Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании светофоров и релейных шкафов

4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании

светофоров и релейных шкафов

4.1.1. Работы по техническому обслуживанию элементов светофоров, расположенных на высоте (на мачтах, консолях, мостиках), необходимо соблюдать требования главы XIV настоящих Правил.

4.1.2. При выполнении работ на светофорной мачте, светофорном мостике (консоли) необходимо применять предохранительный пояс, защитную каску. Перед началом работ на мачте светофора работники должны проверить состояние предохранительного пояса и дату его испытания.

При закреплении карабином на полную длину стропа (фала) точка закрепления должна находиться не ниже уровня груди работающего. Во избежание раскрытия карабина работник должен убедиться в срабатывании предохранительного устройства карабина.

Расстегивать карабин для закрепления стропа (фала) на новом месте разрешается в том случае, когда есть надежная опора для двух ног и руки. Предохранительный пояс можно снимать после полного спуска на землю.

Работник, находящийся около светофорного мостика (консоли) на земле и наблюдающий за работником, выполняющим работу на светофорной мачте, должен быть в защитной каске.

Запрещается работать на одной светофорной мачте двум работникам одновременно, находящимся в разных ярусах по одной вертикали, вставать на упоры наклонной лестницы.

4.1.3. Все светофорные мачты должны быть снабжены лестницами, а консоли лестницами и настилами.

4.1.4. Выполнять работы на светофорной мачте, светофорном мостике (консоли) во время грозы, дождя, тумана, снегопада, гололеда, а также при скорости ветра 12 м/с и выше запрещается.

4.1.5. Перед началом работ на мачте светофора необходимо проверить исправность крепления светофорной лестницы и мачты, осмотреть фундамент, проверить исправность заземления, а при наличии искрового промежутка в цепи заземления временно замкнуть его перемычкой сечением 50 мм2 с соединительными зажимами. По окончании работы перемычку снимают.

Все болтовые соединения, а также фундаменты светофорных консолей и мостиков должны осматриваться комиссией, назначаемой начальником отделения железной дороги 1 раз в год, а металлические сварные соединения 1 раз в 5 лет (при отсутствии отделений в составе железной дороги комиссию назначает главный инженер железной дороги).

4.1.6. Перед спуском в смотровую люльку необходимо проверить надежность ее крепления к светофорному мостику.

4.1.7. Проход на светофорном мостике (консоли) от лестницы до смотровой люльки должен быть огражден перилами высотой 1,1 м. Для спуска с поперечины в люльку должна быть установлена лестница.

4.1.8. Настил на светофорном мостике или консоли должен быть изготовлен из качественного лесоматериала хвойных пород. Срок эксплуатации настила должен быть не более 5 лет.

4.1.9. Замена ламп светофоров на станции должна проводиться в свободное от движения поездов время (промежутке между поездами) или технологическое "окно" после выполнения требований пунктов 1.28 или 1.29 настоящих Правил. При выполнении работ между электромехаником и ДСП должна быть установлена связь.

4.1.10. Замена ламп светофоров на перегоне должна выполняться после выполнения требований пунктов 1.28 или 1.29 настоящих Правил и проследования поезда за светофор или же в свободное от движения поездов время (промежутке между поездами) или технологическое "окно" по согласованию (по имеющимся видам связи) с ДНЦ или ДСП ближайшей станции, ограничивающей перегон.

4.1.11. Напряжение на лампах светофоров следует измерять вольтметром или комбинированным прибором - ампервольтомметром с соблюдением требования подпункта 11.2 настоящих Правил.

Запрещается оставлять светофорную головку в открытом состоянии при приближении поезда.

4.1.12. При работах по окраске светофоров, релейных шкафов и других устройств СЦБ следует применять лакокрасочные материалы в готовом виде (приготовление краски должно осуществляться в мастерской или в подсобном помещении).

4.1.13. Все работы на светофорах во время движения поездов по железнодорожному пути, к которому относится светофор, и смежным железнодорожным путям должны быть прекращены.

4.1.14. При техническом обслуживании мачтовых и карликовых светофоров, релейных шкафов необходимо применять инструмент с изолирующими рукоятками.

4.1.15. Проверку светового маршрутного указателя следует выполнять в свободное от движения поездов время (промежутке между поездами) или технологическое "окно" после выполнения организационных мероприятий, указанных в пунктах 1.28 или 1.29 настоящих Правил.

Производитель работ должен сделать запись в Журнале осмотра о выключении маршрутного указателя. На статив, где изъяты предохранители светового маршрутного указателя, необходимо повесить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди".

4.1.16. Демонтаж или установку светофоров следует производить с помощью кранов на железнодорожном ходу, кранов автомотрис или мотовозов, а в местах, удобных для подъезда автотранспорта, - с помощью кранов на колесном ходу.

4.1.17. Работы, связанные с демонтажем или установкой светофоров, должны производиться в свободное от движения поездов время (промежутке между поездами) или технологическое "окно" под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ кранами.

4.1.18. При установке светофоров перед подъемом их краном производитель работ должен проверить крепление всех деталей на мачте и запертое положение дверец светофорных головок.

Подниматься на мачту установленного светофора разрешается только после того, как мачта светофора прочно закреплена, а на электрифицированных участках, кроме того, после заземления светофора.

Работники, стоящий внизу и работающий на высоте, должны быть в защитных касках.

4.1.19. При раздельной установке светофора и фундамента установка мачт может быть начата только после засыпки и утрамбовки грунта вокруг фундамента.

4.1.20. Запрещается находиться под мачтой во время ее подъема или опускания, производить подъем или опускание мачты при сильном ветре, во время дождя, снегопада, при сильном тумане и в темное время суток.

4.1.21. Демонтаж или установка светофоров на электрифицированных участках допускается только при снятом напряжении в контактной сети и заземлении контактного провода работником ЭЧ и в его присутствии.

4.1.22. Оттяжки светофорных мачт при демонтаже мачтовых светофоров следует крепить в верхней части мачты до начата работ. Кабель питания должен быть заранее обесточен и отключен (отсоединен) от светофора.

4.1.23. Строповка светофорных мачт с установленными на них светофорными головками должна проводиться в соответствии с требованиями Правил по монтажу устройств СЦБ [82].

4.1.24. Мачтовые светофоры, световые указатели и релейные шкафы должны быть заземлены. На электрифицированных участках железных дорог заземление напольных устройств СЦБ должно выполняться в соответствии с требованиями Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах [102], а на участках с автономной тягой к отдельному заземляющему устройству.

4.1.25. Двери релейных и батарейных шкафов перед их установкой должны быть плотно прикрыты и заперты на замок.