1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда (далее - Методические рекомендации).
2. Разработка, пересмотр и утверждение типовых отраслевых норм труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее - федеральный орган исполнительной власти) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда".
Пересмотр типовых отраслевых норм труда рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.
3. При разработке типовых отраслевых норм труда (далее - типовые нормы труда):
а) используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики;
б) в качестве типового выбирается наиболее рациональный и целесообразный трудовой процесс, характерный для всей совокупности однородных процессов, основными критериями рациональности которого являются минимальные затраты времени при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;
в) комплексное обоснование типовых норм труда устанавливается с применением аналитического метода нормирования труда к изучению технологических и трудовых процессов (на основании измерения затрат рабочего времени путем хронометража, фотохронометража, фотографий рабочего времени и других способов наблюдений, использования нормативных документов по труду), а также математико-статистического метода (путем определения зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами рабочего времени на основе обработки данных отчетности и результатов исследований). При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда:
технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции;
организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;
санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);
психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);
социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и т.п.);
правовые - предусмотренные нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени, формы организации труда;
структурные, экономические и другие факторы;
г) обеспечиваются доступность и удобство типовых норм труда для пользователей.
4. Рекомендуется разрабатывать типовые нормы труда, включающие:
типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);
типовые отраслевые нормы численности;
типовые отраслевые нормы обслуживания.
5. Разработку типовых норм труда рекомендуется осуществлять по следующему плану:
а) выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда;
б) постановка задач по разработке по видам норм труда, описание технического задания на разработку;
в) выбор организаций и рабочих мест для проведения наблюдений;
г) сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;
д) проведение отдельных замеров времени (выборочно) на рабочих местах;
е) установление требований к исполнителю и выбор исполнителей;
ж) установление и анализ факторов, влияющих на величину затрат труда;
з) описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением N 1 к Методическим рекомендациям;
и) изучение и измерение затрат труда;
к) обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;
л) апробация типовых норм труда в производственных условиях;
м) обсуждение проектов типовых норм труда с соответствующими профессиональными союзами (объединениями профессиональных союзов);
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей