Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Изучение клиентов Банка

Банку при открытии и ведении счетов, выдаче гарантий, поручительств и кредитов, установлении других договорных отношений и расчетно - кассовом обслуживании клиентов необходимо тщательно изучать и анализировать учредительные документы клиента - юридического лица, документы, характеризующие его финансово - хозяйственную деятельность, а также проводить изучение личности клиента - физического лица.

Банку рекомендуется проводить анализ документов и изучение личности клиента следующим образом.

1. При изучении учредительных документов клиента - юридического лица обращать особое внимание на:

- оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) предполагаемого клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица;

- состав учредителей, протоколы годовых собраний. В случаях, определяемых Банком, предлагать представлять документы, характеризующие конкретных учредителей клиента;

- величину зарегистрированного и оплаченного уставного капитала. Банку следует учитывать тот факт, что длительное время неоплаченный уставный капитал является свидетельством неблагонадежности или фиктивных намерений учредителей клиента. При этом такой клиент может использовать заявленный, но неоплаченный уставный капитал как одну из форм обеспечения ссуд, кредитов или выданных гарантий.

2. При изучении документов, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность клиента - юридического лица, проводить анализ представленной отчетности:

- динамики дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе задолженности перед бюджетом, по налоговым и другим обязательным платежам, а также перед банками по выданным ссудам и кредитам. Возрастание инодебиторской задолженности (дебиторская задолженность по валютным статьям баланса) с истекшими сроками погашения может являться косвенным подтверждением наличия неправомерно размещенных денежных или материальных активов за рубежом и участия клиента Банка в операциях по легализации доходов, полученных незаконным путем;

- динамики движения средств по счетам "Расчетный счет", "Валютный счет" и "Касса", обращая внимание на соотношение остатков на данных счетах, а также на средний остаток средств на счете "Касса" и периодичность поступлений на указанный счет денежных средств. Целесообразно выяснять причины значительного превышения остатков в кассе над остатками средств на счетах;

- соответствия остатков на счетах клиента по данным баланса и выпискам Банка. Отклонение данных может свидетельствовать о том, что клиентом представлены неполные сведения о количестве действующих счетов;

- размера прибыли клиента, а также порядка использования прибыли, остающейся после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством;

- полученных и уплаченных штрафных санкций, удельного веса штрафов, взысканных государственными налоговыми, надзорными и контрольными органами. Штрафные санкции, взысканные государственными контрольными органами, свидетельствуют о нарушениях законодательства Российской Федерации;

- материалов аудиторских проверок и заключений, обращая особое внимание на правильность ведения бухгалтерского учета и состояние баланса. Негативные аудиторские заключения являются одним из отрицательных признаков, характеризующих деятельность клиента;

- изменения величин уставного фонда, основных и оборотных средств, собственного капитала и обязательств по сводному балансу;

- видов деятельности, занимающих наибольший удельный вес в хозяйственном обороте и их соответствие уставу.

3. При рассмотрении бухгалтерских документов аналитического и синтетического учета по статьям, связанным с расчетами (счета в банках, обороты по кассе, дебиторы, кредиторы) клиента - юридического лица, особое внимание следует обращать на соотношение расчетов в безналичной и наличной форме.

Большой удельный вес расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях торговли и коммунально - бытовых услуг населению может косвенным образом свидетельствовать о проведении операций с доходами, полученными незаконным путем.

4. При изучении личности клиента - физического лица на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливать:

- фамилию, имя, отчество клиента;

- дату и место рождения клиента;

- постоянный адрес местожительства или регистрации клиента;

- сведения о документе, удостоверяющем личность клиента (наименование, номер, серия документа, кем выдан).

В случаях, определяемых Банком:

- устанавливать подлинность документа, удостоверяющего личность (на основании запросов соответствующим органам, выдавшим документ);

- предлагать клиенту представлять информацию о постоянном месте работы (на основании справки с постоянного места работы) и о размере полученного дохода и уплаченных налогов (на основании справки из налоговой инспекции).

В случае открытия клиентского счета по доверенности на имя третьего лица Банку рекомендуется установить личность этого (третьего) лица, а также удостовериться в полномочиях клиента, который действует по поручению третьего лица.

Если установить личность третьего лица, на имя которого открыт счет, не представляется возможным, то Банку следует предпринимать меры по особому контролю за движением денежных средств по данному счету.

Банкам целесообразно изучить причины перехода клиента из одного Банка в другой и по возможности получить не составляющую коммерческую и банковскую тайну информацию из Банка, где ранее обслуживался или продолжает обслуживаться клиент, а также информацию, представленную самим клиентом из Банка, где он ранее обслуживался или продолжает обслуживаться. Банкам также рекомендуется осуществлять личное знакомство с клиентом и с лицами, включенными в карточку подписей клиента.

При текущей работе с клиентом следует уделять внимание регулярности и своевременности представления в Банк клиентом справок и другой запрашиваемой информации, а также соблюдение клиентом требований Банка России по ведению документации и отчетности.