5. Подготовка и принятие нормативных правовых актов в Министерстве
5. Подготовка и принятие нормативных правовых актов
в Министерстве
5.1. Министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а также по своей инициативе в пределах компетенции издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
5.2. Приказы Министерства могут издаваться в целях реализации решений координационных и совещательных коллегиальных органов Министерства.
5.3. Нормативный правовой акт может быть издан Министерством совместно с иными федеральными органами исполнительной власти. Нормативный правовой акт считается изданным совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) указанных органов и имеет единую дату принятия и номер.
5.4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Министерства с учетом их задач, функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
Разработчиком нормативного правового акта Министерства является гражданский служащий Министерства - ответственное лицо, на которое возложена обязанность по подготовке и согласованию проекта правового акта (далее - исполнитель).
5.5. Подготовка проекта нормативного правового акта Министерства включает:
разработку текста проекта акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение исполнителем первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах актов;
подготовку пояснительной записки к проекту акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки правового акта;
раскрытие информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7507);
предварительное обсуждение на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если такое обсуждение необходимо;
проведение правовой (юридической) экспертизы проекта акта;
проведение первичной антикоррупционной экспертизы проекта акта разработчиком акта;
проведение антикоррупционной экспертизы проекта акта юридической службой Министерства;
проведение независимой антикоррупционной экспертизы с обязательным опубликованием проекта акта на официальном сайте Министерства в сети Интернет;
представление проекта акта на подписание Министру.
5.6. Проект нормативного правового акта Министерства должен отвечать следующим требованиям:
1) проект акта должен быть оформлен в соответствии с правилами, установленными Инструкцией по делопроизводству в Министерстве;
2) структура проекта акта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта акта может иметь вводную, постановляющую и заключительную части;
3) проект акта может содержать вводную часть (преамбулу), в которой излагаются правовые основания, цели, мотивы принятия этого акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются;
4) содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. В тексте проекта акта должен устанавливаться механизм реализации содержащихся в нем положений, быть логичным, лаконичным, ясным, точным, излагаться в соответствии с требованиями официально-делового стиля литературного русского языка и юридической терминологии, действующими правилами орфографии и пунктуации;
5) в проекте акта должны использоваться только официальные наименования органов и организаций, общеизвестные термины;
6) текст проекта акта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами и иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте акта иностранных слов при наличии равнозначных слов и понятий в русском языке;
7) положения проекта акта оформляются в виде пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Пункты могут разделяться на подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение;
8) значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки;
9) положения проекта акта не должны противоречить изданным ранее нормативным правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения о признании правового акта утратившим силу, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и (или) их отдельных положений, вносивших изменения в акт, который признается утратившим силу. Копии указанных актов прилагаются к представляемому проекту акта Министерства. При подготовке проекта акта о внесении изменений в действующий правовой акт последний должен быть проверен исполнителем на предмет соответствия действующему законодательству. В случае выявления норм, не соответствующих действующему законодательству, проект акта о внесении изменений в действующий правовой акт в обязательном порядке должен содержать положения, направленные на устранение таких норм.
5.7. Приложение к нормативному правовому акту Министерства является его неотъемлемой частью. Приложениями могут быть положения, регламенты, концепции, программы, перечни, таблицы, образцы документов, схемы и т.д.
Каждое приложение обязательно имеет название, которое должно соответствовать названию приведенного в тексте нормативного правового акта.
5.8. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.
5.9. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта акта законодательство Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
5.10. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
5.11. Нормативные правовые акты, изданные Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями).
При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, в том числе изданные в виде правил, порядков, инструкций и положений, оформляются приказом Министерства.
5.12. Если при подготовке нормативного правового акта установлены необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.
К проекту нормативного правового акта Министерства прилагается пояснительная записка, составленная исполнителем и подписанная руководителем структурного подразделения Министерства, которому была поручена разработка проекта акта.
5.13. Пояснительная записка к проектам нормативных правовых актов Министерства должна содержать:
обоснование необходимости принятия акта с обязательным указанием основания его издания, мотивов внесения проекта акта и краткое описание его концепции и предмета правового регулирования;
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями в случае издания акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими;
сведения о размещении на официальном сайте Министерства в сети Интернет проекта акта в целях обеспечения возможности проведения по нему независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат размещения акта, начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. В случае поступления в Министерство заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы копии таких заключений прилагаются к проекту акта;
сведения о результатах первичного анализа проекта на предмет наличия либо отсутствия коррупциогенных факторов согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084);
сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия в соответствии с Положением об особенностях подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 421 "О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2530, 2547), с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия;
сведения о раскрытии информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7507);
сведения о предварительном обсуждении проекта правового акта на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если разрабатываемый правовой акт не может быть принят без такого обсуждения. После обсуждения проекта акта к нему прилагается заключение Общественного совета при Министерстве либо указывается отсутствие основания для такого обсуждения;
перечень актов Министерства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта соответствующего акта;
описание проблемы, на решение которой направлен проект правового акта, с обоснованием предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации;
оценка соответствия проекта акта основным направлениям деятельности Министерства;
оценка эффективности предлагаемых решений;
оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления;
описание и оценка замечаний и предложений по проекту правового акта.
При необходимости к пояснительной записке прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта акта.
5.14. Проекты актов Министерства представляются на согласование исполнителем структурного подразделения Министерства, которому поручена разработка и подготовка проекта нормативного правового акта. При этом прохождение согласования проекта акта отслеживается исполнителем.
Пересылка проектов актов Министерства по почте для согласования запрещена. В случае необходимости проекты актов направляются для согласования федеральной фельдъегерской связью.
Согласование проекта правового акта Министерства осуществляется в следующем порядке:
1) руководители структурных подразделений Министерства, которым поручена разработка проекта акта;
2) заместители Министра в соответствии с распределением обязанностей;
3) руководитель юридической службы Министерства;
4) руководитель отдела документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства.
Согласование проекта акта Министерства осуществляется путем его визирования руководителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения Министерства, в листе согласования проекта.
Лист согласования проекта акта должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование вида документа (лист согласования);
2) вид и наименование согласуемого проекта;
4) наименование должности лица, с которым согласовывается проект;
5) личная подпись должностного лица, согласовывающего проект, и ее расшифровка (инициалы, фамилия);
7) дата поступления проекта на согласование;
8) отметка об исполнителе, представляющем проект акта на согласование (фамилия, имя, отчество, рабочий телефон).
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями в случае, если данное согласование предусмотрено действующим законодательством, либо в проекте акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся указанных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
5.15. Срок рассмотрения проекта акта для согласования в структурных подразделениях Министерства не должен превышать трех рабочих дней.
Срок рассмотрения проекта акта может быть продлен руководителем согласующего структурного подразделения Министерства или согласующим заместителем Министра до 10 рабочих дней в случаях, если:
концепция и содержание проекта акта имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;
в ходе согласования проекта акта требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту;
объем текста акта и приложений к нему составляет 10 и более листов.
5.16. Дата поступления проекта на согласование в структурное подразделение Министерства и дата согласования проекта указываются в соответствующих графах листа согласования проекта акта.
5.17. Правовые акты, затрагивающие вопросы работы со сведениями, составляющими государственную тайну, или сведениями конфиденциального характера, либо вопросы мобилизации, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, а также проекты положений о структурных подразделениях Министерства, внесение изменений и дополнений в них подлежат обязательному согласованию начальником отдела по защите государственной тайны, мобилизационной подготовки, организации и ведения гражданской обороны Министерства.
Перечень субъектов согласования проекта акта Министерства может быть дополнен по решению руководителя юридической службы Министерства.
5.18. Замечания к согласуемому проекту акта Министерства оформляются в виде служебной записки, адресованной руководителю структурного подразделения Министерства, которому поручена разработка проекта нормативного правового акта, с изложением возражений, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта. Указанные замечания подписываются руководителем согласующего структурного подразделения Министерства.
Отметка о наличии замечаний к проекту акта Министерства в обязательном порядке делается руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования проекта.
Без проставления руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования отметки о наличии замечаний к проекту акта Министерства и оформления соответствующих замечаний возврат документов исполнителю без согласования не допускается.
5.19. Полученные при согласовании проекта акта Министерства замечания и предложения учитываются исполнителем при доработке проекта акта.
5.20. В случае согласия с представленными замечаниями исполнитель вносит в проект акта соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному согласованию в порядке, установленном настоящим разделом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
5.21. После согласования проекта акта с руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства проект акта направляется заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей).
5.22. Для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает трех рабочих дней, проект акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в юридическую службу Министерства.
Руководитель юридической службы Министерства вправе принять решение об увеличении срока проведения экспертизы проекта акта до 10 рабочих дней в случаях, если:
концепция и содержание проекта акта Министерства имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;
в ходе проведения экспертизы проекта акта Министерства требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту.
5.23. В случае выявления в проекте акта Министерства коррупциогенных факторов или норм, не соответствующих действующему законодательству, несоответствия правовых оснований для подготовки проекта акта, указанных исполнителем во вводной части проекта и в пояснительной записке к нему, правовым основаниям, послужившим для принятия проекта акта, а также в случае несоответствия подготовленного проекта правилам юридической техники руководитель юридической службы Министерства, не визируя проект, предлагает исполнителю доработать проект, а также прилагаемые к нему документы с учетом имеющихся замечаний юридической службы Министерства.
Отметка о наличии в проекте акта замечаний по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы делается руководителем юридической службы Министерства в листе согласования проекта. Исполнитель устраняет имеющиеся замечания и дорабатывает проект в течение трех рабочих дней после возвращения ему проекта нормативного правового акта.
В случае несогласия исполнителя с предложением руководителя юридической службы Министерства о доработке проекта, а также в случае отсутствия дополнительных материалов, необходимых для проведения правовой (антикоррупционной) экспертизы проекта, руководитель юридической службы Министерства подписывает экспертное заключение, являющееся основанием для отказа в согласовании проекта акта Министерства до устранения исполнителем замечаний юридической службы Министерства.
После исключения исполнителем из текста проекта акта коррупциогенных факторов и приведения в соответствие норм, противоречащих действующему законодательству, указанный проект акта вновь представляется на согласование в юридическую службу Министерства, при этом к нему в обязательном порядке прилагаются первоначальное экспертное заключение юридической службы Министерства и первоначальный текст проекта акта Министерства.
5.24. Согласованный руководителем юридической службы Министерства проект акта Министерства вместе с представленными необходимыми материалами передается исполнителем в отдел документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства на бумажном и электронном носителях для оформления проекта акта на бланке Министерства.
При этом текстовая часть проекта акта, а также приложение (приложения) к нему должны быть завизированы юридической службой Министерства путем проставления лицом, проводившим правовую (антикоррупционную) экспертизу, своей подписи на оборотной стороне каждого листа проекта акта и приложения (приложений) к нему и штампа "Согласовано" с датой согласования.
5.25. Ответственность за соответствие представленных на бумажном и электронном носителях версий проекта акта несет исполнитель.
5.26. Проект акта Министерства, подготовленный или согласованный с нарушениями порядка, указанного в пункте 5.14 настоящего Регламента, или установленных Инструкцией по делопроизводству в Министерстве правил, возвращается ответственным лицом отдела документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства исполнителю для устранения выявленных нарушений. Исполнитель устраняет имеющиеся замечания и выявленные нарушения.
5.27. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) Министром или лицом, исполняющим его обязанности.
5.28. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
5.29. После подписания Министром приказ поступает в отдел документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства для присвоения номера и тиражирования. Представление приказа на государственную регистрацию в Минюст России осуществляется юридической службой Министерства.
5.30. Нормативные правовые акты Министерства, изданные совместно с другими органами или организациями, должны иметь соответствующие номера и единую дату принятия.
5.31. Департамент управления делами Министерства обеспечивает размещение проектов нормативных правовых актов Министерства на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
5.32. Нормативные правовые акты Министерства вступают в силу в установленном порядке.
Акты Министерства, не носящие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания.
5.33. Требования, установленные настоящим разделом в отношении порядка очередности согласования проекта акта и оформления листа согласования, также применяются к проектам ненормативных актов Министерства.
5.34. Оформление и выдача заверенных копий правовых актов Министерства, а также ежемесячное направление в Минюст России перечня принятых правовых актов осуществляются отделом документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства. Копии нормативных правовых актов сшиваются, заверяются подписью руководителя отдела документационного обеспечения Департамента правового обеспечения и государственной службы Министерства и скрепляются печатью отдела с указанием количества листов.
5.35. Структурные подразделения Министерства в соответствии с задачами, функциями и установленной компетенцией на постоянной основе осуществляют мониторинг правоприменения (сбор, анализ, обобщение и оценка информации) для обеспечения своевременного принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Министерства.
5.36. Юридическая служба Министерства в случаях установления по результатам проводимого ею мониторинга правоприменения необходимости урегулирования отдельных общественных отношений либо внесения изменений в действующие нормативные правовые акты направляет в структурные подразделения Министерства предложения о подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов Министерства.
Указанные предложения подлежат рассмотрению структурными подразделениями Министерства в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей