Утверждена

Решением Коллегии

Евразийской экономической комиссии

от 25 июня 2013 г. N 144

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Список изменяющих документов

(в ред. решений Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 12.05.2015 N 47, от 24.04.2017 N 39, от 30.07.2024 N 90)

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - показатели, государства-члены), являются Система национальных счетов (2008 год) и рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2014 год), Статистика долга государственного сектора. Руководство для составителей и пользователей (2013 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих показателей:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) долг сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).

3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:

"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:

займы, осуществляемые путем привлечения кредитов;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

(см. текст в предыдущей редакции)

"внешний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"внутренний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);

"долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;

"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - совокупность бюджетов подсекторов сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

"национальный (резервный) фонд" - часть средств бюджета центральных органов управления, сосредотачиваемых на специализированных счетах и подлежащих обособленному учету и управлению для решения задач, направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости и развитие экономики государства-члена;

"операции с нефинансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;

"операции с финансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;

"операции с обязательствами" - операции (принятие за минусом погашения), приводящие к изменению запасов обязательств;

"сектор государственного управления" - органы государственного управления, относящиеся к подсекторам сектора государственного управления: центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

(см. текст в предыдущей редакции)

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входят расчет показателей и (или) взаимодействие с Комиссией по вопросам предоставления и получения необходимой информации;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);

"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" - перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

(см. текст в предыдущей редакции)

"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:

в Республике Армения - отсутствует;

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в Республике Казахстан - акционерное общество "Государственный фонд социального страхования" и некоммерческое акционерное общество "Фонд обязательного медицинского страхования";

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Кыргызской Республике - Социальный фонд Кыргызской Республики, который включает в себя Пенсионный фонд, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики и Фонд оздоровления трудящихся;

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39; в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Российской Федерации - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

00000001.wmz,

где:

00000002.wmz - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000003.wmz - доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000004.wmz - расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000005.wmz - операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

Показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается по формуле:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000006.wmz,

где:

00000007.wmz - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

Д(П)КБ - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

ВВП - объем валового внутреннего продукта за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

00000008.wmz

где:

ДСГУ - долг сектора государственного управления;

ДЦОУ - долг центральных органов управления;

ДРОУ - долг региональных органов управления;

ДМОУ - долг местных (муниципальных) органов управления;

00000009.wmz - взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям.

Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления, выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) и национальной валюте.

В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.

Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.

Показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как отношение суммы номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода, и номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в национальной валюте на конец отчетного периода, к объему валового внутреннего продукта:

00000010.wmz

где:

ДСГУ (%) - долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

ДСГУВнеш' - объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу государства-члена на конец отчетного периода;

ДСГУВнеш - объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;

ДСГУВн' - объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода;

ДСГУВн - объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;

ВВП - объем валового внутреннего продукта в единицах национальной валюты в текущих ценах. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного года используется годовой объем валового внутреннего продукта. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного квартала используется совокупный объем валового внутреннего продукта за 4 квартала, включая объем валового внутреннего продукта в отчетном квартале.

Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.

(п. 5 в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39.

(см. текст в предыдущей редакции)

Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90.

(см. текст в предыдущей редакции)

В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.

При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.

7. Уполномоченные органы с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей Методики предоставляют в Комиссию информацию по показателям согласно приложению, а также в соответствии со следующими форматами, утверждаемыми Комиссией:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления - форматы F12.01.01 и F12.01.04 "Бюджет сектора государственного управления (по методологии Международного валютного фонда, кассовым методом)";

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

долг сектора государственного управления - форматы F12.10.01 и F12.10.04 "Долговые обязательства государства";

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

уровень инфляции (индекс потребительских цен) - формат F11.07.12 "Индексы потребительских цен";

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

валовой внутренний продукт - форматы F01.02.01 "Валовой внутренний продукт и образование доходов по видам экономической деятельности" и F01.07.04 "Валовой внутренний продукт".

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставление уполномоченными органами в Комиссию указанной информации осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).