V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
При определении сценариев учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, практика государственного управления в других сферах деятельности, результаты реализации подпрограммы, а также возможность решения проблем в сфере земельно-имущественных отношений в регионах при федеральной поддержке и вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы, в том числе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественности.
В связи с этим форма реализации Программы с участием федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации является наиболее эффективной и должна быть взята за основу.
Это подтверждается итогом реализации подпрограммы, в результате чего созданы необходимые условия для дальнейшего развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Для решения задачи развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости рассматриваются 2 сценария.
При первом сценарии (реалистичном) предполагается формирование актуальной системы задач и направлений, отвечающих проблемам, возникающим на современном этапе, приоритетам в сфере земельно-имущественных отношений и объективной необходимости сохранения принципов взаимодействия с субъектами Российской Федерации в вопросах реализации программных мероприятий.
Реализация Программы по реалистичному сценарию предусматривает преимущественное использование средств федерального бюджета, поскольку в реализации значительной части мероприятий участвуют федеральные органы исполнительной власти.
В этом случае предполагается распределение выделяемых ресурсов на наиболее приоритетные направления и мероприятия развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимости, связанные с повышением качества и доступности государственных услуг в данной сфере.
В реалистичном сценарии общий объем финансирования предусмотрен в размере 62778,05 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 60416,05 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2362 млн. рублей.
Следует отметить, что объем софинансирования Программы предусмотрен исходя из предложений, полученных от субъектов Российской Федерации, о намерениях участвовать в разработке проекта федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
Указанные объемы финансирования со стороны субъектов Российской Федерации намечены для проведения работ по формированию земельных участков, кадастровых работ (в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесения сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости, разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В рамках этого сценария предусмотрено проведение работ по созданию межрегиональных учетно-регистрационных центров и архивных центров, приобретению, строительству и реконструкции административных зданий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", развертыванию и оснащению новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания, приобретению оборудования, специальных программно-аппаратных средств и иных материально-технических ресурсов, а также проведению информационных мероприятий в сфере земельно-имущественных отношений.
Недостаток первого сценария заключается в увеличении нагрузки на федеральный бюджет. Возможен риск недофинансирования Программы в случае финансового кризиса, поскольку нехватка средств федерального бюджета негативно сказывается на степени реализации мероприятий и их результативности.
Второй сценарий (оптимистичный) также направлен на комплексное, основанное на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства и общества воздействие на конкретные, индивидуальные для каждого субъекта Российской Федерации уровни экономического развития и, как следствие, различные потребности в финансовых и организационных ресурсах.
При этом реализация оптимистичного сценария предполагает смещение акцентов на реализацию мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений, а также выполнению кадастровых работ в целях постановки на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности.
В оптимистичном сценарии общий объем финансирования предусмотрен в размере 242549,79 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 156037,79 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 86512 млн. рублей.
В оптимистичном сценарии соотношение финансирования мероприятий Программы по уточнению границ земельных участков и местоположения зданий и сооружений составляет 49,3 процента за счет средств федерального бюджета и 50,7 процента за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы по выполнению кадастровых работ с целью постановки на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Основными недостатками второго сценария реализации мероприятий Программы являются:
увеличение нагрузки на федеральный бюджет, возможен риск недофинансирования Программы;
увеличение риска недостаточного финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с неравномерностью экономического развития регионов страны и различными потребностями в финансовых и организационных ресурсах.
Массовое уточнение границ земельных участков на всей территории Российской Федерации или только на экономически активных территориях позволяет в достаточно сжатые сроки повысить качество сведений государственного кадастра. При этом существует ряд проблем и рисков, которые необходимо учитывать, в частности:
необходимость в существенных бюджетных средствах в течение планируемого периода проведения работ (независимо от варианта софинансирования);
выявленные кадастровые ошибки или возникшие земельные споры в ходе проведения кадастровых работ могут затянуть сам процесс повышения качества сведений государственного кадастра на неопределенный срок или породить социальную напряженность;
неизбежность технологических проблем, связанных с поиском правообладателей земельных участков или нежеланием правообладателей земельных участков принимать участие в кадастровых работах, что ставит под сомнение успешное проведение массовых кадастровых работ.
Следует также отметить, что проведение указанных работ возможно при условии внесения изменений в федеральное законодательство в части установления обязательного уточнения местоположения границ земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, при совершении сделок с такими земельными участками (продажа, дарение, наследование, залог и др.).
Таким образом, в 2014 - 2019 годах возможные сценарии реализации мероприятий Программы могут сопровождаться возникновением законодательных, информационных, управленческих, кадровых и иных рисков.
Также имеется риск принятия неэффективных управленческих решений, что может привести к невозможности реализации инновационных направлений развития и оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.
Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования системы управления Программой и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере земельно-имущественных отношений, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.
Учитывая вышеизложенное, выбор реалистичного сценария в качестве основного позволит обеспечить оптимальное соотношение полученных результатов и фактических затрат при достижении цели Программы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей