9.1. Пенсионный фонд Российской Федерации
Основными целями и задачами государственной политики в сфере обеспечения пенсионных гарантий граждан являются:
- безусловное выполнение законодательно установленных социальных обязательств перед гражданами;
- повышение адресности социальных расходов на выплату пенсий и иных социальных выплат;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы;
- ежегодное повышение размера пенсий в целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц пожилого возраста.
Трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определяется как разница между собственными доходами и расходами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 2013 года ассигнования федерального бюджета, передаваемые на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляются в бюджет Фонда в форме межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности с отражением в доходах. При этом утверждаемый размер дефицита бюджета Фонда будет покрываться за счет переходящих остатков.
Доходы в части страховых взносов, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, формируются из расчета 22 процентов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в отношении каждого физического лица устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.
При формировании доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год учтены страховые взносы, которые согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ уплачиваются в бюджет Фонда с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов (размер тарифа страховых взносов составляет - 10 процентов).
Выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Фондов.
В отношении Пенсионного фонда Российской Федерации объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифом 26 процентов и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с установленным пониженным тарифом страховых взносов.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляются на основании данных о численности получателей соответствующих пенсий, а также их размеров.
Размеры трудовых пенсий индексируются 2 раза в год: с 1 февраля - на рост потребительских цен и с 1 апреля - на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной индексации на инфляцию. Коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Одновременно при расчете расходов учитываются расходы на содержание аппарата органов управления Фонда, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фондов.
С 2010 года повышены размеры пенсий старшему поколению, а именно лицам имеющим "советский" стаж. Пенсионные права повысились на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый полный год общего трудового стаж, приобретенного до 1 января 1991 года без ограничения. В этой связи трансферт на обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала зависит от численности получателей трудовых пенсий и наличия "советского" стажа у них, а также прогнозного размера индексации трудовых пенсий.
В рамках реализации мероприятия по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов с 1 января 2010 года достигнута цель, при которой минимальный уровень материального обеспечения пенсионера будет не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в конкретном субъекте Российской Федерации. Для этого введена федеральная социальная доплата, устанавливаемая к пенсии в случае, если ее размер не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, но не выше установленного прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и региональная социальная доплата - в целях адресного доведения размера пенсии неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, превышающего среднероссийский уровень прожиточного минимума.
В связи с этим федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии зависят от размера прожиточного минимума пенсионера.
Иные социальные пособия и выплаты зависят в первую очередь от численности получателей соответствующих выплат и порядка их индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
При этом отдельные социальные выплаты имеют фиксированные размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и не предполагают индексации.
Следует отметить, что в основных характеристиках бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации учтены согласованны меры направленные на совершенствование системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Так, в частности, учтены следующие мероприятия:
- постепенное повышение предельной величины базы для начисления страховых взносов с 160 до 230% номинально начисленной среднемесячной заработной платы;
- индексация фиксированного базового размера по темпу роста цен (индекса потребительских цен);
- постепенное повышение требований к минимальному стажу с 5 до 15 лет;
- отмена корректировки размера трудовой пенсии с 1 августа по всем работающим пенсионерам;
- стимулирование стажа в отношении всех пенсионеров.
Кроме того, в расчетах учтено проведение индексации трудовой пенсии в 2014 году с 1 февраля на инфляцию, а с 1 апреля с учетом индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера на 2%, а также осуществление индексации страховой части трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера с 1 февраля 2015 года на инфляцию плюс 2 процента.
Кроме того, предусматривается продление срока (до 31 декабря 2014 года) выбора застрахованными лицами осуществления своего пенсионного обеспечения (направление 2,0 или 6,0 процентов на накопительную часть трудовой пенсии), а также предоставления права застрахованным лицам, в отношении которых с 1 января 2015 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование указанного выбора.
Целесообразно установление для всех застрахованных лиц моложе 1967 года рождения независимо от года вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию и независимо от реализации или не реализации права выбора инвестиционного портфеля управляющей компании (включая инвестиционные портфели государственной управляющей компании) или выбора негосударственного пенсионного фонда, направление на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страховых взносов.
При этом выбор варианта финансирования накопительной части трудовой пенсии в размере 2,0 процента индивидуальной части тарифа страховых взносов должен носить заявительный характер.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении отдельных категорий плательщиков в 2011 - 2027 годах установлены пониженные тарифы страховых взносов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей