Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Независимый эксперт В.В. Луценко, аккредитованный Минюстом России на проведение антикоррупционных экспертиз

│ Независимый эксперт В.В. Луценко, аккредитованный Минюстом России на │

│ проведение антикоррупционных экспертиз │

├───┬──────────────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┤

│47.│НПА в целом │Отсутствие проблемы для ее│ Разработчику для │

│ │ │правового регулирования. │ сведения │

│ │ │Избыточные издержки предприятий на│ │

│ │ │ведение учета и хранение большого│ │

│ │ │объема бесполезной отчетности. │ │

│ │ │Разработчик НПА некорректно│ │

│ │ │определил факторы, которые│ │

│ │ │обуславливают необходимость│ │

│ │ │государственного вмешательства. │ │

│ │ │Необходимость государственного│ │

│ │ │участия при принятии НПА│ │

│ │ │отсутствовала, поскольку требование│ │

│ │ │пункта 1 статьи 19 ФЗ "Об отходах│ │

│ │ │производства и потребления" ранее│ │

│ │ │уже было реализовано при│ │

│ │ │утверждении федеральным органом│ │

│ │ │исполнительной власти в области│ │

│ │ │статистического учета по│ │

│ │ │согласованию с регулятором формы│ │

│ │ │отчетности 2-тп (отходы). │ │

│ │ │Цель государственного регулирования│ │

│ │ │отсутствует и не вытекает из│ │

│ │ │сложившейся ситуации. НПА имитирует│ │

│ │ │государственное регулирование,│ │

│ │ │обрекая хозяйствующих субъектов на│ │

│ │ │бессмысленное занятие сбором│ │

│ │ │сведений о всех этапах обращения с│ │

│ │ │каждым видом отходов, фиксации│ │

│ │ │огромного числа бессмысленных│ │

│ │ │показателей по каждому виду│ │

│ │ │отходов, тем более что в итоге все│ │

│ │ │эти виды отходов окажутся в одном│ │

│ │ │контейнере в общей массе отходов и│ │

│ │ │размещены на объекте размещения│ │

│ │ │отходов. │ │

│ │ │Административные процедуры,│ │

│ │ │реализуемые ответственными органами│ │

│ │ │исполнительной власти, не│ │

│ │ │предусмотрены федеральным законом,│ │

│ │ │поскольку законом не предусмотрено│ │

│ │ │представление текущих учетных│ │

│ │ │данных в области обращения с│ │

│ │ │отходами федеральным органам│ │

│ │ │исполнительной власти, за│ │

│ │ │исключением статотчетности по форме│ │

│ │ │2-тп (отходы) за истекший│ │

│ │ │календарный год. │ │

│ │ │Предложения │ │

│ │ │НПА подлежит отмене. │ │

│ │ │Если сохранять этот НПА, то статус│ │

│ │ │его должен быть заменен на│ │

│ │ │рекомендательный (Рекомендации по│ │

│ │ │учету в области обращения с│ │

│ │ │отходами). │ │

│ │ │Документ должен быть полностью│ │

│ │ │переработан. Пункты 6 - 9,│ │

│ │ │касающиеся установления требований │ │

│ │ │о бумажном и электронном оформлении│ │

│ │ │результатов учета, ежедневного и│ │

│ │ │ежемесячного учета, "брошюровки"│ │

│ │ │томов учетных листов, заверения│ │

│ │ │учетных листов печатью организации,│ │

│ │ │подлежат исключению. │ │

│ │ │Можно сохранить в качестве│ │

│ │ │рекомендации ежеквартальное│ │

│ │ │оформление данных учета по│ │

│ │ │организации в целом и по ее│ │

│ │ │обособленным подразделениям в целях│ │

│ │ │равномерного распределения нагрузки│ │

│ │ │на лиц, осуществляющих учет в│ │

│ │ │области обращения с отходами, для│ │

│ │ │обеспечения внутреннего контроля│ │

│ │ │организации и исключения чрезмерной│ │

│ │ │нагрузки при оформлении годовой│ │

│ │ │отчетности по форме 2-тп (отходы). │ │

│ │ │Оптимальный вариант решения│ │

│ │ │проблемы учета: │ │

│ │ │1. На основании показателей за│ │

│ │ │предыдущий год определяются│ │

│ │ │соответствующие плановые показатели│ │

│ │ │на планируемый (или текущий) год.│ │

│ │ │Показатели за предыдущий год могут│ │

│ │ │быть откорректированы с учетом│ │

│ │ │возможного планируемого изменения│ │

│ │ │режима работы предприятия. Можно│ │

│ │ │пользоваться для этих целей│ │

│ │ │соответствующими показателями,│ │

│ │ │представленными в ПНООЛР. │ │

│ │ │2. Эти плановые годовые показатели│ │

│ │ │распределяются по кварталам либо│ │

│ │ │равномерно, либо с учетом иного│ │

│ │ │режима работы предприятия. │ │

│ │ │3. Для расчета платы за размещение│ │

│ │ │отходов по итогам квартала│ │

│ │ │используются плановые показатели,│ │

│ │ │основанные на соответствующих│ │

│ │ │показателях за предыдущий год с│ │

│ │ │учетом корректировки изменений│ │

│ │ │режима работы предприятия на│ │

│ │ │текущий год. │ │

│ │ │4. По итогам года определяются│ │

│ │ │фактические учетные показатели: │ │

│ │ │- масса образованных отходов│ │

│ │ │каждого вида; │ │

│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │

│ │ │переданных сторонним лицам или│ │

│ │ │полученных от сторонних лиц; │ │

│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │

│ │ │находящихся на хранении; │ │

│ │ │- масса отходов каждого вида,│ │

│ │ │направленных на захоронение; │ │

│ │ │- масса накопленных│ │

│ │ │(неразмещенных) отходов каждого│ │

│ │ │вида по состоянию на конец года │ │

│ │ │5. Каждый фактический показатель,│ │

│ │ │определенный по итогам календарного│ │

│ │ │года, подтверждается│ │

│ │ │соответствующими документами│ │

│ │ │(технической и технологической│ │

│ │ │документацией, актами, договорами и│ │

│ │ │т.п.). │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│48.│п. 3 и п. 10 │В п. 3 в последнем абзаце│ Разработчику для │

│ │ │устанавливается: │ сведения │

│ │ │"Учет в области обращения с│ │

│ │ │отходами ведется отдельно по│ │

│ │ │каждому территориально│ │

│ │ │обособленному подразделению либо│ │

│ │ │филиалу (при их наличии) и по│ │

│ │ │юридическому лицу (индивидуальному│ │

│ │ │предпринимателю) в целом". │ │

│ │ │В то же время в п. 10│ │

│ │ │устанавливается иная норма: │ │

│ │ │"10. Таблицы данных учета ведутся│ │

│ │ │по каждому структурному│ │

│ │ │подразделению (цех, участок,│ │

│ │ │площадка) юридического лица и│ │

│ │ │индивидуального предпринимателя│ │

│ │ │(его филиала)". │ │

│ │ │Таким образом, с одной стороны, в│ │

│ │ │Порядке устанавливается требование│ │

│ │ │о ведении учета по ИП и ЮЛ в целом,│ │

│ │ │либо по территориально обособленным│ │

│ │ │подразделениям, а с другой стороны,│ │

│ │ │устанавливается требование о│ │

│ │ │ведении учета по каждому│ │

│ │ │структурному подразделению (цеху,│ │

│ │ │участку, площадке)". │ │

│ │ │Норма, установленная п. 10,│ │

│ │ │противоречит норме, установленной│ │

│ │ │п. 3. Такое внутреннее противоречие│ │

│ │ │в нормативном правовом акте│ │

│ │ │представляются недопустимым. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│49.│п. 6П. 6 в абзаце 1 устанавливается: │ Разработчику для │

│ │ │"6. Данные учета в области│ сведения │

│ │ │обращения с отходами юридическими│ │

│ │ │лицами и индивидуальными│ │

│ │ │предпринимателями оформляются в│ │

│ │ │письменном и/или электронном виде│ │

│ │ │по прилагаемому образцу (приложения│ │

│ │ │1, 2, 3, 4 к Порядку)". │ │

│ │ │Данным абзацем устанавливается│ │

│ │ │требование к оформлению данных│ │

│ │ │учета "в письменном и/или│ │

│ │ │электронном виде". │ │

│ │ │Формулировка данного требования│ │

│ │ │допускает три различных исхода: │ │

│ │ │- оформление данных учета только в│ │

│ │ │письменном виде; │ │

│ │ │- оформление данных учета только в│ │

│ │ │электронном виде; │ │

│ │ │- оформление данных учета│ │

│ │ │одновременно и в письменном и в│ │

│ │ │электронном виде. │ │

│ │ │Установление неоднозначно│ │

│ │ │трактуемой нормы в НПА│ │

│ │ │представляется недопустимым. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│50.│п. 7, │Из таблиц 1 - 4 следует, что│ Разработчику для │

│ │приложения 1 │учетным периодом является квартал,│ сведения │

│ │- 4 │либо год. Следовательно, смысл│ │

│ │ │понятия "учетные данные",│ │

│ │ │используемого в Порядке,│ │

│ │ │заключается в том, что это│ │

│ │ │совокупность определенных│ │

│ │ │показателей за установленный период│ │

│ │ │(в данном случае - за квартал, либо│ │

│ │ │за год). │ │

│ │ │Такое понимание смысла понятия│ │

│ │ │"учетные данные" вполне коррелирует│ │

│ │ │с п. 7 следующего содержания: │ │

│ │ │"7. Данные учета обобщаются по│ │

│ │ │итогам очередного квартала (по│ │

│ │ │состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1│ │

│ │ │октября текущего года), а также│ │

│ │ │очередного календарного года (по│ │

│ │ │состоянию на 1 января года,│ │

│ │ │следующего за учетным) в срок не│ │

│ │ │позднее 10 числа месяца, следующего│ │

│ │ │за указанным периодом". │ │

│ │ │Следует обратить внимание на то,│ │

│ │ │что квартальная отчетность в│ │

│ │ │области обращения с отходами│ │

│ │ │действующим законодательством не│ │

│ │ │предусмотрена, поэтому требование о│ │

│ │ │ежеквартальном учете без│ │

│ │ │представления отчетности является│ │

│ │ │бессмысленным требованием,│ │

│ │ │искусственным обременением ИП и ЮЛ.│ │

│ │ │Это требование о формировании│ │

│ │ │квартальной отчетности носит│ │

│ │ │смысловое противоречие с целями│ │

│ │ │регулирования, что приводит к│ │

│ │ │избыточным действиям субъектов│ │

│ │ │предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│51.│п. 6 - 8 │Одновременно с ежеквартальным│ Разработчику для │

│ │ │учетом данных в области обращения с│ сведения │

│ │ │отходами п. 8 Порядка│ │

│ │ │устанавливается норма, согласно│ │

│ │ │которой ИП и ЮЛ предписывается│ │

│ │ │ведение ежемесячного учета данных,│ │

│ │ │что вносит новую неопределенность в│ │

│ │ │порядок учета. │ │

│ │ │Так в абзаце 2 п. 8 Порядка│ │

│ │ │устанавливается: │ │

│ │ │"Один раз в месяц, но не позднее 15│ │

│ │ │числа каждого месяца, учетные листы│ │

│ │ │за предыдущий месяц брошюруются, с│ │

│ │ │приложением к ним титульного│ │

│ │ │листа". │ │

│ │ │Согласно абзацу 1 п. 6 Порядка│ │

│ │ │(приложения 1 - 4 к Порядку)│ │

│ │ │учетные данные (учетные листы)│ │

│ │ │могут содержать сведения либо за│ │

│ │ │квартал, либо за год. Форма│ │

│ │ │месячных учетных листов, а также│ │

│ │ │форма титульного листа Порядком не│ │

│ │ │установлены. Порядком не установлен│ │

│ │ │наименьший период фиксации данных│ │

│ │ │учета, которые подлежат ежемесячной│ │

│ │ │"брошюровке". │ │

│ │ │Абзац 2 п. 8 Порядка не│ │

│ │ │соответствует абзацу 1 п. 6. Такое│ │

│ │ │внутреннее противоречие│ │

│ │ │представляется недопустимым. │ │

│ │ │П. 7 Порядка устанавливаются│ │

│ │ │неопределенные, трудновыполнимые и│ │

│ │ │обременительные требования к│ │

│ │ │субъектам предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности, что│ │

│ │ │приводит к избыточным действиям│ │

│ │ │субъектов предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности,│ │

│ │ │создает риски ведения│ │

│ │ │предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности. │ │

│ │ │Эти требования носят смысловое│ │

│ │ │противоречие с целями│ │

│ │ │регулирования. │ │

│ │ │В абзаце 3 п. 8 Порядка│ │

│ │ │устанавливается: │ │

│ │ │"В случае наличия у юридического│ │

│ │ │лица и индивидуального│ │

│ │ │предпринимателя по итогам│ │

│ │ │календарного месяца значительного│ │

│ │ │количества учетных листов (более│ │

│ │ │100 листов) допускается их│ │

│ │ │брошюрование в несколько книг, при│ │

│ │ │этом каждой книге присваивается│ │

│ │ │порядковый номер, нумерация листов│ │

│ │ │сохраняется сквозной в течение│ │

│ │ │месяца". │ │

│ │ │Абзац 3 п. 8 не соответствует│ │

│ │ │абзацу 2 п. 8 и абзацу 1 п. 6, что│ │

│ │ │представляется недопустимым. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│52.│п. 8 и п. 9 │Требования, установленные в абзаце│ Разработчику для │

│ │ │4 п. 8 и в п. 9, являются│ сведения │

│ │ │обременительными к субъектам│ │

│ │ │предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│53.│Абзац 16, п. │Смысл словосочетания "при этом│ Разработчику для │

│ │16 │учитывается также размещение в│ сведения │

│ │ │эксплуатируемых объектах хранения│ │

│ │ │отходов ранее накопленных отходов"│ │

│ │ │недоступен для понимания. │ │

│ │ │Это означает, что этой нормой│ │

│ │ │устанавливаются неопределенные,│ │

│ │ │трудновыполнимые требования к│ │

│ │ │субъектам предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности, что│ │

│ │ │создает риски ведения│ │

│ │ │предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности. │ │

├───┼──────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┤

│54.│Абзац 19, п. │Столбец 18 содержит данные учета по│ Разработчику для │

│ │16 │накоплению отходов на конец│ сведения │

│ │ │квартала, которые не являются│ │

│ │ │данными по количеству отходов,│ │

│ │ │направленных на хранение в течение│ │

│ │ │отчетного периода. Следовательно,│ │

│ │ │требование по заполнению столбца 17│ │

│ │ │сформулировано некорректно. │ │

│ │ │Следует отметить, что учетные│ │

│ │ │данные по хранению отходов на конец│ │

│ │ │отчетного периода, представленный в│ │

│ │ │абзаце 19 пункта 16, не учитывают│ │

│ │ │данные по учету отходов,│ │

│ │ │находящихся в объектах хранения│ │

│ │ │отходов, которые могут быть│ │

│ │ │направлены на использование,│ │

│ │ │обезвреживание, захоронение или│ │

│ │ │переданы другим ИП и ЮЛ для│ │

│ │ │использования, обезвреживания или│ │

│ │ │размещения. Формулировка абзаца 19│ │

│ │ │п. 16 не учитывает все возможные│ │

│ │ │операции с отходами при заполнении│ │

│ │ │столбца 17 приложения N 1, что│ │

│ │ │представляется некорректным. │ │

│ │ │Это замечание относится также к│ │

│ │ │предпоследнему абзацу п. 19,│ │

│ │ │который не учитывает все возможные│ │

│ │ │операции с отходами при заполнении│ │

│ │ │столбца 15 приложения N 4. │ │

│ │ │Этими положениями устанавливаются│ │

│ │ │неопределенные требования к│ │

│ │ │субъектам предпринимательской и│ │

│ │ │инвестиционной деятельности. │ │

└───┴──────────────┴───────────────────────────────────┴──────────────────┘