапе основной задачей будет преодоление разобщенности научно-производственного цикла, восстановление внутрироссийских и международных связей в области инновационного развития, интеграция России в мировую индустрию медицинских изделий.

Будут созданы условия для промышленной реализации фундаментальных и прикладных разработок в области биомедицинских технологий. Начнет функционировать инфраструктура создания и выведения на рынок новых видов продукции, механизмы воплощения инновационных идей в конечный продукт. Реципиентами технологий смогут выступать крупнейшие российские компании (компании-интеграторы).

На данном этапе будет актуально активное привлечение в сферу инноваций внебюджетных средств (в том числе принуждение госкомпаний к инновациям, "выдавливание" устаревших технологий и производств); поддержка креативного класса и общеэкономической среды; создание условий в рамках технологических кластеров и центров превосходства для локализации инновационных производств. В рамках данного этапа самое пристальное внимание со стороны государства должно быть уделено развитию тех сегментов медицинской промышленности, где наиболее высока вероятность коммерциализации российских технологий. В частности, таким направлением могут являться технологии в области ядерной медицины, кардиохирургии, биотехнологии.

Наибольшую актуальность на втором этапе приобретет задача продвижения российской продукции на рынки развитых стран. Необходима реализация последовательных планов по созданию партнерств полного цикла, прямая государственная поддержка компаний, осуществляющих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции. На втором этапе необходим перенос акцента на приоритетную поддержку компаний, выходящих на внешние рынки.

Результатом этапа будет являться создание системы трансфера технологий в области медицинских изделий, увеличение экспорта медицинских изделий, создание потенциала постепенного перехода на применение отечественных технологий в медицине.