Приложение 2. Справка о результатах публичных консультаций по проведению экспертизы положений нормативного акта
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНОГО АКТА
В настоящей справке приводится информация о ряде поступивших в Минэкономразвития России отзывов, которые были рассмотрены при проведении экспертного исследования положений нормативного акта. Полагаем целесообразным ознакомиться с нижеприведенными позициями участников публичных консультаций.
1. По мнению Минкультуры России, нормативный акт является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрагивает предпринимательской и инвестиционной деятельности. Действие нормативного акта не распространяется на других субъектов, за исключением аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе, которым он не создавал препятствий к осуществлению своей деятельности.
2. В отзыве Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" отмечено следующее:
"С 1 января 2008 года в силу вступила четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая установила, что на определенные сферы коллективного управления правами, перечисленными в ГК РФ, может выдаваться государственная аккредитация.
Редакция статей действовавшего до 1 января 2008 года Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" позволяла существовать множеству организаций по управлению правами на коллективной основе, которые, не имея соответствующих полномочий от правообладателей, выдавали разрешения на использование произведений и собирали вознаграждение для всех правообладателей, что приводило к тому, что собранные с пользователей суммы авторского вознаграждения к надлежащим правообладателям не поступали.
В результате действия такого рода псевдоорганизаций по управлению правами причинялся ущерб как правообладателям, так и пользователям.
Для разрешения ситуации и в целях усиления правовой охраны авторских прав в статье 1244 ГК РФ был введен институт государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, а также понятие "аккредитованная организация", которые направлены на создание более эффективного механизма управления авторскими и смежными правами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ только организации по управлению правами на коллективной основе, которые получили государственную аккредитацию в соответствующей сфере (пункт 1 статьи 1244 Гражданского кодекса устанавливает 6 сфер), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми они заключили соответствующие договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения и для тех правообладателей, с которыми у них такие договоры не заключены.
Пункт 2 статьи 1244 ГК РФ устанавливает, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из 6 сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе, а также то, что по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются нормы антимонопольного законодательства.
В целях осуществления контроля над деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 ГК РФ устанавливается, что:
- аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
- аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.
Кроме того, для осуществления контроля за деятельностью аккредитованных организаций, пункт 7 статьи 1244 ГК РФ установил, что Типовой устав таких организаций должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 был утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.
В настоящее время организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, получившими государственную аккредитацию, являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Российский Союз Правообладателей (РСП).
Российское Авторское Общество получило право на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, а также на осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфире или по кабелю его произведения (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности предоставлена государственная аккредитация в сфере осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Российский Союз Правообладателей получил государственную аккредитацию на осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, основными субъектами, на которых распространяется регулирование положениями вышеуказанного приказа Министерства культуры РФ являются перечисленные выше аккредитованные организации. Интересы иных субъектов, в том числе, субъектов, связанных с ведением предпринимательской и инвестиционной деятельности, вышеуказанный нормативный правовой акт не затрагивает и затрагивать не может.
Устав РАО был принят 12 августа 1993 года, в соответствии с нормами, заложенными в Уставе, изменения и дополнения были внесены в него на общем собрании 13 декабря 2007 года. Устав РАО полностью соответствует нормам действующего законодательства и отвечает интересам правообладателей.
Министерство культуры РФ, утверждая приказ от 19 февраля 2008 года, действовало в рамках ГК РФ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует вопросы деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе и никаким образом не отражается на конкурентной среде в какой-либо отрасли бизнеса, поскольку не затрагивает интересы какого-то бы ни было бизнеса, никаких издержек, связанных с принятием и действием приказа Министерства культуры РФ субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности не несут.
Таким образом, РАО полагает, что приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и поэтому представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данный нормативный правовой акт".
3. В отзыве Общероссийской общественной организации "Российский Союз Правообладателей" отмечено следующее (аналогичный отзыв представлен также Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности"):
"Принятию приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" способствовало появление в российском законодательстве понятия "аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе", которое впервые было введено законодателем в части четвертой Гражданского кодекса РФ.
В ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" существовало понятие "организация по управлению правами на коллективной основе". Подобных организаций по управлению правами на коллективной основе в России в каждой сфере было несколько, и все эти организации имели правовые основания для сбора вознаграждения в пользу обладателей авторских и смежных прав в соответствующих сферах. Такой механизм сбора вознаграждения в пользу правообладателей, при котором все организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе имели право осуществлять деятельность от неопределенного круга правообладателей, за почти 15-летний срок действия вышеуказанного закона так и не начал эффективно действовать на практике.
Таким образом, в целях усиления правовой охраны авторских и смежных прав в статье 1244 Гражданского кодекса РФ было введено понятие "аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе", которое в своей сущности подразумевает более эффективный механизм управления авторскими и смежными правами. В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ только те организации по управлению правами на коллективной основе, которые получили государственную аккредитацию в соответствующей сфере (пункт 1 статьи 1244 Гражданского кодекса устанавливает 6 сфер) вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Кроме того, пункт 2 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.
Между тем, в целях осуществления контроля над деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что:
- аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
- аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.
Еще одной мерой контроля над деятельностью аккредитованных организаций является введение в соответствии с пунктом 7 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ типового устава таких организаций, который должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ.
В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 был утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.
Основными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами и получившими государственную аккредитацию, в настоящее время являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Российский Союз Правообладателей (РСП).
Российское Авторское Общество получило право на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, а также осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфире или по кабелю его произведения (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности предоставлена государственная аккредитация в сфере осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Российский Союз Правообладателей получил государственную аккредитацию на осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, основными субъектами, на которых распространяется государственное регулирование положениями вышеуказанного приказа Министерства культуры РФ, являются перечисленные аккредитованные организации. Интересы иных субъектов, в том числе, субъектов, связанных с ведением предпринимательской и инвестиционной деятельности, вышеуказанный нормативный правовой акт не затрагивает.
Устав РСП разработан в соответствии с приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 и принят на Учредительной конференции РСП 13 ноября 2009 года. В рамках деятельности Российского Союза Правообладателей с момента создания организации и до настоящего времени вышеуказанный нормативный правовой акт не создавал и не создает препятствий в осуществлении деятельности РСП, а также не ущемляет интересы и права правообладателей.
Таким образом, РСП полагает, что приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности иных субъектов и поэтому представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данный нормативный правовой акт".
4. В отзыве Курской Торгово-Промышленной Палаты указано следующее: нормативным актом "утверждены Типовые уставы некоммерческих организаций, создаваемых в организационно-правовых формах общественной организации, некоммерческого партнерства, ассоциации, основанных на членстве и осуществляющих свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иным законодательством Российской Федерации. В числе источников формирования имущества указанных организаций Типовыми уставами предусмотрены регулярные поступления - взносы. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами. В предлагаемых к рассмотрению Типовых уставах отсутствуют положения, определяющие порядок уплаты взносов". На основании изложенного предложено раздел "7. Средства и имущество организации" каждого Типового устава дополнить пунктом, предусматривающим порядок регулярных поступлений.
5. В отзыве Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" представлена следующая информация:
"Согласно пункту 6 статьи 1242 ГК РФ правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 статьи 1244 ГК РФ).
Часть 1 статьи 1242 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) устанавливает, что в случаях, когда осуществление обладателей авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, такие правообладатели могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
В соответствии с п. (2) статьи 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. <1> пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)" // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, N 29, ст. 3046/.
Аналогичные положения содержатся и в 20-й статье Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам <1>, согласно которой "обладание правами и осуществление прав, предусмотренных настоящим Договором, не связаны с соблюдением каких-либо формальностей".
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 998-р г. Москва о присоединении к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г.
Согласно ч. 2 статьи 41 Соглашения ТРИПС процедуры, обеспечивающие соблюдение прав интеллектуальной собственности, должны быть равными для всех и справедливыми. Они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими и не должны приводить к необоснованному увеличению сроков или неправомерным задержкам. <1>
--------------------------------
<1> Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. ЧАСТЬ III ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, РАЗДЕЛ 1 "Общие обязательства".
Ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", опубликованным 23 июля 2012 г. в "Российской Газете" - Федеральный выпуск N 5839, и вступившим в силу 3 августа 2012 г.
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 255-О указал, что "положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус".
Предусмотренное статьей 34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности означает, в частности, что правообладатель вправе являться членом некоммерческой организации и, в соответствии с законодательством Российской Федерации иметь права члена организации, принимать в установленном порядке участие в управлении такой организацией.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации (статья 30) право на объединение, детализированное в пункте 5 статьи 1244 ГК, согласно которому "если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения", предполагает, что правообладатель вправе принимать решение о своем членстве в некоммерческой организации по управлению правами на коллективной основе и такое право может быть ограничено исключительно прямым указанием на это в законе.
Приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", или, в частности, основанный на нем Приказ от 6 августа 2009 года N 136 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), которым Общероссийская общественная организация Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее - ВОИС) аккредитована в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и иные подобные подзаконные нормативные и ненормативные акты федеральным законом не являются.
1) Конституцией, международными обязательствами и законодательством Российской Федерации императивно установлен запрет на любые формы дискриминации участников гражданских правоотношений, в том числе, в сфере осуществления авторских и смежных прав.
2) Законом установлено, что аккредитованные организации по управлению правами (далее ОКУП) обязаны действовать в интересах правообладателей, к которым помимо физических лиц - авторов и исполнителей, относятся, в том числе, юридические лица, которые приобретают авторские и смежные права в силу закона или договора.
3) Правообладатели имеют право стать членами аккредитованных ОКУПов, кроме случаев, когда такое право специально не ограничено в соответствии с требованиями ч. 3 статьи 55 Конституции РФ - т.е. только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Заявителю не известно о существовании законов, ограничивающих по перечисленным основаниям предусмотренное ч. 1 статьи 1242 и п. 5 статьи 1244 ГК РФ право правообладателей - юридических лиц на членство в аккредитованных ОКУПах, осуществляющих авторским и смежные права, принадлежащие таким правообладателям.
4) Проверяемый нормативный акт не может устанавливать в качестве типового устава аккредитованной организации в сфере коллективного управления правами любых правообладателей устав общественной организации, поскольку государственная аккредитация не может быть предоставлена организации, созданной в организационно-правовой форме, ущемляющей членство в ней любых категорий правообладателей, указанных в пункте 1 статьи 1242 Гражданского Кодекса РФ".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей