Судебное разбирательство

6. По мнению ПАО "НКМЗ", отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза, регулирует базовое Соглашение. Согласно пункту 1 статьи 3 базового Соглашения введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с данным Соглашением.

Свои требования ПАО "НКМЗ" основывает на том, что принятию Решения N 904 не предшествовало проведение расследования в соответствии с базовым Соглашением. Оспариваемое Решение принято по результатам пересмотра Минпромторгом России постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов", проведенного в соответствии с Соглашением переходного периода. Упомянутым постановлением сроком на три года была установлена антидемпинговая пошлина на стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины и ввозимые на территорию Российской Федерации, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8455 30 310 0 и 8455 30 390 0, в размере 26% таможенной стоимости.

В соответствии со статьей 1 Соглашения переходного периода специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применяемые в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств - членов Таможенного союза, подлежат пересмотру на предмет установления доли производства национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), для которых был установлен ущерб либо угроза ущерба, в общем объеме производства государств - членов Таможенного союза. На основании данной нормы ПАО "НКМЗ" делает вывод о том, что пересмотру подлежат только те антидемпинговые меры, которые применялись в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то есть в каждом государстве - члене Таможенного союза. Между тем оспариваемая антидемпинговая мера действовала лишь на территории Российской Федерации.

ПАО "НКМЗ" также обосновывает свое требование ссылкой на то обстоятельство, что Решение N 904 не соответствует статье 1 Соглашения о применении статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, хотя в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года (далее - Договор о функционировании ТС) с 22 августа 2012 года положения Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Соглашение ВТО) являются частью правовой системы Таможенного союза.

В пояснениях, представленных в опровержение доводов ЕЭК, ПАО "НКМЗ" указывает на то, что доклад Минпромторга России, которым завершено антидемпинговое расследование, предшествовавшее введению в Российской Федерации антидемпинговой меры в отношении стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины, представлен в Правительство Российской Федерации не 18 ноября 2010 года, как указывает Комиссия, а 4 мая 2011 года, а, значит, и датой завершения расследования является 4 мая 2011 года. Данный довод ПАО "НКМЗ" основан на возражениях Правительства Российской Федерации, представленных при рассмотрении Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела по заявлению ПАО "НКМЗ" об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов". Исходя из того, что датой завершения расследования является 4 мая 2011 года, ПАО "НКМЗ" приходит к выводу о том, что в соответствии со статьей 6 Соглашения переходного периода расследование в отношении прокатных валков из Украины должно было быть завершено в соответствии с положениями базового Соглашения.

ПАО "НКМЗ" также ссылается на то, что при рассмотрении Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации его заявления об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов" не рассматривался вопрос о соответствии процесса антидемпингового расследования положениям базового Соглашения.

ПАО "НКМЗ" считает, что предусмотренный Соглашением переходного периода особый порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, ранее применявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, не был согласован с членами Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО. По утверждению ПАО "НКМЗ", об отсутствии такого согласования свидетельствует тот факт, что параграф 1450 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, которым Рабочая группа приняла к сведению разъяснения и заявления Российской Федерации в отношении некоторых специфичных вопросов касательно режима ее внешней торговли, не содержит указаний на параграфы 597, 598 (о порядке пересмотра специальных защитных мер).

ПАО "НКМЗ" акцентирует внимание на том, что в соответствии с пунктами 620, 1450 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечить полное соответствие положениям Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года как со стороны компетентных органов Российской Федерации, так и уполномоченных органов Таможенного союза, а Рабочая группа приняла к сведению такие обязательства.

По мнению ПАО "НКМЗ", при проведении пересмотра антидемпинговой меры не было проведено расследование, не определялся факт демпинга и ущерба, что противоречит требованиям Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

В судебном заседании представители ПАО "НКМЗ" признали, что поставляли в Российскую Федерацию валки по низким ценам в связи с использованием низкокачественной стали, а также пояснили, что ОАО "Уралмашзавод" обращалось к ним с предложением о выравнивании цен, которое было отклонено.

7. Комиссия просит отказать в удовлетворении заявления ПАО "НКМЗ", признать Решение N 904 соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза.

ЕЭК считает, что Решение N 904 принято КТС в соответствии с ее полномочиями, а о принятии постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов" в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий свидетельствует мотивировочная часть решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2012 года по делу N ВАС-16795/11, по которому ПАО "НКМЗ" просило признать недействующим указанное постановление.

По доводу ПАО "НКМЗ" о том, что проведение пересмотра и, как следствие, Решение N 904 не соответствуют международному договору, заключенному в рамках Таможенного союза, а именно статье 1 Соглашения переходного периода, ЕЭК указывает следующее. Основными нормативными правовыми актами, определяющими основания применения КТС антидемпинговых мер, являлись базовое Соглашение и Соглашение переходного периода. При этом Соглашение переходного периода устанавливает особый порядок введения на таможенной территории Таможенного союза антидемпинговых мер, и в этой связи в силу общепризнанного принципа международного права lex specialis derogat lex generali (специальный закон отменяет общий закон) имеет преимущественную силу по сравнению с базовым Соглашением применительно к данному случаю. Свое утверждение ЕЭК также мотивирует ссылкой на статью 30 Конвенции о праве международных договоров, заключенной в г. Вене 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция). По мнению Комиссии, толкование Соглашения переходного периода по правилам статьи 31 Венской конвенции свидетельствует о том, что для достижения целей согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер данное Соглашение должно регулировать вопрос относительно дальнейшего применения в рамках единой системы всех специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, действующих на национальном уровне на момент его подписания, а также введенных впоследствии по результатам расследований, завершенных по нормам национального законодательства до указанного момента.

Комиссия также отмечает, что предусмотренный Соглашением переходного периода особый порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза по результатам пересмотров мер, ранее применявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, согласован с членами Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, о чем свидетельствуют выдержки из Доклада Рабочей группы (пункты 596, 598). Данное обстоятельство, по мнению ЕЭК, свидетельствует о том, что применение антидемпинговой меры на основании Решения N 904 соответствует положениям Соглашения о ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении Российской Федерации к ВТО. На основе этих договоренностей был разработан Временный регламент проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в КТС, утвержденный Решением КТС от 20 сентября 2010 года N 401 (далее - Временный регламент). Данному документу был присвоен гриф "Для служебного пользования", и по этой причине он не предоставлялся представителям ПАО "НКМЗ".

Представители Комиссии пояснили, что с заявлением о проведении повторного антидемпингового расследования в порядке статьи 2 Соглашения переходного периода ПАО "НКМЗ" не обращалось, хотя и было извещено о наличии такой возможности.

Что касается предварительного обращения ПАО "НКМЗ" в Комиссию в соответствии со статьей 4 Договора, то ЕЭК пояснила, что по результатам его рассмотрения не были установлены основания для отмены антидемпинговой меры.

Кроме того, ЕЭК пояснила, что средневзвешенная цена на прокатные валки на внутреннем рынке Украины на условиях поставки FCA (без НДС) в 2008 году для прокатных валков горячей прокатки составила 4639,47 доллара США за тонну, а для прокатных валков холодной прокатки - 5932,87 доллара США за тонну. Экспортная цена на украинские прокатные валки при поставках в Российскую Федерацию в 2008 году для прокатных валков горячей прокатки составила 3632,82 доллара США за тонну, а для прокатных валков холодной прокатки - 4812,75 доллара США за тонну. Российская цена на прокатные валки в 2008 году превысила цену на прокатные валки, происходящие из Украины, в 1,4 раза.