Независимый эксперт В.В. Луценко, аккредитованный Минюстом России на проведение антикоррупционных экспертиз
│ Независимый эксперт В.В. Луценко, аккредитованный Минюстом России на │
│ проведение антикоррупционных экспертиз │
├───┬──────────────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┤
│47.│НПА в целом │Отсутствие проблемы для ее│ Разработчику для │
│ │ │правового регулирования. │ сведения │
│ │ │Избыточные издержки предприятий на│ │
│ │ │ведение учета и хранение большого│ │
│ │ │объема бесполезной отчетности. │ │
│ │ │Разработчик НПА некорректно│ │
│ │ │определил факторы, которые│ │
│ │ │обуславливают необходимость│ │
│ │ │государственного вмешательства. │ │
│ │ │Необходимость государственного│ │
│ │ │участия при принятии НПА│ │
│ │ │отсутствовала, поскольку требование│ │
│ │ │пункта 1 статьи 19 ФЗ "Об отходах│ │
│ │ │производства и потребления" ранее│ │
│ │ │уже было реализовано при│ │
│ │ │утверждении федеральным органом│ │
│ │ │исполнительной власти в области│ │
│ │ │статистического учета по│ │
│ │ │согласованию с регулятором формы│ │
│ │ │отчетности 2-тп (отходы). │ │
│ │ │Цель государственного регулирования│ │
│ │ │отсутствует и не вытекает из│ │
│ │ │сложившейся ситуации. НПА имитирует│ │
│ │ │государственное регулирование,│ │
│ │ │обрекая хозяйствующих субъектов на│ │
│ │ │бессмысленное занятие сбором│ │
│ │ │сведений о всех этапах обращения с│ │
│ │ │каждым видом отходов, фиксации│ │
│ │ │огромного числа бессмысленных│ │
│ │ │показателей по каждому виду│ │
│ │ │отходов, тем более что в итоге все│ │
│ │ │эти виды отходов окажутся в одном│ │
│ │ │контейнере в общей массе отходов и│ │
│ │ │размещены на объекте размещения│ │
│ │ │отходов. │ │
│ │ │Административные процедуры,│ │
│ │ │реализуемые ответственными органами│ │
│ │ │исполнительной власти, не│ │
│ │ │предусмотрены федеральным законом,│ │
│ │ │поскольку законом не предусмотрено│ │
│ │ │представление текущих учетных│ │
│ │ │данных в области обращения с│ │
│ │ │отходами федеральным органам│ │
│ │ │исполнительной власти, за│ │
│ │ │исключением статотчетности по форме│ │
│ │ │2-тп (отходы) за истекший│ │
│ │ │календарный год. │ │
│ │ │Предложения │ │
│ │ │НПА подлежит отмене. │ │
│ │ │Если сохранять этот НПА, то статус│ │
│ │ │его должен быть заменен на│ │
│ │ │рекомендательный (Рекомендации по│ │
│ │ │учету в области обращения с│ │
│ │ │отходами). │ │
│ │ │Документ должен быть полностью│ │
│ │ │переработан. Пункты 6 - 9,│ │
│ │ │касающиеся установления требований │ │
│ │ │о бумажном и электронном оформлении│ │
│ │ │результатов учета, ежедневного и│ │
│ │ │ежемесячного учета, "брошюровки"│ │
│ │ │томов учетных листов, заверения│ │
│ │ │учетных листов печатью организации,│ │
│ │ │подлежат исключению. │ │
│ │ │Можно сохранить в качестве│ │
│ │ │рекомендации ежеквартальное│ │
│ │ │оформление данных учета по│ │
│ │ │организации в целом и по ее│ │
│ │ │обособленным подразделениям в целях│ │
│ │ │равномерного распределения нагрузки│ │
│ │ │на лиц, осуществляющих учет в│ │
│ │ │области обращения с отходами, для│ │
│ │ │обеспечения внутреннего контроля│ │
│ │ │организации и исключения чрезмерной│ │
│ │ │нагрузки при оформлении годовой│ │
│ │ │отчетности по форме 2-тп (отходы). │ │
│ │ │Оптимальный вариант решения│ │
│ │ │проблемы учета: │ │
│ │ │1. На основании показателей за│ │
│ │ │предыдущий год определяются│ │
│ │ │соответствующие плановые показатели│ │
│ │ │на планируемый (или текущий) год.│ │
│ │ │Показатели за предыдущий год могут│ │
│ │ │быть откорректированы с учетом│ │
│ │ │возможного планируемого изменения│ │
│ │ │режима работы предприятия. Можно│ │
│ │ │пользоваться для этих целей│ │
│ │ │соответствующими показателями,│ │
│ │ │представленными в ПНООЛР. │ │
│ │ │2. Эти плановые годовые показатели│ │
│ │ │распределяются по кварталам либо│ │
│ │ │равномерно, либо с учетом иного│ │
│ │ │режима работы предприятия. │ │
│ │ │3. Для расчета платы за размещение│ │
│ │ │отходов по итогам квартала│ │
│ │ │используются плановые показатели,│ │
│ │ │основанные на соответствующих│ │
│ │ │показателях за предыдущий год с│ │
│ │ │учетом корректировки изменений│ │
│ │ │режима работы предприятия на│ │
│ │ │текущий год. │ │
│ │ │4. По итогам года определяются│ │
│ │ │фактические учетные показатели: │ │
│ │ │- масса образованных отходов│ │
│ │ │каждого вида; │ │
│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │
│ │ │переданных сторонним лицам или│ │
│ │ │полученных от сторонних лиц; │ │
│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │
│ │ │находящихся на хранении; │ │
│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │
│ │ │направленных на захоронение; │ │
│ │ │- масса накопленных│ │
│ │ │(неразмещенных) отходов каждого│ │
│ │ │вида по состоянию на конец года │ │
│ │ │5. Каждый фактический показатель,│ │
│ │ │определенный по итогам календарного│ │
│ │ │года, подтверждается│ │
│ │ │соответствующими документами│ │
│ │ │(технической и технологической│ │
│ │ │документацией, актами, договорами и│ │
│ │ │т.п.). │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│48.│п. 3 и п. 10 │В п. 3 в последнем абзаце│ Разработчику для │
│ │ │устанавливается: │ сведения │
│ │ │"Учет в области обращения с│ │
│ │ │отходами ведется отдельно по│ │
│ │ │каждому территориально│ │
│ │ │обособленному подразделению либо│ │
│ │ │филиалу (при их наличии) и по│ │
│ │ │юридическому лицу (индивидуальному│ │
│ │ │предпринимателю) в целом". │ │
│ │ │В то же время в п. 10│ │
│ │ │устанавливается иная норма: │ │
│ │ │"10. Таблицы данных учета ведутся│ │
│ │ │по каждому структурному│ │
│ │ │подразделению (цех, участок,│ │
│ │ │площадка) юридического лица и│ │
│ │ │индивидуального предпринимателя│ │
│ │ │(его филиала)". │ │
│ │ │Таким образом, с одной стороны, в│ │
│ │ │Порядке устанавливается требование│ │
│ │ │о ведении учета по ИП и ЮЛ в целом,│ │
│ │ │либо по территориально обособленным│ │
│ │ │подразделениям, а с другой стороны,│ │
│ │ │устанавливается требование о│ │
│ │ │ведении учета по каждому│ │
│ │ │структурному подразделению (цеху,│ │
│ │ │участку, площадке)". │ │
│ │ │Норма, установленная п. 10,│ │
│ │ │противоречит норме, установленной│ │
│ │ │п. 3. Такое внутреннее противоречие│ │
│ │ │в нормативном правовом акте│ │
│ │ │представляются недопустимым. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│49.│п. 6 │П. 6 в абзаце 1 устанавливается: │ Разработчику для │
│ │ │"6. Данные учета в области│ сведения │
│ │ │обращения с отходами юридическими│ │
│ │ │лицами и индивидуальными│ │
│ │ │предпринимателями оформляются в│ │
│ │ │письменном и/или электронном виде│ │
│ │ │по прилагаемому образцу (приложения│ │
│ │ │1, 2, 3, 4 к Порядку)". │ │
│ │ │Данным абзацем устанавливается│ │
│ │ │требование к оформлению данных│ │
│ │ │учета "в письменном и/или│ │
│ │ │электронном виде". │ │
│ │ │Формулировка данного требования│ │
│ │ │допускает три различных исхода: │ │
│ │ │- оформление данных учета только в│ │
│ │ │письменном виде; │ │
│ │ │- оформление данных учета только в│ │
│ │ │электронном виде; │ │
│ │ │- оформление данных учета│ │
│ │ │одновременно и в письменном и в│ │
│ │ │электронном виде. │ │
│ │ │Установление неоднозначно│ │
│ │ │трактуемой нормы в НПА│ │
│ │ │представляется недопустимым. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│50.│п. 7, │Из таблиц 1 - 4 следует, что│ Разработчику для │
│ │приложения 1 │учетным периодом является квартал,│ сведения │
│ │- 4 │либо год. Следовательно, смысл│ │
│ │ │понятия "учетные данные",│ │
│ │ │используемого в Порядке,│ │
│ │ │заключается в том, что это│ │
│ │ │совокупность определенных│ │
│ │ │показателей за установленный период│ │
│ │ │(в данном случае - за квартал, либо│ │
│ │ │за год). │ │
│ │ │Такое понимание смысла понятия│ │
│ │ │"учетные данные" вполне коррелирует│ │
│ │ │с п. 7 следующего содержания: │ │
│ │ │"7. Данные учета обобщаются по│ │
│ │ │итогам очередного квартала (по│ │
│ │ │состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1│ │
│ │ │октября текущего года), а также│ │
│ │ │очередного календарного года (по│ │
│ │ │состоянию на 1 января года,│ │
│ │ │следующего за учетным) в срок не│ │
│ │ │позднее 10 числа месяца, следующего│ │
│ │ │за указанным периодом". │ │
│ │ │Следует обратить внимание на то,│ │
│ │ │что квартальная отчетность в│ │
│ │ │области обращения с отходами│ │
│ │ │действующим законодательством не│ │
│ │ │предусмотрена, поэтому требование о│ │
│ │ │ежеквартальном учете без│ │
│ │ │представления отчетности является│ │
│ │ │бессмысленным требованием,│ │
│ │ │искусственным обременением ИП и ЮЛ.│ │
│ │ │Это требование о формировании│ │
│ │ │квартальной отчетности носит│ │
│ │ │смысловое противоречие с целями│ │
│ │ │регулирования, что приводит к│ │
│ │ │избыточным действиям субъектов│ │
│ │ │предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│51.│п. 6 - 8 │Одновременно с ежеквартальным│ Разработчику для │
│ │ │учетом данных в области обращения с│ сведения │
│ │ │отходами п. 8 Порядка│ │
│ │ │устанавливается норма, согласно│ │
│ │ │которой ИП и ЮЛ предписывается│ │
│ │ │ведение ежемесячного учета данных,│ │
│ │ │что вносит новую неопределенность в│ │
│ │ │порядок учета. │ │
│ │ │Так в абзаце 2 п. 8 Порядка│ │
│ │ │устанавливается: │ │
│ │ │"Один раз в месяц, но не позднее 15│ │
│ │ │числа каждого месяца, учетные листы│ │
│ │ │за предыдущий месяц брошюруются, с│ │
│ │ │приложением к ним титульного│ │
│ │ │листа". │ │
│ │ │Согласно абзацу 1 п. 6 Порядка│ │
│ │ │(приложения 1 - 4 к Порядку)│ │
│ │ │учетные данные (учетные листы)│ │
│ │ │могут содержать сведения либо за│ │
│ │ │квартал, либо за год. Форма│ │
│ │ │месячных учетных листов, а также│ │
│ │ │форма титульного листа Порядком не│ │
│ │ │установлены. Порядком не установлен│ │
│ │ │наименьший период фиксации данных│ │
│ │ │учета, которые подлежат ежемесячной│ │
│ │ │"брошюровке". │ │
│ │ │Абзац 2 п. 8 Порядка не│ │
│ │ │соответствует абзацу 1 п. 6. Такое│ │
│ │ │внутреннее противоречие│ │
│ │ │представляется недопустимым. │ │
│ │ │П. 7 Порядка устанавливаются│ │
│ │ │неопределенные, трудновыполнимые и│ │
│ │ │обременительные требования к│ │
│ │ │субъектам предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности, что│ │
│ │ │приводит к избыточным действиям│ │
│ │ │субъектов предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности,│ │
│ │ │создает риски ведения│ │
│ │ │предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности. │ │
│ │ │Эти требования носят смысловое│ │
│ │ │противоречие с целями│ │
│ │ │регулирования. │ │
│ │ │В абзаце 3 п. 8 Порядка│ │
│ │ │устанавливается: │ │
│ │ │"В случае наличия у юридического│ │
│ │ │лица и индивидуального│ │
│ │ │предпринимателя по итогам│ │
│ │ │календарного месяца значительного│ │
│ │ │количества учетных листов (более│ │
│ │ │100 листов) допускается их│ │
│ │ │брошюрование в несколько книг, при│ │
│ │ │этом каждой книге присваивается│ │
│ │ │порядковый номер, нумерация листов│ │
│ │ │сохраняется сквозной в течение│ │
│ │ │месяца". │ │
│ │ │Абзац 3 п. 8 не соответствует│ │
│ │ │абзацу 2 п. 8 и абзацу 1 п. 6, что│ │
│ │ │представляется недопустимым. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│52.│п. 8 и п. 9 │Требования, установленные в абзаце│ Разработчику для │
│ │ │4 п. 8 и в п. 9, являются│ сведения │
│ │ │обременительными к субъектам│ │
│ │ │предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│53.│Абзац 16, п. │Смысл словосочетания "при этом│ Разработчику для │
│ │16 │учитывается также размещение в│ сведения │
│ │ │эксплуатируемых объектах хранения│ │
│ │ │отходов ранее накопленных отходов"│ │
│ │ │недоступен для понимания. │ │
│ │ │Это означает, что этой нормой│ │
│ │ │устанавливаются неопределенные,│ │
│ │ │трудновыполнимые требования к│ │
│ │ │субъектам предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности, что│ │
│ │ │создает риски ведения│ │
│ │ │предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности. │ │
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤
│54.│Абзац 19, п. │Столбец 18 содержит данные учета по│ Разработчику для │
│ │16 │накоплению отходов на конец│ сведения │
│ │ │квартала, которые не являются│ │
│ │ │данными по количеству отходов,│ │
│ │ │направленных на хранение в течение│ │
│ │ │отчетного периода. Следовательно,│ │
│ │ │требование по заполнению столбца 17│ │
│ │ │сформулировано некорректно. │ │
│ │ │Следует отметить, что учетные│ │
│ │ │данные по хранению отходов на конец│ │
│ │ │отчетного периода, представленный в│ │
│ │ │абзаце 19 пункта 16, не учитывают│ │
│ │ │данные по учету отходов,│ │
│ │ │находящихся в объектах хранения│ │
│ │ │отходов, которые могут быть│ │
│ │ │направлены на использование,│ │
│ │ │обезвреживание, захоронение или│ │
│ │ │переданы другим ИП и ЮЛ для│ │
│ │ │использования, обезвреживания или│ │
│ │ │размещения. Формулировка абзаца 19│ │
│ │ │п. 16 не учитывает все возможные│ │
│ │ │операции с отходами при заполнении│ │
│ │ │столбца 17 приложения N 1, что│ │
│ │ │представляется некорректным. │ │
│ │ │Это замечание относится также к│ │
│ │ │предпоследнему абзацу п. 19,│ │
│ │ │который не учитывает все возможные│ │
│ │ │операции с отходами при заполнении│ │
│ │ │столбца 15 приложения N 4. │ │
│ │ │Этими положениями устанавливаются│ │
│ │ │неопределенные требования к│ │
│ │ │субъектам предпринимательской и│ │
│ │ │инвестиционной деятельности. │ │
└───┴──────────────┴───────────────────────────────────┴──────────────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей