Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-652-99, утвержденных МПС России 24 февраля 1999 г., других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении машинистами и помощниками машинистов железнодорожных строительных машин (далее - машинистами) работ по содержанию и ремонту железнодорожного пути и по техническому обслуживанию техники.

1.2. Руководители структурных подразделений обязаны разработать инструкции по охране труда на каждую конкретную машину с учетом требований:

настоящей Инструкции;

Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений;

руководства по эксплуатации;

конкретных особенностей модели машины;

местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования машины, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.).

1.3. К самостоятельной работе по управлению и техническому обслуживанию путевой техники допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие свидетельство на право управления машиной, имеющие удостоверение по электробезопасности не ниже третьей группы, прошедшие в установленном порядке:

медицинское освидетельствование;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

инструктаж по пожарной безопасности;

профессиональное обучение и стажировку;

проверку знаний требований охраны труда в объеме, установленном профессиональными требованиями и настоящей Инструкцией.

1.4. Не позднее одного месяца после приема на работу машинисты должны пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.5. В процессе работы машинисты должны проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда в установленные сроки, периодические медицинские осмотры, проверку знаний по электробезопасности.

1.6. Машинисты и их помощники должны пройти обучение и проверку знаний в объеме своих обязанностей:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений;

должностных инструкций и других документов, устанавливающих его обязанности, правил и инструкций по охране труда.

1.7. В процессе работы машинисты должны проходить:

повторные инструктажи по охране труда - не реже одного раза в три месяца;

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

обучение оказанию первой помощи пострадавшим - не реже одного раза в год;

проверку знаний по электробезопасности, требований нормативных документов (в объеме своих обязанностей) и периодические медицинские осмотры в установленные сроки.

1.8. Машинисты должны знать:

требования настоящей Инструкции;

назначение, устройство и принцип действия электрических машин и аппаратов, а также механического и пневматического оборудования машины;

руководство по эксплуатации машины, перечень и безопасные способы работ при техническом обслуживании машины;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

место расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

типы и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

безопасные способы строповки, вывешивания и перемещения тяжелых и крупногабаритных узлов и агрегатов машины при ремонте, уметь определять пригодность к работе канатов, крюков талей, грузозахватных приспособлений;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ.

1.9. При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны, дрезина или другое транспортное средство);

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и в отсутствии на междупутье посторонних предметов, которые мешают сходу. При подъеме на переходную площадку и при сходе с нее следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

Запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

наступать на концы железобетонных шпал;

подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и на другой подвижной состав и сходить во время движения;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.10. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции) следует соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам, тоннелям, пешеходным настилам, переездам, путепроводам;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, специального самоходного подвижного состава, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого подвижного состава.

1.11. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.12. После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.

1.13. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек или снежных заносах, при отсутствии обочин) проход по пути допускается с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу правильному движению поездов;

руководитель должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально назначенный и проинструктированный сигналист, ограждающий группу сигналами остановки;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) должны назначаться сигналисты, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан своевременно - не ближе чем за 400 м от приближающегося поезда сойти с пути и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден на расстоянии более 500 м, должны назначаться промежуточные сигналисты.

1.14. Сходить с пути при появлении поезда (в том числе и по соседнему пути) нужно заблаговременно, но не ближе чем за 400 м от поезда (при установленной скорости до 140 км/ч включительно), на расстоянии не менее чем 2 м от крайнего рельса.

1.15. При пропуске подвижного состава следует следить за состоянием проходящего состава для своевременного обнаружения нарушений габарита из-за волочения проволоки, из-за неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек.

Запрещается:

при пропуске поезда переходить в колею или на концы шпал соседнего пути;

садиться на рельс во время перерыва в работе;

переходить или перебегать через путь перед приближающимся подвижным составом.

1.16. После прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд или другая подвижная единица.

1.17. При производстве работ на закрытом для движения поездов пути (огражденном сигналами остановки) во время прохода поезда по соседнему пути работы прекращаются. Сходить, убирать инструмент и материалы с закрытого для движения поездов пути не требуется.

1.18. Машинист должен:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, инвентарь, материалы, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

быть внимательным в местах движения транспорта.

1.19. Машинисту запрещается:

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работы без получения от руководителя инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытания;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

наступать на электрические провода и кабели;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.20. Во время работы на машиниста могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

нервно-психические перегрузки при интенсивной работе в "окно" в условиях движения поездов по соседнему пути;

повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

движущийся подвижной состав и транспортные средства;

движущиеся рабочие органы машины или элементы оборудования;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

перемещаемые в процессе работы материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;

падающие с высоты предметы и инструменты;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

неблагоприятные метеоусловия: плохие условия видимости при тумане и снегопаде, низкая или высокая температура воздуха, дождь, повышенная влажность;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.

1.21. Режимы труда и отдыха машинистов должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, а также с правилами внутреннего распорядка с учетом местных особенностей работы.

Для машинистов устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц и непрерывной продолжительностью работы не более 12 часов.

Отдых между сменами не менее 12 часов.

Работникам, обслуживающим путевые машины, в рабочее время включается время непосредственной работы на машине, время на подготовку машины к работе, ожидания отправления, прицепки и отцепки от локомотива, следование по перегону, возвращение обратно, маневры на станции и постановка машины на отстой.

1.22. Машинисты должны обеспечиваться следующими сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты:

костюм "Механик" летний или костюм хлопчатобумажный;

рукавицы комбинированные;

сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

очки защитные;

страховочный пояс;

защитная каска;

сигнальный жилет;

респиратор;

наушники.

а) При наружных работах зимой дополнительно:

теплозащитный костюмом "Механик";

валенки;

галоши на валенки;

шапка-ушанка со звукопроводными вставками.

б) При выполнении работ по осмотру и ремонту электрооборудования дополнительно:

галоши диэлектрические;

перчатки диэлектрические;

ковер диэлектрический.

в) При наружных работах по осмотру и ремонту в пунктах технического обслуживания дополнительно:

полуплащ из плащ-палатки или прорезиненной ткани.

При получении дополнительных средств индивидуальной защиты, таких как респиратор, противогаз, машинист должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.23. Машинисты должны следить за исправностью спецодежды, своевременно стирать и ремонтировать, а также содержать ее в чистоте и порядке.

Личная одежда должна храниться отдельно от спецодежды и спецобуви.

1.24. При выполнении работ в зоне движения поездов и при нахождении на железнодорожных путях станций и перегонов машинисты должны быть одеты в сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.25. При работе на высоте машинисты должны использовать предохранительные пояса и страховочные канаты. Предохранительный пояс и страховочный канат должны осматриваться перед каждым применением и испытываться один раз в шесть месяцев.

Для защиты головы (при опасности ее травмирования, падения с высоты, при перемещении грузов и т.п.) машинисты должны использовать защитные каски.

1.26. Машинисты, подвергающиеся воздействию сверхнормативных уровней шума, должны использовать средства индивидуальной защиты органов слуха (наушники, вкладыши).

1.27. В районах распространения гнуса, комаров, мошки работники должны пользоваться защитными средствами против укусов - репеллентами и противомоскитными сетками.

1.28. Машинисты должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных и приспособленных для этого местах;

не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и аккумуляторным батареям;

не применять электронагревательные приборы в неустановленных местах;

не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо и масло;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, а соединенные провода надежно изолированы и закреплены;

не подогревать открытым огнем топливо и масло в баках;

не хранить на машине в неустановленных местах спецодежду, обтирочные материалы.

1.29. Лицом, ответственным за организацию тушения пожара, является старший машинист, который обязан знать пожароопасные места на машине, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.

1.30. В случае возникновения пожара обслуживающий персонал обязан принять меры к остановке подвижного состава, ограждению его установленным порядком, приступить к тушению пожара, сообщить о пожаре руководителю работ, поездному диспетчеру или дежурному по станции.

1.31. Запрещается приступать к тушению пожара без отключения автоматов или глушения дизель-генератора.

1.32. В машинах и в турных вагонах с печным отоплением запрещается:

загромождать проходы и тамбурные двери;

допускать пребывание посторонних лиц;

пользоваться открытым огнем для подогрева масла в картере и баке дизеля, при осмотре, заправке, чистке дизеля, приборов электрооборудования;

допускать скопление грязи и ветоши, пропитанной горючими веществами;

пользоваться для растопки печи легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, применять керосиновые и другие горелки для освещения машины;

топить печь с открытой дверцей;

применять для топки печей дрова, длина которых превышает размер топки;

оставлять печи без присмотра;

развешивать около печи одежду, сушить обувь, хранить рядом дрова и другие горючие материалы;

выбрасывать на ходу поезда золу и шлак.

Отопительная печь должна быть прочно прикреплена к полу на стальном листе с асбестовой прокладкой, двери печи должны прочно закрываться.

Для хранения угля и дров должен быть оборудован железный ящик, жестко прикрепленный к полу.

По окончании работы печь должна быть потушена, дверцы закрыты.

На машине должны быть следующие противопожарные средства:

огнетушители порошковые или углекислотные - 4 шт. (по одному в каждой кабине) и дополнительно 2 шт. в дизельном помещении (при наличии его на машине);

лопата, лом, топор, ведро.

1.33. При получении травмы или при заболевании машинист должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником машинист должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю работ или вышестоящему руководителю.