В связи с поступающими запросами о составлении отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств Государственная налоговая служба Российской Федерации и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России разъясняют:
1. Крестьянские (фермерские) хозяйства после регистрации в соответствии с Законом РСФСР от 27.12.90 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобретают статус юридического лица, в связи с чем на них распространяются единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 20.03.92 N 10.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10 утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 26.12.1994 N 170.
С 01.01.1999 действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут также пользоваться и книгой "Учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства", разработанной Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "РОССИЙСКИЙ ФЕРМЕР".
В целях налогообложения прибыли, полученной от реализации несельскохозяйственной продукции и других услуг, крестьянские (фермерские) хозяйства представляют в налоговые органы "Ведомость финансовых результатов" (форма N 5-кх) с учетом следующих дополнений.
В разделе "Доходы хозяйства" после строки "Всего доходов" вписывается отдельной строкой "в том числе полученные от несельскохозяйственной деятельности" (с расшифровкой видов деятельности).
В разделе "Расходы хозяйства" после строки "Всего расходов" вписывается отдельной строкой "в том числе от несельскохозяйственной деятельности" (с расшифровкой видов деятельности).
После строки "Финансовый результат" вписывается отдельной строкой "в том числе полученный от несельскохозяйственной деятельности".
Уточненная форма N 5-кх за 1992 г. прилагается.
В настоящее время Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) совместно с Минфином России и Госналогслужбой России проводится работа по упрощению и совершенствованию учета и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты следующих видов налогов:
2.2. В соответствии с Законом РСФСР от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РСФСР" колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения в 1992 г. освобождались от уплаты таких налогов в дорожные фонды, как налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств. Законом Российской Федерации от 25.12.92 N 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" с 1 января 1993 г. от уплаты указанных налогов освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ, которым введена в действие глава 30 "Налог на имущество организаций".
2.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" освобождены от уплаты указанного налога как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
2.4. Согласно Закону РСФСР от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые в этих хозяйствах от сельскохозяйственной деятельности, в течение 5 лет, начиная с года образования хозяйства, не подлежат налогообложению.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ за исключением части 3 статьи 12 в части продажи ценных бумаг, которая утрачивает силу с 1 января 2002 года.
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся налоговых льгот в отношении доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, см. главу 23 части второй Налогового кодекса РФ.
2.6. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", имеющие обороты по реализации сельскохозяйственной продукции (товары собственного производства и приобретаемые на стороне), являются плательщиками указанного налога.
Вместе с тем согласно Закону Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" у предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие взносу в бюджет, определяются как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за приобретаемые товарно - материальные ресурсы (до 01.01.93 - списанными в отчетном периоде на издержки производства и обращения). Имеется в виду крестьянские (фермерские) хозяйства отнести к числу таких предприятий.
Кроме того, также вычитаются суммы налога по приобретению основных средств и нематериальных активов по моменту принятия их на учет и суммы налога по товарам, использованным на непроизводственные нужды этих хозяйств.
При этом суммы налога по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные цели, основным средствам и нематериальным активам, подлежали вычету:
с 1 января 1992 г. до 1 июля 1992 г. у фермерских хозяйств, доход которых от сельскохозяйственной деятельности составлял не менее 75%;
с 1 июля 1992 г. независимо от размеров полученного дохода от сельскохозяйственной деятельности.
Доведите указанные разъяснения до местных налоговых органов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Заместитель Руководителя Государственной
налоговой службы Российской Федерации
В.В.ГУСЕВ
Вице - президент Ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России
Ю.И.ЛИНИН
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей