Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подготовка и проведение мероприятий по контролю (надзору)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2021 ст. 16 изложена в новой редакции ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

40. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

Основанием для проведения планового мероприятия по контролю (надзору) является наступление периода времени, в течение которого Ростехнадзором запланирована в календарном году проверка объекта надзора в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

О проведении плановой проверки юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляется территориальным органом Ростехнадзора не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Ростехнадзор (его территориальный орган), или иным доступным способом.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

41. Основанием проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 30.10.2015 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

42. Мероприятия по контролю (надзору) проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа, оформленного в соответствии с Типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

43. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена Ростехнадзором по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 41, без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 30.10.2015 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй - третий исключены. - Приказ Ростехнадзора от 30.10.2015 N 442.

(см. текст в предыдущей редакции)

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 41, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, без согласования с органом прокуратуры.

Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 41, не допускается.

44. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа о проведении проверки указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора) (Ростехнадзор или его территориальный орган), а также вид (виды) государственного контроля (надзора);

(пп. "а" в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю (надзору), а в случае проведения мероприятия комиссией - должности, фамилии, имена и отчества руководителя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, в том числе специалистов, привлекаемых для проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз;

в) наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, с указанием адреса фактического его местонахождения;

г) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю (надзору) и срок его проведения;

д) правовые основания проведения мероприятия, в том числе нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке;

е) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

ж) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

з) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

и) даты начала и окончания проведения проверки.

44.1. При организации и проведении проверок в формах документарной и (или) выездной проверки должностными лицами Ростехнадзора (его территориального органа) при необходимости могут быть запрошены в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информация согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту.

(п. 44.1 введен Приказом Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

45. При проведении проверки должностные лица Ростехнадзора (его территориальных органов) не вправе:

а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора (его территориальных органов), от имени которого действуют эти должностные лица;

б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

в) проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2021 ст. 16 изложена в новой редакции ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

г) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ, требовать представление документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

д) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, и методами исследований, испытаний, измерений;

е) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) превышать установленные сроки проведения проверки;

з) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

и) требовать при проведении документарной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Ростехнадзором (его территориальными органами) от иных органов государственного контроля (надзора);

к) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;

л) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;

м) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

(п. 45 в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностное лицо органов государственного горного надзора в журнале учета проверок производит запись о проведенном мероприятии, содержащую сведения о наименовании территориального органа Ростехнадзора, дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю (надзору), выявленных нарушениях, составленных протоколах об административных правонарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

47. При проведении мероприятия по контролю (надзору) проводятся:

а) визуальный осмотр подконтрольных объектов и технических устройств, применяемых на этих объектах, с целью оценки соответствия установленным требованиям в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности;

б) проверка документов.

В ходе визуального осмотра фиксируются:

а) общая характеристика технического состояния объекта;

б) факты нарушений установленных требований.

Результаты осмотра отражаются в акте проверки.

48. В ходе проверки документов должностное лицо Ростехнадзора вправе потребовать для ознакомления следующую документацию, необходимую для оценки соответствия деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям промышленной безопасности и безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами:

учредительные документы, документы о государственной регистрации поднадзорной организации в качестве юридического лица - для юридического лица;

свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

документы, подтверждающие наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;

официальные издания федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов по вопросам государственного горного надзора;

свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов и сведения из этого реестра;

разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;

проектную документацию на пользование участками недр и изменения к ней, планы и схемы развития горных работ и иную документацию на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;

лицензии на право пользования недрами с приложениями, на осуществление деятельности, связанной с пользованием недрами;

договоры подряда (договоры оказания операторских услуг) на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в случаях, если к выполнению отдельных работ привлекаются иные организации;

заключения экспертизы промышленной безопасности и иных экспертиз, предусмотренных законодательством в области недропользования;

декларации промышленной безопасности;

договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

документы по укомплектованности штата работников поднадзорной организации в соответствии с установленными требованиями;

документы по допуску к работе на поднадзорном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

документы по проведению подготовки и аттестации работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам государственного горного надзора;

нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

материалы по организации и проведению мероприятий по охране горных выработок, зданий, сооружений, природных и иных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

маркшейдерскую и геологическую документацию;

документы, связанные с ликвидацией (консервацией) опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами;

документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

эксплуатационную документацию, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

документы по проведению диагностики, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;

распоряжения и предписания должностных лиц Ростехнадзора, выдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;

план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

документы на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;

документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

другие документы, относящиеся к предмету проверки, наличие и ведение которых регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности и недропользования.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе должностных лиц поднадзорной организации предоставить документацию, относящуюся к предмету проверки, также делается отметка в акте проверки.

49. Все мероприятия по контролю (надзору), проводимые Ростехнадзором, регистрируются и учитываются в журнале учета мероприятий по контролю.

50. Решение о необходимости проведения расследований, исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок принимается в случаях:

а) когда проектная документация на разработку месторождений полезных ископаемых, пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не соответствует фактическому состоянию горных работ, не обеспечивает безопасный порядок отработки запасов полезных ископаемых, не содержит достаточных технических решений для безопасного недропользования;

б) когда на поднадзорных объектах применяются технические устройства с истекшим сроком эксплуатации;

в) когда меры охраны объектов (наземных, подземных) от вредного влияния горных работ не обеспечивают их сохранность;

г) необходимости их проведения в рамках расследования причин аварий, инцидентов, несчастных случаев на поднадзорных объектах;

д) определения вреда, причиненного недрам, государственной и муниципальной собственности вследствие неправильного ведения горных и иных работ, связанных с пользованием недрами.