6. Меры по формированию кадровой политики в энергетическом машиностроении

6. Меры по формированию кадровой политики

в энергетическом машиностроении

Современная кадровая ситуация в энергетическом машиностроении требует серьезного внимания со стороны руководителей всех уровней, научных институтов, ученых, практиков к применению современных инновационных подходов к разработке и реализации кадровой политики на федеральном, региональном, ведомственном, внутрипроизводственном уровнях. В настоящее время численность экономически активного населения России составляет примерно 75 млн. человек (около 55% от общей численности населения страны). Однако для страны таких масштабов, как Россия, требуются значительно большие кадровые ресурсы. И не только квалифицированные работники массовых профессий, а, прежде всего, кадры для реализации инновационных программ, эффективные управленцы, владеющие современными опережающими технологиями управленческой деятельности, воспроизводства кадрового потенциала и рационального использования способностей отечественных руководителей, ученых, специалистов, квалифицированных рабочих.

К принципам, связанным с формированием, реализацией и совершенствованием кадровой политики в энергетическом машиностроении, следует отнести:

- комплексный подход к решению проблемы подготовки кадров в наукоемких отраслях, начиная с довузовской подготовки до стажировки специалистов на рабочих местах на предприятиях энергетического машиностроения;

- применение принципа непрерывности подготовки и переподготовки специалистов, постоянного повышения уровня знаний, необходимого для успешного решения сложных научно-технических задач;

- проведение кадровой политики во взаимодействии с местными органами государственной власти с учетом территориального размещения производительных сил;

- совместно с высшими учебными заведениями и учреждениями профтехобразования разработка и реализация программ по сотрудничеству и совместной деятельности, направленной на повышение квалификации и переобучение инженерно-технических и рабочих кадров.

На основании указанных принципов кадровой политики и опираясь на опыт передовых предприятий энергетического машиностроения определены следующие направления кадровой политики в энергетическом машиностроении:

1. Разработка и реализация на базе средних школ, расположенных на территории месторасположения предприятий энергетического машиностроения, программ по проведению специальной профориентационной работы (по примеру Российской научно-социальной программы "Шаг в будущее").

2. Создание на базе научных центров и крупнейших предприятий энергетического машиностроения образовательных площадок, на которых студенты старших курсов ВУЗов будут проходить производственную практику непосредственно в отделах с выполнением работ по тематике НИОКР.

3. Привлечение высших учебных заведений к выполнению НИОКР по заказам предприятий энергетического машиностроения.

4. Открытие на крупнейших предприятиях энергетического машиностроения отделений и кафедр ведущих ВУЗов, на которых ученые и специалисты будут читать лекции и вести семинарские занятия со студентами по профильным дисциплинам. В свою очередь ведущие ученые и специалисты предприятий энергетического машиностроения могут входить в научно-технические советы высших учебных заведений и учреждений профтехобразования, принимать участие в исследовательских работах на кафедрах.

5. Образование предприятиями энергетического машиностроения и высшими учебными заведениями совместных научно-учебных центров в форме некоммерческих организаций, на которые возлагается организация сотрудничества в решении задачи углубленной подготовки инженерных, научных и рабочих кадров.

6. Создание на предприятиях энергетического машиностроения отделов экспериментального проектирования, где студенты и молодые специалисты могут получать практический опыт в техническом проектировании машиностроительного оборудования.

7. Расширение международного сотрудничества предприятий энергетического машиностроения со специализированными международными организациями, занимающимися подготовкой и обучением специалистов (например, сеть ЮНЕСКО-МЦОС), для обеспечения взаимного обмена и переобучения перспективных специалистов.

8. Проведение на базе предприятий энергетического машиностроения ежегодных конференций молодых специалистов по проблемам развития энергетического машиностроения, в которых могут принимать участие студенты старших курсов профильных ВУЗов.

9. Участие научных и инженерных специалистов предприятий энергетического машиностроения в научных конференциях, организуемых учебными институтами.

10. Обеспечение технического перевооружения исследовательского оборудования базовых кафедр профильных ВУЗов силами предприятий энергетического машиностроения.

11. Реализация права на получение субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218).

12. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий энергетического машиностроения и учреждений образования.