Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Требования охраны труда при нахождении работников на железнодорожных путях

2.1. Требования охраны труда при нахождении работников

на железнодорожных путях

2.1.1. Работы на железнодорожных путях должны производиться бригадой, состоящей не менее чем из двух работников.

2.1.2. Перед началом работ на железнодорожных путях, а также перед проведением работ, оформляемых распоряжением или нарядом, работники должны пройти в установленном порядке целевой инструктаж.

2.1.3. При выполнении работ на железнодорожных путях железнодорожной станции (далее - станции) работники должны проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам, внимательно следя за передвижением поездов или маневровых составов на смежных железнодорожных путях.

2.1.4. Схемы служебных проходов на территории станции разрабатываются работниками станции и утверждаются начальником станции.

С утвержденными схемами служебных проходов должны быть ознакомлены все причастные работники при проведении инструктажей.

2.1.5. Проход на перегонах к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением производителя работ или специально выделенного работника.

При невозможности пройти в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по железнодорожному пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению), контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению;

старший группы обязан предупредить работников о соблюдении осторожности при нахождении на железнодорожных путях при плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, и следить, чтобы они шли по одному друг за другом;

при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем).

На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

Производитель работ или специально выделенный работник должны иметь при себе выписку из графика движения поездов на данном участке.

2.1.6. В стесненных местах, где по обеим сторонам железнодорожного пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, намечаются безопасные места, на которые работники должны отойти при появлении поезда, а на мостах и в тоннелях укрыться на специальных площадках-убежищах, в нишах или камерах, специально предназначенных для этих целей. Подходы к нишам не должны быть заняты материалами, изделиями, инструментами и приспособлениями для производства работ.

Работники могут выйти из ниш в тоннеле и приступить к работе только после прохода поезда, локомотивов и другого подвижного состава (далее - поезда) и восстановления видимости в тоннеле.

2.1.7. При установленной скорости движения поездов до 140 км/ч включительно при приближении поезда производитель работ обязан заблаговременно, когда до поезда остается расстояние не менее 400 м, отвести работников в сторону от железнодорожного пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место, а материалы, инструмент и приспособления убрать за пределы габарита подвижного состава.

Отвод работников с железнодорожного пути при приближении поезда должен осуществляться на следующие расстояния от крайнего рельса:

при прохождении поезда - не менее 2,5 м;

при работе траншеекопателей, кабелеукладчиков и трубоукладчиков на железнодорожном ходу (кроме обслуживающей и участвующей в работе бригады), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - не менее 5 м;

при работе путевого струга - не менее 10 м;

при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - не менее 5 м (в сторону, противоположную выбросу снега, льда и засорителей);

при работе однопутных снегоочистителей - не менее 25 м.

При пропуске подвижного состава все работники должны находиться по одну сторону от железнодорожного пути. Запрещается для пропуска поезда переходить на соседний путь и находиться на нем.

2.1.8. На скоростных участках работники должны не позднее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда прекратить работы, убрать материалы и инструменты на обочину железнодорожного пути и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса железнодорожного пути на участках обращения поездов со скоростью 141 - 160 км/ч и не менее 5 м - со скоростью обращения 161 - 200 км/ч.

2.1.9. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать путь перед приближающимся поездом или сразу же вслед за поездом, не убедившись, что по соседнему пути не движется встречный поезд;

пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

переходить пути в пределах стрелочных переводов.

При переходе железнодорожного пути, занятом вагонами, следует пользоваться только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки следует, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося поезда на соседнем пути.

Запрещается переходить железнодорожный путь, подлезая под вагоны. Обходить стоящие вагоны необходимо на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона. Переходить путь между расцепленными вагонами разрешается в том случае, если расстояние между ними не менее 10 м. При переходе железнодорожных путей не следует наступать на рельсы.

2.1.10. При проходе вдоль железнодорожных путей на станциях следует идти по широкому междупутью или обочине земляного полотна, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия.

2.1.11. Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (пешеходные мостики, тоннели, настилы), а при их отсутствии под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях нет приближающегося поезда.

2.1.12. При нахождении на железнодорожных путях запрещается пользоваться музыкальными техническими средствами (плеерами, наушниками и др.).

При проведении переговоров по имеющимся средствам связи работник должен сойти с железнодорожного пути на обочину.