Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

Целью проводимого исследования является определение оценки эффективности работы применяемых методов по повышению уровня толерантности граждан Российской Федерации к инвалидам, а также оценка гражданами Российской Федерации состояния доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, т.е. выявление сфер жизнедеятельности, в которых, по их мнению, присутствуют проблемы, связанные с доступностью объектов и услуг (далее - исследование). Первичная информация для расчета таких показателей формируется путем обобщения данных массовых опросов населения, полученных на основе применения опросных листов, предлагаемых для заполнения установленным порядком.

Исследование проводится в субъектах Российской Федерации, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по качественному и количественным циклам.

По качественному циклу не менее 3-х подробных интервью с каждой целевой группой инвалидов - не менее 18 респондентов в каждом регионе. Всего - не менее 72 респондентов.

По количественному циклу не менее 100 интервью с каждой целевой группой инвалидов - 600 респондентов в каждом регионе. Всего - не менее 2400 респондентов.

Не менее 600 интервью с целевой группой взрослого населения Российской Федерации в каждом субъекте Российской Федерации. Всего - не менее 2400 респондентов.

Всего по количественному циклу: не менее 4800 интервью.

Выборка респондентов в возрасте от 15-ти лет и старше - многоступенчатая стратифицированная, территориальная, случайная.

Сбор первичных данных по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИДО "Исследование об оценке инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, отношения граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов" осуществляют работники хозяйствующих субъектов, победивших в конкурсе на право заключения государственного контракта "На оказание услуг по проведению репрезентативного социологического исследования: об оценке инвалидами отношения граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов и об оценке инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - интервьюеры) методом опроса, который проводится в режиме формализованного персонального интервью.

Обработка данных исследования осуществляется исключительно для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 1).

Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 8).

В целях обеспечения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" интервьюеру строго запрещается производить в форме N 1-ИД записи, не предусмотренные программой обследования (адрес проживания и фамилию респондента).

Работниками, получающими доступ к персональным данным в ходе сбора и уточнения информации, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 10).

Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Способ формирования выборки - начинается с обращения в профильную, общественную и т.п. организацию для каждой группы из предоставленной базы. Предварительно в организации направляются запросы на проведение интервью и информационные письма об исследовании.

Профильная организация предлагает варианты встречи интервьюеров и респондентов. После проведения первых интервью интервьюеры заполняют, кроме анкеты, еще два вопроса:

Контакты других возможных респондентов, полученные от респондента;

Оценка - подходит ли респондент для проведения глубинного интервью (по 5-балльной шкале).

Подходящие кандидаты для глубинного интервью:

1. Являются типичными представителями целевой группы.

2. Находятся в период исследования в доступном месте - лично или с помощью средств связи, позволяющих запись контакта интервьюера и респондента.

3. Открыты для контакта и согласны на интервью.

4. Информированы о проблемах и тенденциях сообщества инвалидов своего региона.

5. Заинтересованы в изменении ситуации, которая выбрана как исследовательская проблема (в данном случае - отношение граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов и состояние доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы).

6. Четко выражают свои мысли.

7. Различаются по гражданским позициям, социальному статусу и базовым установкам.

Особенности проведения интервью:

Интервьюеров нужно ориентировать на вежливый и внимательный тон, однако без явного выражения жалости - нужно дать понять, что интервьюер сознает, что у респондента есть определенные физические ограничения, но это никак не влияет на способность респондента отвечать на вопросы - т.е. само интервью ведется так же, как с людьми, не имеющими ограничений жизнедеятельности, как со здоровыми людьми. Не надо жалеть - жалость может быть оскорбительна для данной целевой группы.

Для инвалидов по зрению и некоторых инвалидов с нарушениями передвижения понадобится полностью устное ведение интервью, без предъявления альбома карточек.

Для инвалидов по слуху может понадобиться полное самозаполнение анкеты - использование карточек (прилагается вариант для удобной записи в анкетах). В этом случае и два дополнительных вопроса также заполняются самим респондентом - включая оценку пригодности для глубинных интервью (вполне вероятно, что человек даст себе даже более адекватную оценку).

Целевые группы и объемы выборок:

1) инвалиды по зрению (слабовидящие) - 100 человек;

2) инвалиды по слуху (позднооглохшие, ранооглохшие, слабослышащие) - 100 человек;

3) инвалиды, требующие помощи при передвижении, - 100 человек;

4) инвалиды, требующие постоянного постороннего ухода, - 100 человек;

5) инвалиды, требующие постоянного сопровождения в общественных местах, - 100 человек;

6) женщины-инвалиды и девочки-инвалиды - 100 человек.

Целевые квоты при наборе респондентов:

┌──────────────────────────────┬─────────┬────────────┬───────────────────┐

│ Категория │ Деление │ Деление по │ Деление по месту │

│ │ по полу │ возрасту │ проживания │

├──────────────────────────────┼─────────┼────────────┼───────────────────┤

│ Инвалиды по зрению │ 30 - 45 │25 - 40 - от│ 70 - 85 человек в │

│ (слабовидящие) │ мужчин │15 до 40 лет│ городах (2 - 3 │

│ │ 55 - 70 │ 60 - 75 - │ города) │

│ │ женщины │ старше 40 │ 15 - 30 человек в │

│ │ │ лет │сельской местности │

├──────────────────────────────┼─────────┼────────────┼───────────────────┤

│ Инвалиды по слуху │ 30 - 45 │25 - 40 - от│ 70 - 85 человек в │

│ (позднооглохшие, │ мужчин │15 до 40 лет│ городах (2 - 3 │

│ ранооглохшие, слабослышащие) │ 55 - 70 │ 60 - 75 - │ города) │

│ │ женщины │ старше 40 │ 15 - 30 человек в │

│ │ │ лет │сельской местности │

├──────────────────────────────┼─────────┼────────────┼───────────────────┤

│ Инвалиды, требующие помощи │ 30 - 45 │25 - 40 - от│ 70 - 85 человек в │

│ при передвижении │ мужчин │15 до 40 лет│ городах (2 - 3 │

│ │ 55 - 70 │ 60 - 75 - │ города) │

│ │ женщины │ старше 40 │ 15 - 30 человек в │

│ │ │ лет │сельской местности │

├──────────────────────────────┼─────────┼────────────┼───────────────────┤

│ Инвалиды, требующие │ 30 - 45 │25 - 40 - от│ 70 - 85 человек в │

│ постоянного постороннего │ мужчин │15 до 40 лет│ городах (2 - 3 │

│ ухода │ 55 - 70 │ 60 - 75 - │ города) │

│ │ женщины │ старше 40 │ 15 - 30 человек в │

│ │ │ лет │сельской местности │

├──────────────────────────────┼─────────┼────────────┼───────────────────┤

│ Инвалиды, требующие │ 30 - 45 │25 - 40 - от│ 70 - 85 человек в │

│ постоянного сопровождения в │ мужчин │15 до 40 лет│ городах (2 - 3 │

│ общественных местах │ 55 - 70 │ 60 - 75 - │ города) │

│ │ женщины │ старше 40 │ 15 - 30 человек в │

│ │ │ лет │сельской местности │

├──────────────────────────────┼─────────┴────────────┼───────────────────┤

│ Женщины-инвалиды и девочки- │ 20 - 25 девочек в │ 70 - 80 человек в │

│ инвалиды │ возрасте 15 - 17 лет │ городах (2 - 3 │

│ │ 80 - 85 женщин в │ города) │

│ │ возрасте 18 лет и │ 20 - 30 человек в │

│ │ старше │сельской местности │

└──────────────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────┘

Заполненные опросные листы, согласно заключенному контракту, хозяйствующим субъектом сдаются Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.