1. Применимое право

Согласно пункту 1 статьи 1 Договора о функционировании ТС с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

Российская Федерация присоединилась к ВТО, ратифицировав 21 июля 2012 года Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол). Указанный Протокол вступил в силу 22 августа 2012 года. Следовательно, с 22 августа 2012 года положения Соглашения ВТО стали частью правовой системы Таможенного союза в силу пункта 1 статьи 1 Договора о функционировании ТС.

В результате присоединения Российской Федерации к Марракешскому соглашению частью правовой системы Таможенного союза стало среди прочего Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года и Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, которые регулируют антидемпинговые правоотношения в рамках ВТО.

До присоединения Российской Федерации к ВТО в рамках Таможенного союза были подписаны международные договоры, также регулирующие антидемпинговые правоотношения: базовое Соглашение и Соглашение переходного периода. На основании данных международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, КТС было вынесено оспариваемое Решение. Соглашение переходного периода в момент вынесения оспариваемого Решения применялось временно в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и было надлежащим образом опубликовано (Бюллетень международных договоров. 2011. N 6. С. 10 - 17), из чего следует, что данный международный договор составлял часть правовой системы Российской Федерации и Таможенного союза согласно мнению Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П).

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора в правовой системе Таможенного союза антидемпинговые правоотношения регулируются международными договорами, заключенными в рамках ВТО и в рамках Таможенного союза.

Имея в виду, что нормы международного права, принятые в установленном порядке, имеют равную юридическую силу, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Договора о функционировании ТС международные договоры, заключенные в рамках ВТО и Таможенного союза, являются частями правовой системы Таможенного союза, не находясь при этом в иерархической подчиненности друг другу.

В то же время пункт 1 статьи 2 Договора о функционировании ТС устанавливает, в частности, что Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами. Таким образом, для установления приоритета норм ВТО над нормами Таможенного союза необходимо существование противоречия между указанными нормами.

Коллегия Суда однако не усматривает противоречий между базовым Соглашением, Соглашением переходного периода и соглашениями, заключенными в рамках ВТО, регулирующими антидемпинговые правоотношения. Соглашения, заключенные в рамках Таможенного союза и ВТО по вопросам антидемпинга, содержат аналогичные институты, идентичные по смыслу нормы. Более того, при присоединении Российской Федерации к ВТО вопрос соответствия базового Соглашения, Соглашения переходного периода и соглашений, заключенных в рамках ВТО, обсуждался в рамках Рабочей группы по вступлению Российской Федерации в ВТО в 2011 году (параграфы 596 - 598 Доклада Рабочей группы), которой противоречий между указанными нормами выявлено не было.

Коллегия Суда отмечает, что нормы, формирующие правовую систему Таможенного союза, не могут толковаться без учета норм международного права общего характера: международных договоров, универсальных и региональных обычаев, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, имеющих в силу пункта 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН равную юридическую силу. При этом в случае выявления противоречащих норм в источниках международного права международные суды руководствуются правилами lex specialis derogat lex generali (специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон) и lex posterior derogat legi priori (последующий закон отменяет (вытесняет) предыдущий). Данные правила закреплены в статьях 30, 41 Венской конвенции.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 41 Венской конвенции два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой, если возможность такого изменения предусматривается самим договором.

Международные договоры, заключенные в рамках ВТО, являются многосторонними международными договорами, позволяющими и приветствующими создание таможенных союзов (статья XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года как части Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года), следовательно, разрешающими установление специальных режимов внутри соответствующих таможенных союзов.

Кроме того, международные договоры, заключенные в рамках ВТО, не регулируют вопрос о проведении пересмотра антидемпинговой меры в случае распространения такой меры на государство, входящее в соответствующий таможенный союз. Следовательно, данные договоры предоставляют дискрецию соответствующим органам по вопросам среди прочего о том, какой из органов - наднациональный или национальный - уполномочен осуществлять пересмотр с целью распространения пошлины на территорию Таможенного союза и в какой процедуре. Нормы, регулирующие данные правоотношения, отражены в базовом Соглашении и в Соглашении переходного периода. В связи с этим Коллегия Суда соглашается с позицией ЕЭК о том, что применению в данном деле подлежит Соглашение переходного периода как специальный нормативный акт, регулирующий вопросы распространения антидемпинговой меры, ранее действовавшей на территории одного государства - члена Таможенного союза, на всю территорию Таможенного союза.

Таким образом, Коллегия Суда приходит к выводу о том, что международные договоры, заключенные в рамках Таможенного союза, являются специальными по отношению к договорам, заключенным в рамках ВТО, как регулирующие отношения исключительно в рамках Таможенного союза, членами которого на момент вынесения настоящего решения являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. При этом международные договоры специального характера соответствуют универсальным договорам, заключенным по названной теме в рамках ВТО.

Коллегия Суда отмечает, что договоры ВТО не применяются к действиям Минпромторга России в рамках антидемпингового расследования, а также к Решению N 904, поскольку указанные действия были совершены, а Решение принято до момента вступления в силу Соглашения ВТО для Российской Федерации и, как следствие, для Таможенного союза.

В соответствии со статьей 26 Венской конвенции, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то положения договора не обязательны для участника договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для указанного участника, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты.

Кроме того, Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года в пункте 3 статьи 18 устанавливает, в частности, что положения настоящего Соглашения применяются к расследованиям и к пересмотрам существующих мер, начатых в соответствии с заявлениями, поданными на дату вступления в силу для какого-либо члена Соглашения ВТО или после этой даты.

При применении идентичного положения из пункта 3 статьи 32 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам Апелляционный орган по разрешению споров в рамках ВТО в деле Brazil - Measures affecting desiccated coconut (WT/DS22/AB/R, 21 February 1997, p. 21) отметил, что "пункт 3 статьи 32 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам содержит четкое подтверждение того, что в отношении расследований и пересмотров по субсидиям и компенсационным мерам разделительной линией между нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года и Соглашением ВТО является дата подачи заявления об инициировании расследования или пересмотра. Данная норма находит ограниченное применение в ситуации, когда расследование или пересмотр продолжались на момент вступления в силу Соглашения ВТО. Это не означает, что Соглашение ВТО не применяется с 1 января 1995 года в отношении законодательства, фактов и обстоятельств, подпадающих под сферу действия по субсидиям и компенсационным мерам и статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Тем не менее в рамках уругвайского раунда переговорщики выразили четкое намерение ограничить определенной датой сферу применения Соглашения ВТО в отношении расследований и пересмотров".

Также Апелляционный орган поддержал позицию Третейской группы о том, что "меры не являются ни соответствующими, ни не соответствующими статье VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года; наоборот, они не являются предметом данной статьи" (WT/DS22/AB/R, 21 February 1997, p. 18).

Следовательно, договоры, заключенные в рамках ВТО, не применяются к действиям Минпромторга России в рамках антидемпингового расследования, а также к Решению N 904, поскольку данные соглашения стали частью правовой системы Таможенного союза с момента присоединения Российской Федерации к ВТО (22 августа 2012 года), т.е. после совершения Минпромторгом России действий в рамках антидемпингового расследования и вынесения КТС оспариваемого Решения.

Как указано выше, договоры, заключенные в рамках ВТО, могут не содержать правил по вопросам о пересмотре соответствующих антидемпинговых мер, введенных на территории одного государства - члена Таможенного союза, а затем распространенных на всю территорию Таможенного союза. Указанные правила, согласованные при присоединении Российской Федерации к ВТО, в свою очередь, содержатся в международных договорах Таможенного союза, а именно: в базовом Соглашении и Соглашении переходного периода, которые подлежат применению в настоящем деле.

Таким образом, в этом вопросе Коллегия Суда также не усматривает противоречий между универсальными международными договорами, заключенными в рамках ВТО, и региональными международными договорами, заключенными государствами - членами Таможенного союза в смысле пункта 1 статьи 2 Договора о функционировании ТС.