2. Соотношение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 2 статьи 14.43 КоАП

2. Соотношение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 2 статьи 14.43 КоАП.

Анализ судебной практики свидетельствует, что зачастую должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора необоснованно квалифицируют нарушения обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам по части 1 статьи 14.43 КоАП, в то время, когда такие нарушения создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Неправильная квалификация административного правонарушения обуславливает ошибки, допускаемые судами при рассмотрении заявлений о привлечении к административной ответственности.

Так, Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2012 по делу N А57-10885/2012 были удовлетворены требования Управления Роспотребнадзора по Саратовской области о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП. ФАС Поволжского округа Постановлением от 22.11.2012 оставил судебный акт без изменения. Совершенное правонарушение состояло в том, что обществом допущена реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности, имеющих неудовлетворительные результаты микробиологических исследований, а также реализация продукции без обязательной и необходимой информации для потребителя.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2012 по делу N А51-12332/2012, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 05АП-7375/2012, было удовлетворено заявление Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП за продажу продукции 30 наименований с истекшим сроком годности.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.06.2012 по делу N А38-1087/2012, оставленным без изменения Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012, было удовлетворено заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП за продажу масла сливочного, содержащего БГКП.

Судебная практика содержит множество других примеров ошибок, допускаемых судами и соответственно должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при решении вопроса о квалификации административных правонарушений по части 1 или 2 статьи 14.43 КоАП. Показательно, что практически в каждом решении суда о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП имеется упоминание об установленной существенной угрозе здоровью населения административным правонарушением и, следовательно, об отсутствии оснований для прекращения дела в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Вместе с тем имеется достаточно много судебных решений, в соответствии с которыми нарушения обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам правомерно квалифицируются по части 2 статьи 14.43 КоАП.

Тем не менее, учитывая строгость санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП для юридических лиц, в каждом конкретном случае территориальным органам Роспотребнадзора необходимо доказывать и обосновывать факт возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан как следствие нарушения субъектом обязательных требований, даже если, на первый взгляд, такая угроза очевидна.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.06.2012 по делу N А38-1087/2012 юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП на основании заявления Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП. Обосновывая переквалификацию административного правонарушения, суд указал на отсутствие доказательств возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан. Первый апелляционный арбитражный суд, рассматривая жалобу общества, согласился с таким выводом арбитражного суда первой инстанции.

Следует отметить, что юридическому лицу вменялась в вину реализация масла, заявленного как сливочное, сфальсифицированного жирами неживотного происхождения, к тому же содержащего БГКП (колиформы).

В другом случае Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП. В соответствии с протоколом об административном правонарушении в вину юридическому лицу было вменено нарушение части 2 статьи 8, пункта 13 части 25 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", пунктов 1.5, 3.1.1 СанПиН 2.3.2.1324.

Существо правонарушения заключалось в изготовлении и выпуске в обращение молочной продукции с недостоверной информацией о дате ее изготовления, так называемой "авансовой маркировкой".

Арбитражный суд Пермского края своим Решением от 20.04.2012 N А50-3135/2012 привлек общество к административной ответственности, однако изменил квалификацию административного правонарушения на часть 1 статьи 14.43 КоАП, мотивировав отсутствием угрозы для жизни и здоровья людей в результате реализации продукции общества. Подобный вывод сделан исходя из того обстоятельства, что на момент совершения административного правонарушения сроки годности продукции не истекли.

Не согласившись с таким выводом, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, указав, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтены положения п. 1.5, п. 3.1.1 СанПиН 2.3.2.1324, статьи 1, части 2 статьи 3 Федерального закона от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 N 17АП-5529/2012-АК доводы апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю признаны обоснованными. В мотивировочной части судебного акта сделан вывод, что нанесенная обществом маркировка со сведениями о часе и дате производства продукции фактически не является достоверной, и с учетом того, что срок годности продукта установлен 72 часа (3 суток) с момента производства, искусственно увеличивает срок годности реализуемого продукта, что влечет за собой угрозу приобретения потребителями небезопасной продукции.

После правовой оценки вышестоящей судебной инстанцией доводов о возникновении угрозы для жизни и здоровья граждан вследствие предоставления им недостоверной информации о пищевой продукции Арбитражным судом Пермского края больше не допускалось случаев переквалификации административных правонарушений с части 2 на часть 1 статьи 14.43 КоАП.

Так, Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2012 по делу N А50-14705/2012 юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП. Суть нарушения заключалась в том, что общество расфасовало и в последующем реализовало другому юридическому лицу масло, на потребительской упаковке которого содержалась недостоверная информация о составе продукта (фактически основу продукта составляли жиры растительного происхождения); срок годности, указанный на упаковке, существенно отличался от сроков годности, установленных в ГОСТ Р 52969-2008 "Масло сливочное. Технические условия". При этом на потребительской упаковке продукта не имелось предусмотренной соответствующим техническим регламентом информации о дате упаковки продукции.