<Письмо> Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11 <О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования>
Министерство регионального развития Российской Федерации в целях реализации единого подхода к применению Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила, Постановление N 410), направляет разъяснения по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
1. О принадлежности запорных кранов (отключающего оборудования), расположенных на границе внутридомового газового оборудования с внутриквартирным газовым оборудованием, а также на границе внутридомового газового оборудования с сетью газораспределения.
В соответствии с абзацами четвертым и седьмым пункта 2 Правил к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматур, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
К числу элементов внутриквартирного газового оборудования относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматур, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Из вышеприведенных норм пункта 2 Правил следует, что и внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование имеет в своем составе газопроводы, границы которых, применительно к внутридомовому оборудованию, обозначены местом присоединения к газораспределительной сети или источнику газа и запорным краном (отключающим устройством) на опусках к внутриквартирному оборудованию, а в части внутриквартирного оборудования запорным краном (отключающим устройством) и размещенным внутри помещения бытовым газоиспользующим оборудованием.
В соответствии с пунктом 8 Правил проведение технического диагностирования внутриквартирного газового оборудования осуществляется путем заключения договора собственниками (пользователями) помещений, в которых оно размещено, а в отношении внутридомового оборудования многоквартирного дома такой договор заключается лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, и лишь при непосредственном способе управления многоквартирным домом - собственники расположенных в таком доме помещений) с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с пунктом 17 Правил заказчиками по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственниками таких помещений;
в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственниками таких помещений;
в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Из комплексного анализа приведенных положений Правил следует, что ими достаточно четко были распределены обязанности по обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования между исполнителями коммунальных услуг и собственниками (пользователями) расположенных в многоквартирном доме помещений.
Вышеизложенное обусловливает необходимость столь же четкого установления границ между элементами внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также внутридомового газового оборудования и газораспределительной сетью, в части уточнения вопроса о включении запорных кранов (отключающих устройств) в состав названных видов газового оборудования.
В соответствии с двенадцатым абзацем пункта 2 Правил под приостановлением подачи газа понимается совокупность действий технического характера (в том числе перекрытие запорной арматуры), которые выполняются исполнителем в предусмотренных Правилами случаях, и результатом которых является прекращение подачи газа внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.
Поскольку запорный кран (отключающее устройство) представляет собой техническое устройство, отделяющее газопроводы внутридомового от газопроводов внутриквартирного оборудования, а также является приспособлением, с использованием которого осуществляется прекращение подачи газа к внутриквартирному оборудованию, следовательно, запорный кран (отключающее устройство) относиться к внутриквартирному оборудованию не может, поскольку его функциональное назначение состоит в предотвращении (при наличии законных оснований) подачи газа на такое оборудование.
Из сравнительного анализа понятий, содержащихся в пункте 2 Правил, а также исходя из функционала элементов внутренних сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, следует, что запорный кран (отключающее оборудование), предусмотренный в абзацах четвертом и седьмом пункта 2 Правил, является техническим устройством на газопроводе, входящем в состав внутридомового газового оборудования.
Из определения внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, следует, что внешней границей внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме является место присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. N 242-ст под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
В соответствии с пунктом 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в редакции Постановления N 410 внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Таким образом, запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
2. Об исполнении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Целью настоящих Правил является обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
В соответствии с десятым абзацем пункта 2 Правил исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг (далее - договор), приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором.
Под специализированной организацией четырнадцатый абзац пункта 2 Правил понимает газораспределительную организацию, осуществляющую по договору с поставщиком транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившую в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющую в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. При этом когда предметом договора является техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в качестве топлива на котором используется сжиженный газ, наличия между поставщиком и специализированной организацией договора на транспортировку такого газа до обслуживаемого оборудования не требуется.
Таким образом, основными требованиями к газораспределительной организации, выступающей в качестве исполнителя по договору о техническом обслуживании и ремонте потребляющего природный газ внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования, являются: осуществление транспортировки газа по договору с поставщиком до места соединения сети газораспределения с указанным оборудованием, что обусловлено необходимостью формирования единой системы эксплуатации и технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; получение допуска к выполнению работ по его техническому обслуживанию и ремонту, а также наличие в составе организации аварийно-диспетчерской службы.
Такие требования к исполнителям договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обусловлены целью дополнительного обеспечения безопасности, которая в данном случае достигается объединением внутри одной организации всех функций, необходимых для надлежащего обслуживания внутридомовых газовых сетей (расположенного на них и подключенного к ним оборудования и устройств) многоквартирного дома и домовладений включая не только возможность проведения плановых работ, но и оперативное осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения, предполагающее в соответствии с пунктом 2 Правил принятие комплекса мер по предупреждению и локализации аварий.
Специфика процесса газоснабжения, характеризующаяся непосредственной связью между внутридомовым газоиспользующим оборудованием и газораспределительными сетями, передача газа по которым является предметом заключаемого поставщиком газа договора транспортировки, определяет необходимость объединения у специализированной организации, являющейся стороной такого договора, функций по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, а также техническому обслуживанию и ремонту внутренних газовых сетей многоквартирных домов и домовладений. Объединение всех функций позволяет оперативно предотвратить развитие аварийной ситуации как на централизованных, так и на внутридомовых газовых сетях, а также предупредить ее возникновение, в том числе путем превентивного ограничения или прекращения подачи газа, принимая во внимание техническое состояние и возможности газораспределительной сети (ее отдельных участков), учитывая степень риска возникновения аварии на внутридомовом (внутриквартирном) газоиспользующем оборудовании. Подобные согласованные действия возможны при условии их выполнения одним лицом, в то время как увеличение числа исполнителей будет способствовать одновременному снижению оперативности реагирования на аварийные (предаварийные) ситуации и, как следствие, возникновению угрозы жизни, здоровью и имуществу потребителей коммунальной услуги по газоснабжению.
При этом обеспечение безопасности при использовании и содержании газового оборудования указанным выше способом не затрагивает законных интересов потребителей в части выбора оптимального сочетания качества и стоимости получаемых ими услуг, поскольку цена договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на основании тарифа, рассчитываемых в соответствии с утверждаемыми Федеральной службой по тарифам методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (пункт 40 Правил), а предусмотренный Правилами порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, а также технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования предусматривает ответственность специализированной организации за недостатки оказанных услуг, следствием которых стало снижение их качеств, нанесение вреда жизни, здоровью, имуществу заказчиков, а также причинение им убытков (пункты 66 - 73 Правил).
Вместе с тем исключение множественности исполнителей договора на техническое обслуживание и ремонт потребляющего природный газ внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не может рассматриваться в качестве незаконного ограничения конкуренции в соответствующей сфере услуг и нарушения прав потребителей ввиду того, что подобный подход к регулированию правоотношений, возникающих между заказчиками и исполнителями позволяет достичь безопасности при потреблении коммунальной услуги пользования газом при одновременном соблюдении прав и законных интересов потребителей.
Вместе с тем практика применения Правил показала, что в ряде случаев газораспределительные организации, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям, предъявляемым к исполнителям работ по договору на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, зачастую находятся на таком удалении от оснащенного указанным оборудованием многоквартирного дома или домовладения, которое не позволяет должным образом организовать их регулярное и внеочередное техническое обслуживание и обеспечить незамедлительное круглосуточное реагирование на поступление информации об утечках газа и авариях на внутридомовом и внутриквартирном газовом оборудовании, которое предусмотрено пунктом 7 Правил.
Одновременно с этим имеющийся до принятия Правил успешный опыт обслуживания и аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового газового оборудования в ряде регионов, указывает на то, что осуществление подобных работ со стороны организаций, расположенных на незначительном удалении от обслуживаемых многоквартирных домов или домовладений и обладающих необходимой технической базой, включая собственную аварийно-диспетчерскую службу, а также допущенных в установленном законом порядке к выполнению работ на внутридомовом и внутриквартирном газовом оборудовании, но не осуществляющих транспортировку газа до указанного оборудования, позволяет обеспечить незамедлительное и надлежащее реагирование на информацию об аварии или угрозе ее возникновения, и тем самым соблюсти требования Правил в части безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
При этом если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), за действия которых ответственность перед заказчиком несет генеральный подрядчик.
Вместе с тем по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
При этом общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Из системного анализа вышеприведенных положений Гражданского кодекса в их сопоставлении с нормами Правил, в том числе пунктом 39, содержащим перечень существенных условий договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, следует, что при отсутствии у специализированной организации, заключившей договор возможности регулярного и своевременного проведения работ, составляющих предмет такого договора (оказания услуг, вследствие удаленности от обслуживаемого многоквартирного дома или домовладения, выполнение обязательств перед заказчиком может обеспечиваться специализированной организацией (до создания ею собственных территориально-обособленных структурных подразделений)), путем привлечения субподрядчика, местонахождение которого позволяет выполнять работы (оказывать услуги) на газовом оборудовании многоквартирного дома или домовладения в надлежащие сроки.
В этом случае специализированная организация, выступающая в качестве исполнителя по договору на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, несет ответственность перед заказчиком за действия привлеченного ею субподрядчика, который должен иметь допуск к выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметом вышеуказанного договора и собственную аварийно-диспетчерскую службу.
При этом заключаемый специализированной организацией с заказчиком договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должен содержать согласованное сторонами условие о праве специализированной организации на привлечение субподрядчика.
3. О стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работ по его замене.
Пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции в качестве одного из квалифицирующих признаков монопольно высокой цены товара называет превышение ею суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 3 Постановления N 410 предписывает Федеральной службе по тарифам утвердить методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 40 Правил цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями "О правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Таким образом, отсутствие прямого государственного регулирования тарифов на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, с учетом указанных выше положений Постановления N 410 и Правил, не может расцениваться в качестве злоупотребления в сфере установления цен на работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, включая установление специализированными организациями монопольно высокой цены на указанные работы (услуги).
В соответствии с последним абзацем пункта 10 Правил замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей