Приложение 1. Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за обеспечением мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по осуществлению государственного

экологического надзора в области

охраны атмосферного воздуха

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ

В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ В ПЕРИОДЫ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Неблагоприятные метеоусловия (НМУ) представляют собой краткосрочное особое сочетание метеорологических факторов, обусловливающее ухудшение качества атмосферного воздуха в приземном слое в определенном районе.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам установлен приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899.

Снижение загрязнения воздушного бассейна в период неблагоприятных метеорологических условий является составной частью воздухоохранной деятельности предприятия, если таковые мероприятия предусмотрены в составе нормативов ПДВ.

Мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются как для проектируемого, так и для действующего объекта с учетом специфики конкретных производств. Величина сокращения выбросов определяется спецификой выбросов, особенностью рельефа, застройки и т.д. и должна обеспечивать снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

при первом режиме - на 15 - 20%;

при втором режиме - на 20 - 40%;

при третьем режиме - на 40 - 60%.

Степень снижения выбросов определяется по результатам расчетов концентраций загрязняющих веществ от отдельных групп источников с учетом и без учета регулирования выбросов.

В качестве первоочередных необходимо рассматривать мероприятия по сокращению выбросов, не связанные со снижением объемов производства и с существенными изменениями технологического режима.

При невозможности обеспечения необходимого снижения уровня загрязнения рассматриваются мероприятия, связанные с остановкой некоторых второстепенных производств. Если, согласно предупреждению, концентрация какой-либо примеси в атмосферном воздухе будет ниже предельно допустимой, мероприятия по регулированию выбросов не проводятся, при этом усиливается контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов.

При I-ом режиме НМУ мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15 - 20%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности предприятия.

При разработке мероприятий по сокращению выбросов при первом режиме целесообразно учитывать следующие мероприятия общего характера:

усиление контроля за точным соблюдением технологического регламента производства;

запрещение работы оборудования на форсированном режиме;

рассредоточение во времени работы технологических агрегатов, не участвующих в едином непрерывном технологическом процессе, при работе которых выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу достигают максимальных значений;

усиление контроля за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;

запрещение продувки и чистки оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, ремонтные работы, связанные с повышенным выделением вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

усиление контроля за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения;

усиление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;

обеспечение бесперебойной работы всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов, не допускать снижения их производительности, а также отключения на профилактические осмотры, ревизии и ремонты;

обеспечение максимально эффективного орошение аппаратов пылегазоулавливателей;

проверка соответствия регламенту производства концентраций поглотительных растворов, применяемых в газоочистных установках;

ограничение погрузочно-разгрузочных работ, связанные со значительными выделениями в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ;

использование запасов высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

интенсификация влажной уборки производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;

прекращение испытания оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

обеспечение инструментального контроля степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

При II-ом режиме НМУ мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20 - 40%. Эти мероприятия включают в себя все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.

При разработке мероприятий по сокращению выбросов при втором режиме целесообразно учитывать следующие мероприятия общего характера:

снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ. В случае, если сроки начала планово-предупредительных работ по ремонту технологического оборудования и наступления НМУ достаточно близки, проводится остановка работы оборудования;

уменьшение интенсивности технологических процессов, связанных с повышенными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на тех предприятиях, где за счет интенсификации и использования более качественного сырья возможна компенсация отставания в периоды НМУ;

перевод котельных и ТЭЦ, где это возможно, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, при работе с которыми обеспечивается снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

ограничение использования автотранспорта и других передвижных источников выбросов на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;

прекращение обкатки двигателей на испытательных стендах;

принятие мер по предотвращению испарения топлива;

запрещение сжигания отходов производства и потребления, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами;

запрещение работы на холодильных и других установках, связанные с утечкой загрязняющих веществ.

При III-ем режиме НМУ мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40 - 60%, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы. Мероприятия третьего режима включают в себя все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы вредных (загрязняющих) веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

При разработке мероприятий по сокращению выбросов при третьем режиме целесообразно учитывать следующие мероприятия общего характера:

снижение нагрузки или остановка производства, сопровождающиеся значительными выделениями вредных (загрязняющих) веществ;

отключение аппаратов и оборудования, работа которых связана со значительным загрязнением воздуха;

остановка технологического оборудования в случае выхода из строя газоочистных устройств;

запрещение производства погрузочно-разгрузочных работ, отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения;

перераспределение нагрузки производств и технологических линий на более эффективное оборудование;

остановка пусковых работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами в атмосферу;

запрещение выезда на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями;

снижение нагрузки или остановка производства, не имеющие газоочистных сооружений;

проведение поэтапного снижения нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов).

Основной задачей производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха при наступлении НМУ является обеспечение выполнения предприятием (организацией) мероприятий по регулированию выбросов, использования методов и средств контроля вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу.