См. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таблица 10.2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

Таблица 10.2

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам

субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

Наименование

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

проект

Темп роста к 2013 г., %

проект

Темп роста к 2014 г., %

проект

Темп роста к 2015 г., %

Межбюджетные трансферты

1 393,5

1 308,8

93,9

1 303,9

99,6

1 309,0

100,4

в том числе:

дотации

603,0

603,3

100,0

615,2

102,0

664,5

108,0

субсидии

484,6

300,4

62,0

291,3

97,0

242,6

83,3

субвенции

250,6

318,1

126,9

313,6

98,6

320,0

102,0

иные межбюджетные трансферты

55,3

87,0

157,3

83,8

96,3

81,9

97,7

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2014 год предусмотрен в объеме 1 308,8 млрд. рублей, в том числе дотации - 603,3 млрд. рублей (46,1% от общего объема трансфертов), субсидии - 300,4 млрд. рублей (23,0%), субвенции - 318,1 млрд. рублей (23,8%), иные межбюджетные трансферты - 87,0 млрд. рублей (6,6%).

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2014 год в объеме 603,3 млрд. рублей.

Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014 - 2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год.

В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в 2014 - 2015 годах в размере 100,0 млрд. рублей ежегодно, в 2016 году - 150 млрд. рублей.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально-значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году предусмотрены в объеме 300,4 млрд. рублей.

Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета является их распределение преимущественно приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете. В 2014 году предполагается осуществить распределение не менее 25% субсидий. В отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предполагается установить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.

Кроме того, формирование федерального бюджета по программно-целевому принципу невозможно без консолидации межбюджетных субсидий в рамках соответствующих государственных программ.

Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета, общий объем которых предусмотрен на 2014 год в объеме 318,1 млрд. рублей.

Начиная с 2014 года, в федеральном бюджете предполагается предусмотреть единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, которая будет включать в себя отдельные субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, и направляться на финансирование соответствующих полномочий. Определение средств по каждому направлению будет осуществляться субъектами Российской Федерации самостоятельно, в рамках получаемых из федерального бюджета средств. Объем единой субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, будет рассчитываться как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации по методикам распределения этих субвенций.

Формирование единой субвенции обеспечит самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению поступающими средствами федерального бюджета, а также повысит эффективность предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При этом в отношении каждого конкретного полномочия будет предусмотрено утверждение значений целевых показателей. Контроль за их достижением будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти - субъектами бюджетного планирования, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в период 2014 - 2016 годов для бюджетов субъектов Российской Федерации повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая и бюджетная политика, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.

Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности региональных и местных бюджетов.

Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет осуществляться за счет субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, что будет способствовать внедрению лучших практик в сфере управления финансами.

На федеральном уровне также будет продолжен мониторинг качества управления региональными финансами, в том числе в сфере внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.

В 2014 - 2016 годах на федеральном уровне будет продолжена работа по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансированием обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и доходные источники.

В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.

Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.