<Письмо> Минприроды России от 04.12.2014 N 15-29/27832 "О проведении учетов численности охотничьих ресурсов"
В Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России поступают многочисленные вопросы от уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и охотпользователей, связанные с порядком проведения учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета, данные которого используются для обоснования материалов лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, в связи с чем Департамент сообщает следующее.
Приказом Минприроды России от 11 января 2012 г. N 1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее - Приказ N 1). Приказ N 1 характеризуется преемственностью методических основ учета численности охотничьих ресурсов, не изменяемых в течение нескольких десятилетий, и его отличием от ранее применявшихся методик является возможность инструментального контроля за добросовестностью выполнения учетчиками полевых работ.
При этом Приказ N 1 не содержит алгоритма расчета численности охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях при их объединении в одну исследуемую территорию. Данные, полученные с объединенных в одну исследуемую территорию охотничьих угодий, могут быть использованы только для целей мониторинга динамики численности охотничьих ресурсов, но не для целей квотирования добычи охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях. Определение численности охотничьих ресурсов может быть осуществлено в отдельном охотничьем угодье только при проведении всего объема учетных работ, предусмотренных пунктами 10 - 18 Приказа N 1, для данного охотничьего угодья (не менее 35 учетных маршрутов общей протяженностью не менее 350 километров). Попытки расчета численности охотничьих ресурсов на часть исследуемой территории без соблюдения пунктов 10 - 18 Приказа N 1 являются нарушением Приказа N 1.
Приказ N 1 утвержден в пределах предоставленного Минприроды России права издавать нормативные правовые акты, методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с подпунктом 5.2.46 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404. При этом при проведении предварительной правовой экспертизы проекта приказа Минприроды России, предусматривающего признание утратившим силу Приказа N 1, Правовой департамент Минприроды России отметил, что законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не установлено обязательное соблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации только требований к учету, предусмотренных Приказом N 1. В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22 декабря 2012 г. N 963, мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира. Таким образом, при проведении учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе не ограничиваться применением Приказа N 1, а использовать и иные имеющиеся принятые методики и научные подходы. Учет численности охотничьих ресурсов может быть проведен и в соответствии с Методическими указаниями по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР, утвержденными заместителем начальника Главохоты РСФСР В.И. Фертиковым 20 июня 1990 г., и Методическими рекомендациями по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России, рекомендованными к изданию Минсельхозом России 28 мая 2009 г., протокол N 15. При этом необходимо соблюдать все требования к проведению учета, установленные выбранной методикой, с представлением соответствующих первичных материалов учета.
При проведении проверки ведомостей зимнего маршрутного учета на соответствие требованиям Приказа N 1 нарушения требований к осуществлению записи параметров прохождения учетного маршрута: путевых точек начала, поворотов, конца или полного электронного трека учетного маршрута, рассчитанные спутниковым навигатором во время прохождения учетного маршрута, выявляются безошибочно.
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Учитывая возможность применения любых принятых методик учета численности охотничьих ресурсов и в целях совершенствования механизмов контроля за добросовестным соблюдением требований к проведению учета, а также методического подхода к проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих ресурсов в целом, в том числе в части уменьшения необходимого объема полевых работ, ФГБУ "Центрохотконтроль" были разработаны и приняты в 2014 году Методические рекомендации по определению численности охотничьих животных методом зимнего маршрутного учета (далее - Методические рекомендации ЦОК). В сравнение с Приказом N 1 Методическими рекомендациями ЦОК предусмотрен алгоритм расчета численности охотничьих ресурсов для конкретного охотничьего угодья, что позволяет объективно устанавливать квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Определение численности охотничьих животных в соответствии с Методическими рекомендациями ЦОК также не будет являться нарушением требований законодательства Российской Федерации. При осуществлении учета численности охотничьих ресурсов в соответствии с Методическими рекомендациями ЦОК соблюдаются все условия, предусмотренные Приказом N 1. Принцип учета численности охотничьих ресурсов - подсчет следов на учетном маршруте на снегу - не нарушается и соблюдаются требования к получению первичных материалов, аналогичные требованиям Приказа N 1. Кроме того, по материалам, полученным при соблюдении Методических рекомендаций ЦОК, возможно рассчитать численность охотничьих ресурсов в соответствии с Приказом N 1.
Таким образом, при применении Методических рекомендаций ЦОК Приказ N 1 автоматически исполняется.
При этом ФГБУ "Центрохотконтроль" подготовлена специальная программа для ЭВМ, позволяющая планировать учетные маршруты в соответствии с Методическими рекомендациями ЦОК и распечатывать бланки ведомостей зимнего маршрутного учета с уже нанесенной схемой планируемого учетного маршрута и определенными в соответствии с данными геоинформационной системы длинами учетного маршрута и его частей по группам категорий среды обитания охотничьих ресурсов. Такая программа, апробированная в 2012 - 2013 гг. в Ленинградской области, показала свою эффективность и значительное снижение трудозатрат при проведении зимнего маршрутного учета. Доступ к указанной программе будет обеспечен для уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявших решение осуществлять зимний маршрутный учет в соответствии с Методическими рекомендациями ЦОК, при поступлении соответствующего письма о принятом решении в Минприроды России.
Дополнительно сообщаем, что 27 ноября 2014 г. на официальном сайте в сети "Интернет" regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения сроком на 15 дней размещен доработанный, в том числе в соответствии с Методическими рекомендациями ЦОК, проект приказа Минприроды России "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 г. N 1", который будет принят в установленном порядке.
Распространяемое общественными организациями и иными лицами, не входящими в структуру органов государственной власти, мнение о невозможности применения определенных методик учета численности охотничьих ресурсов носит субъективный характер и зачастую не соответствует положениям нормативных правовых актов, что, как следствие, приводит к неверному толкованию и применению законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, вводя в заблуждение должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных, в том числе, за осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также охотпользователей, проводящих учет численности охотничьих ресурсов.
Таким образом, при возникновении вопросов, связанных с порядком осуществления переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо обращаться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охотничьего хозяйства
А.Е.БЕРСЕНЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей