Таблица 1. Основные этапы и периоды работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и их документирование
┌───────────────┬─────────────────┬───────────────────┬───────────────────┐
│Организационные│ Периоды работы │ Исполнители │Название документа │
│ этапы │ │ │ │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│1. Подготовка │1.1. Составление │Орган социальной │Реестр объектов │
│ │перечня ОСИ на │защиты населения │социальной │
│ │обслуживаемой │(ОСЗН) │инфраструктуры и │
│ │территории с │ │услуг (Реестр ОСИ):│
│ │общими сведениями│ │часть 1 "Общие │
│ │об объекте │ │сведения" │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │1.2. Выборка ОСИ │ОСЗН или учреждение│Список ОСИ │
│ │для анкетирования│социального обслу- │для анкетирования -│
│ │(с учетом приори-│живания, социальной│выборка из Реестра │
│ │тетов и имеющихся│реабилитации │ОСИ │
│ │ресурсов) │инвалидов (УСО) │ │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│2. Скрининг │2.1. Сбор первич-│ОСЗН или УСО │1) Анкета ОСИ │
│ │ной информации о │- по данным │(информация об ОСИ)│
│ │деятельности ОСИ │руководителя │2) Паспорт │
│ │(оказываемых ус- │организации - ОСИ │доступности ОСИ │
│ │лугах) и состоя- │ │(Паспорт ОСИ) │
│ │нии доступности │ │ │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │2.2. Обработка │ОСЗН или УСО │1) Реестр ОСИ: │
│ │данных анкет │ │часть 1, │
│ │(информации от │ │разделы 1 и 2 │
│ │руководителя │ │2) Паспорт ОСИ │
│ │ОСИ), внесение их│ │ │
│ │в Реестр ОСИ │ │ │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │2.3. Выборка ОСИ │ОСЗН или УСО │Список ОСИ │
│ │для обследования │ │для обследования │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│3. Экспертная │3.1. Обследование│Рабочая группа: │1) Акт обследования│
│оценка │объекта │- основные │ОСИ │
│ │оценка состояния │(работники ОСЗН и │2) Реестр ОСИ: │
│ │доступности │УСО); │раздел 3 "Состояние│
│ │ │- привлеченные │доступности" │
│ │ │(представители ОСИ │ │
│ │ │и представители │ │
│ │ │ООИ) члены │ │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │3.2. Получение и │ОСЗН или УСО │1) Заключения │
│ │анализ │- по данным контро-│органов надзора │
│ │дополнительных │лирующих (надзор- │(акты технической │
│ │сведений │ных) органов, орга-│экспертизы) по ОСИ │
│ │ │низаторов ремонтно-│2) Проектно-сметная│
│ │ │строительных работ │документация │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │3.3. Определение │ОСЗН или УСО │1) Акт обследования│
│ │мероприятий по │(разработка проекта│ОСИ (раздел 4 │
│ │адаптации объекта│решения по │"Мероприятия по │
│ │ │адаптации); │адаптации") │
│ │ │Комиссии │2) Паспорт ОСИ │
│ │ │(согласование) │(то же) │
│ │ │ │(то же) │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│4. Управленче- │4.1. Разработка │ОСЗН или УСО │1) Адресная │
│ские решения │проекта адресной │(разработка │программа (план) │
│ │программы │проекта); │мероприятий по │
│ │(плана), │Комиссии │адаптации │
│ │согласование, │(согласование); │(территориальная, │
│ │утверждение │ИОГВ (утверждение) │ведомственная) │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │4.2. Исполнение │ИОГВ (отв. │Справки, аналитиче-│
│ │программы │исполнители); │ские записки по │
│ │(плана); текущий │ОСЗН, Комиссии │результатам │
│ │контроль │(текущий контроль) │контроля │
│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│ │4.3. Итоговый │ОСЗН │1) Отчет об │
│ │контроль │ИОГВ (отчеты), │исполнении │
│ │исполнения │Комиссии │программы (плана) │
│ │программы (плана)│(заслушивание) │2) Паспорт ОСИ, │
│ │ │ │Реестр ОСИ │
│ │ │ │(доработка) │
└───────────────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
1. Первый этап паспортизации - подготовка.
Основными задачами, решаемыми на данном этапе (периодами работы), являются:
1.1. составление перечня ОСИ на обслуживаемой территории с общими сведениями об объекте - Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - Реестр ОСИ);
1.2. выборка объектов из Реестра ОСИ для анкетирования (с учетом приоритетов для инвалидов и имеющихся ресурсов для проведения паспортизации объектов).
Исполнителем работ на подготовительном этапе являются местные ОСЗН, соисполнителями (по поручению ОСЗН) могут быть определены также подведомственные ОСЗН учреждения социального обслуживания (социальной реабилитации инвалидов), в частности, специалисты службы поддержки адаптивной среды (СПАС).
Согласно принятому региональному организационно-распорядительному документу (распоряжению местной администрации, высшего должностного лица территориального образования субъекта Российской Федерации) либо по решению местной Комиссии, ОСЗН формируется Реестр ОСИ, расположенных на подведомственной территории, - по данным, представляемым местными ИОГВ (или их структурными подразделениями - в соответствии с предметом ведения и отраслевой принадлежностью). Примерная форма "Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН" представлена в Приложении А.1.
Реестр ОСИ структурирован по разделам в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью объектов социальной инфраструктуры:
- социальная защита населения;
- физическая культура и спорт;
- объекты транспортной инфраструктуры;
- объекты сферы услуг и потребительского рынка.
На первом этапе формируется часть 1 "Общие сведения" Реестра ОСИ, который далее будет дополняться данными по результатам паспортизации.
На каждый объект, включенный в Реестр ОСИ, формируется Паспорт доступности ОСИ - при этом заполняется его часть 1 "Общие сведения". Форма "Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)" представлена в Приложении А.2.
Предлагается формировать эти документы как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Если в субъекте Российской Федерации принято и реализуется решение об автоматизации учета деятельности по паспортизации и адаптации ОСИ, указанные документы предлагается ввести в автоматизированную информационную систему - для сбора, систематизации, обработки информации и обмена между участниками процесса паспортизации.
2. Вторым этапом паспортизации является скрининг. Этот этап складывается их трех организационных периодов работы:
2.1. сбор первичной информации от руководителей организаций, расположенных на ОСИ, о деятельности ОСИ (оказываемых услугах) и состоянии доступности - анкетирование;
2.2. обработка данных анкет (информации об ОСИ), внесение их в Реестр ОСИ;
2.3. выборка ОСИ для обследования.
Для проведения анкетирования в соответствии с проведенной на подготовительном этапе выборкой составляется Список организаций, которым рассылаются Анкеты с указанием даты рассылки; в нем же будут делаться отметки о дате получения данных (заполненных Анкет). Форма документа "Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ" представлена в Приложении А.3.
В период обработки данных, полученных от руководителей организаций, расположенных на объектах, заполняется вторая часть Паспорта доступности ОСИ и часть Реестра ОСИ "Характеристика деятельности учреждения, организации (по обслуживанию населения)" и первичная информация о состоянии доступности ОСИ, в котором располагается учреждение или организация. По результатам анализа полученных данных определяется необходимость обследования объекта, его очередность и предполагаемые сроки.
Дополнительно для объективизации данных об объекте и отражения их в Паспорте доступности ОСИ могут быть запрошены графические материалы (из технического паспорта объекта) и фотоматериалы, либо указанные материалы получаются на следующем этапе паспортизации в ходе обследования объекта.
В завершающий период этого этапа проводится выборка из Реестра ОСИ и формируется Список объектов для обследования.
3. Третьим этапом паспортизации является этап экспертной оценки состояния доступности ОСИ. Он проводится путем обследования ОСИ. Обследование объекта проводится с целью объективизации данных и формирования заключения о состоянии доступности ОСИ и доступности предоставляемых им услуг, а также для решения вопроса о необходимости и очередности адаптации ОСИ или обеспечения доступности услуг путем организации иного (альтернативного) формата предоставления соответствующих услуг инвалидам и другим МГН.
Для проведения обследования на основании составленного Списка объектов для обследования формируется План-график на определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием наименования объекта, адреса расположения и иных координат для связи и даты обследования. Дата обследования согласовывается с руководством объекта (учреждения, организации) и сообщается членам рабочей группы.
Как указано выше, для проведения обследования формируется рабочая группа, которая состоит из основных (постоянных) членов и членов, привлекаемых к деятельности рабочей группы по согласованию. Руководителем ее, сотрудником ОСЗН, организуется инструктаж членов рабочей группы о задачах и общем порядке проведения обследования объектов.
В начале обследования на каждом объекте руководителем группы проводится краткое установочное совещание с участием всех членов рабочей группы, в том числе привлеченных представителей обследуемого объекта, конкретизируются задачи (с учетом результатов анкетирования объекта), уточняется порядок проведения обследования на данном объекте, порядок обсуждения и оформления результатов.
По результатам обследования рабочей группой оформляется Акт обследования ОСИ. Форма "Акта обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ" представлена в Приложении А.4.
В ходе обследования выполняется фотографирование основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов. У руководителя объекта запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к Акту обследования ОСИ.
По результатам обследования, оценки технической документации рабочей группой готовится проект заключения о состоянии доступности объекта для инвалидов и других МГН, а также предложения по его адаптации:
- по обустройству в порядке текущего или капитального ремонта;
- по приобретению технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
- по организации альтернативных форм обслуживания (в случае отсутствия возможности обустройства здания - в силу конструктивных, архитектурно-планировочных или финансовых причин).
В сложных случаях для принятия решения о технической возможности обустройства здания, помещений, ряда функционально-планировочных элементов дополнительно могут быть запрошены: информация по результатам технической экспертизы здания, заключение органов строительного надзора и экспертизы, архитектуры, а также охраны и использования памятников истории и культуры; при необходимости определения объема работ и их финансового обеспечения может быть заказана разработка проектно-сметной документации. Для решения ряда организационных вопросов, в том числе о возможностях организации альтернативной формы обслуживания инвалидов и других МГН, может потребоваться согласование с вышестоящей (над учреждением обследуемого объекта) организацией.
Акт обследования ОСИ подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, принимавшими участие в ее работе, в том числе представителем обследованной организации (учреждения), утверждается руководителем территориального (местного) органа социальной защиты населения. Акт обследования ОСИ составляется минимум в двух экземплярах: один - для включения в Паспорт доступности ОСИ и хранения в делах социальной службы, при необходимости - для представления на Комиссии; второй - для руководства объекта для организации исполнения рекомендаций, содержащихся в Акте обследования ОСИ.
Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОСИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения местной Комиссией.
Информация из представленной руководителем Анкеты ОСИ и Акта обследования ОСИ является основой составления Паспорта доступности ОСИ и Реестра ОСИ. По результатам анализа Акта обследования ОСИ вносятся дополнительные сведения в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ (в раздел 3 "Состояние доступности объекта").
Ежемесячно по результатам анкетирования и обследования объектов специалистами местных ОСЗН (или по их поручению - специалистами учреждений социального обслуживания населения) готовится Сводка по результатам работы за истекший месяц (квартал, полугодие, год). Периодичность и формат предоставления этих данных определяются на местном уровне.
- количество анкетированных объектов;
- количество обследованных объектов;
- количество составленных паспортов доступности ОСИ;
- количество объектов, информация о которых размещена в Реестре ОСИ и на сайте "Карта доступности субъекта Российской Федерации".
Также готовится план работ на следующий месяц, в том числе Список объектов (учреждений и организаций) для анкетирования, Список объектов для обследования и План-график (к следующему временному периоду работы).
4. Завершающий этап - этап управленческих решений.
Этот этап складывается из следующий периодов:
4.1. разработки, согласования и утверждения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН (в порядке их текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий);
4.2. реализации и текущего контроля исполнения программ и планов;
4.3. подведения итогов исполнения программ и планов.
По результатам анализа решений по состоянию доступности обследованных ОСИ и возможности их адаптации работниками ОСЗН (либо, по их поручению, сотрудниками учреждений социального обслуживания) готовится сводная информация о необходимых проектно-сметных, строительных, ремонтных работах, об иных формах адаптации объектов (в частности, с использованием технических средств) либо организационных решениях по формату предоставления услуг. Эта информация является основой проектов территориальных и ведомственных адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на обслуживаемой территории. Проекты программ (планов) представляются на заседании местной Комиссии, далее согласовываются и утверждаются администрацией (территориальным ИОГВ) в установленном порядке.
Примерная форма "Адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории _________________ на ____ год" представлена в Приложении А.5.
В период исполнения адресной программы (плана) может быть установлен текущий контроль со стороны координатора - ОСЗН со сбором информации от исполнителей с установленной на местном уровне периодичностью, с представлением информации на заседании местной Комиссии, в том числе с заслушиванием исполнителей отдельных мероприятий адресной программ (плана), с представлением соответствующих аналитических записок координатором.
По итогам исполнения адресной программы (плана) готовится отчет, который также обсуждается на заседании местной Комиссии. Далее в установленном порядке отчет представляется на вышестоящий уровень - в ОСЗН субъекта Российской Федерации. Итоговый сводный отчет по исполнению местными администрациями субъекта Российской Федерации адресных программ (планов) представляется на заседании Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации.
Примерная форма "Отчета о выполнении адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории ________________ на ____ год" представлена в Приложении А.6.
По результатам исполнения адресных программ (планов) принимаются решения о корректировке данных в Паспортах доступности ОСИ и Реестре ОСИ, а также размещается информация на сайте (портале) "Карта доступности субъекта Российской Федерации".
По завершении каждого календарного года ОСЗН по результатам паспортизации и адаптации ОСИ и услуг (с учетом данных территориальных и ведомственных ИОГВ, принимающих участие в этом процессе) готовится сводная статистическая информация и заполняется статистическая форма "Информация о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории _________________ в ____ году" с расчетом показателей доступности. Порядок расчета представлен в следующем разделе методики, статистическая форма - в Приложении А.7.
Каждый из описанных организационных этапов сопровождается формированием или дополнением (корректировкой) соответствующих документов, образцы которых представлены в Приложении А. Схематически система документационного обеспечения деятельности по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов представлена на рисунке 3 <1>.
--------------------------------
<1> Документооборот в части определения потребностей инвалидов, в том числе формирование Регистра инвалидов и их потребностей, заполнение Социального паспорта инвалида и Индивидуальной карты определения потребностей инвалида в создании доступной среды жизнедеятельности в настоящем методическом пособии не рассматривается.
┌──────────────────────────────────────────────┐
┌──────────┤Отчет об исполнении Плана (адресной программы)├──────┐
│ └─────────────────────────┬────────────────────┘ │
│ /\ │
│ ┌──────────────────────┴──┴────────────────────┐ │
│ │ План (Территориальная адресная программа) │ │
│ └───────────────────┬─────┬────────────────────┘ │
\/ /\ /\ \/
┌──────────────────────────┴─────────┐ │ │ ┌──────┴────────────────────────┐
│РЕГИСТР ИНВАЛИДОВ И ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ │ │ РЕЕСТР ОСИ И УСЛУГ │
└────────────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘
/\ \┌─ ── ── ── ── ── ── ── ─┐/| /\
┌───────────────┴──────────────────┐ \┌──────┴─────┴─────────┐/ |┌──────────────┴───────────────┐
│ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ИНВАЛИДА │--│┤ Автоматизированное ├│--│ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОСИ │
└──────────────────────────────────┘ /│ рабочее место │\ |└──────────────────────────────┘
/\ /\ /\ /││ специалиста ││\|| /\ /\ /\
| │ │ / └──────────────────────┘ \| │ │ |
| ┌───────┴───────────┐│ / │ Автоматизированная │ |\ │┌─────┴──────┐ |
┌─────────┐ │ Индивидуальная ││/ информационно-справочная ||\││ Акт │ ┌────────────┐
│ ИПР │ │ КАРТА определения │/ │ система │ || \│обследования│ │Техническая │
│инвалида │ │ потребностей ││ ┌──────────────────────┐ || ││ ОСИ │ │документация│
│(ребенка-│ │инвалида в создании││ ││ Портал ├│--| ││ │ │ на ОСИ │
│инвалида)│ │ доступной среды ││ │ "КАРТА ├---- ││ │ │ (ПСД) │
└─────────┘ │ жизнедеятельности ││ ││ доступности" ││ ││ │ └────────────┘
└───────────────────┘│ └──────────────────────┘ │└────────────┘
┌───────────┴───┐└─/── ── ── ── ── ── ──\─┘┌───┴─────────┐
│Анкета-опросник│ / \ │Информация об│
│ инвалида │/ \│ОСИ (анкета) │
└───────────────┘ └─────────────┘
Документы, образуемые в процессе Документы, образуемые в процессе
изучения потребностей инвалидов в изучения состояния доступности
создании условий доступности объектов социальной инфраструктуры
и услуг
Рисунок 3 - Система документационного обеспечения
деятельности по адаптации среды жизнедеятельности
для инвалидов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей