Таблица 5. Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2011 год
Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение
бизнеса" за 2011 год <1>
--------------------------------
<1> По данным Doing business 2013.
Страны ОЭСР (среднее) |
Страны G20 (среднее, кроме России) |
Страны БРИКС (среднее, кроме России) |
Россия |
|
57 |
83 |
116 |
64 |
|
12 |
13 |
15 |
7 |
|
186 |
220 |
260 |
177 |
|
15,8 |
18,2 |
19,9 |
7,1 |
|
22,8 |
22,8 |
28,2 |
41,2 |
|
3,7 |
8,8 |
8,9 |
5,8 |
|
42,2 |
49,8 |
57,0 |
54,1 |
Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды, уплачиваемых самим работником).
С целью более объективной оценки налоговой нагрузки на компании и физических лиц в разных странах возможно сопоставить условия налогообложения модельной организации и физических лиц, являющихся ее работниками. Для анализа использована информация о ставках соответствующих налогов (в том числе расчетных эффективных ставках) и о совокупной доле налогов и обязательных платежей в затратах на оплату труда по странам ОЭСР (Приложение 2).
В расчетах учтены следующие параметры:
- годовой объем выручки (без НДС) - 100 млн. рублей;
- расходы на заработную плату в целом по компании - 20 млн. рублей;
- материальные расходы (без НДС) - 60 млн. рублей;
- налоги, учитываемые при расчете корпоративной налоговой нагрузки:
- взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем;
- налог на прибыль организаций.
- налоговая нагрузка на физических лиц учитывает социальные вычеты по НДФЛ, пособия и прочие выплаты государства при условии, что работник состоит в браке, является единственно работающим в семье, имеет двух несовершеннолетних детей, доход соответствует среднемесячному значению по стране; нагрузка включает следующие налоги:
- НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом;
- страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые самим работником;
- НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ.
В указанных условиях в Российской Федерации показатели налоговой нагрузки по итогам 2012 года составят:
1. взносы на социальное страхование = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 30% (ставка) = 6 млн. рублей
2. налог на прибыль организаций = (100 млн. рублей (выручка) - 60 млн. рублей (материальные расходы) - 20 млн. рублей (расходы на оплату труда) - 6 млн. рублей (взносы на социальное страхование)) * 20% (ставка налога на прибыль) = 2,8 млн. рублей
3. налоговая нагрузка = (6 млн. рублей + 2,8 млн. рублей) / 100 млн. руб. (выручка) = 8,8%
1. НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 10,79% (расчетная ставка НДФЛ с учетом стандартных вычетов на двух несовершеннолетних детей) = 2,2 млн. рублей
2. НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ = (20 млн. рублей - 2,2 млн. рублей) * 15,25% (расчетная ставка НДС) = 2,7 млн. рублей
3. налоговая нагрузка = (2,2 млн. рублей + 2,7 млн. рублей) / 20 млн. рублей = 24,4%
Результаты проведенного анализа показывают, что по уровню налоговой нагрузки модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2011 года занимает 26 место из 34 стран (Приложение 3). Налоговая нагрузка в условиях 2011 года составляет 9,45% выручки модельной организации. Основной фактор, оказывающий влияние на высокий уровень нагрузки - ставки страховых взносов на социальное страхование (34% в 2011 году). В результате снижения ставок в 2012 году до 30% Российская Федерация поднялась на 23 позицию в рейтинге, налоговая нагрузка снизилась до 8,81% выручки организации.
Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской Федерации в 2011 году составила 25,25% от доходов работника. По сравнению со странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 году налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей. (Приложение 4).
Следует отметить, что страны ОЭСР на фоне снижения доходов бюджетов в 2008 - 2009 годах приняли меры по увеличению налоговой нагрузки на потребление (в том числе за счет повышения ставок НДС, акцизов) и снижения налогов на труд и капитал.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей