Таблица 1. Основные этапы и периоды работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и их документирование

┌───────────────┬─────────────────┬───────────────────┬───────────────────┐

│Организационные│ Периоды работы │ Исполнители │Название документа │

│ этапы │ │ │ │

├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│1. Подготовка │1.1. Составление │Орган социальной │Реестр объектов │

│ │перечня ОСИ на │защиты населения │социальной │

│ │обслуживаемой │(ОСЗН) │инфраструктуры и │

│ │территории с │ │услуг (Реестр ОСИ):│

│ │общими сведениями│ │часть 1 "Общие │

│ │об объекте │ │сведения" │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │1.2. Выборка ОСИ │ОСЗН или учреждение│Список ОСИ │

│ │для анкетирования│социального обслу- │для анкетирования -│

│ │(с учетом приори-│живания, социальной│выборка из Реестра │

│ │тетов и имеющихся│реабилитации │ОСИ │

│ │ресурсов) │инвалидов (УСО) │ │

├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│2. Скрининг │2.1. Сбор первич-│ОСЗН или УСО │1) Анкета ОСИ │

│ │ной информации о │- по данным │(информация об ОСИ)│

│ │деятельности ОСИ │руководителя │2) Паспорт │

│ │(оказываемых ус- │организации - ОСИ │доступности ОСИ │

│ │лугах) и состоя- │ │(Паспорт ОСИ) │

│ │нии доступности │ │ │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │2.2. Обработка │ОСЗН или УСО │1) Реестр ОСИ: │

│ │данных анкет │ │часть 1, │

│ │(информации от │ │разделы 1 и 2 │

│ │руководителя │ │2) Паспорт ОСИ │

│ │ОСИ), внесение их│ │ │

│ │в Реестр ОСИ │ │ │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │2.3. Выборка ОСИ │ОСЗН или УСО │Список ОСИ │

│ │для обследования │ │для обследования │

├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│3. Экспертная │3.1. Обследование│Рабочая группа: │1) Акт обследования│

│оценка │объекта │- основные │ОСИ │

│ │оценка состояния │(работники ОСЗН и │2) Реестр ОСИ: │

│ │доступности │УСО); │раздел 3 "Состояние│

│ │ │- привлеченные │доступности" │

│ │ │(представители ОСИ │ │

│ │ │и представители │ │

│ │ │ООИ) члены │ │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │3.2. Получение и │ОСЗН или УСО │1) Заключения │

│ │анализ │- по данным контро-│органов надзора │

│ │дополнительных │лирующих (надзор- │(акты технической │

│ │сведений │ных) органов, орга-│экспертизы) по ОСИ │

│ │ │низаторов ремонтно-│2) Проектно-сметная│

│ │ │строительных работ │документация │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │3.3. Определение │ОСЗН или УСО │1) Акт обследования│

│ │мероприятий по │(разработка проекта│ОСИ (раздел 4 │

│ │адаптации объекта│решения по │"Мероприятия по │

│ │ │адаптации); │адаптации") │

│ │ │Комиссии │2) Паспорт ОСИ │

│ │ │(согласование) │(то же) │

│ │ │ │3) Реестр ОСИ │

│ │ │ │(то же) │

├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│4. Управленче- │4.1. Разработка │ОСЗН или УСО │1) Адресная │

│ские решения │проекта адресной │(разработка │программа (план) │

│ │программы │проекта); │мероприятий по │

│ │(плана), │Комиссии │адаптации │

│ │согласование, │(согласование); │(территориальная, │

│ │утверждение │ИОГВ (утверждение) │ведомственная) │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │4.2. Исполнение │ИОГВ (отв. │Справки, аналитиче-│

│ │программы │исполнители); │ские записки по │

│ │(плана); текущий │ОСЗН, Комиссии │результатам │

│ │контроль │(текущий контроль) │контроля │

│ ├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤

│ │4.3. Итоговый │ОСЗН │1) Отчет об │

│ │контроль │ИОГВ (отчеты), │исполнении │

│ │исполнения │Комиссии │программы (плана) │

│ │программы (плана)│(заслушивание) │2) Паспорт ОСИ, │

│ │ │ │Реестр ОСИ │

│ │ │ │(доработка) │

└───────────────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘

1. Первый этап паспортизации - подготовка.

Основными задачами, решаемыми на данном этапе (периодами работы), являются:

1.1. составление перечня ОСИ на обслуживаемой территории с общими сведениями об объекте - Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - Реестр ОСИ);

1.2. выборка объектов из Реестра ОСИ для анкетирования (с учетом приоритетов для инвалидов и имеющихся ресурсов для проведения паспортизации объектов).

Исполнителем работ на подготовительном этапе являются местные ОСЗН, соисполнителями (по поручению ОСЗН) могут быть определены также подведомственные ОСЗН учреждения социального обслуживания (социальной реабилитации инвалидов), в частности, специалисты службы поддержки адаптивной среды (СПАС).

Согласно принятому региональному организационно-распорядительному документу (распоряжению местной администрации, высшего должностного лица территориального образования субъекта Российской Федерации) либо по решению местной Комиссии, ОСЗН формируется Реестр ОСИ, расположенных на подведомственной территории, - по данным, представляемым местными ИОГВ (или их структурными подразделениями - в соответствии с предметом ведения и отраслевой принадлежностью). Примерная форма "Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН" представлена в Приложении А.1.

Реестр ОСИ структурирован по разделам в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью объектов социальной инфраструктуры:

- здравоохранение;

- образование;

- социальная защита населения;

- физическая культура и спорт;

- культура;

- объекты транспортной инфраструктуры;

- объекты информации и связи;

- жилые здания;

- объекты сферы услуг и потребительского рынка.

На первом этапе формируется часть 1 "Общие сведения" Реестра ОСИ, который далее будет дополняться данными по результатам паспортизации.

На каждый объект, включенный в Реестр ОСИ, формируется Паспорт доступности ОСИ - при этом заполняется его часть 1 "Общие сведения". Форма "Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)" представлена в Приложении А.2.

Предлагается формировать эти документы как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Если в субъекте Российской Федерации принято и реализуется решение об автоматизации учета деятельности по паспортизации и адаптации ОСИ, указанные документы предлагается ввести в автоматизированную информационную систему - для сбора, систематизации, обработки информации и обмена между участниками процесса паспортизации.

2. Вторым этапом паспортизации является скрининг. Этот этап складывается их трех организационных периодов работы:

2.1. сбор первичной информации от руководителей организаций, расположенных на ОСИ, о деятельности ОСИ (оказываемых услугах) и состоянии доступности - анкетирование;

2.2. обработка данных анкет (информации об ОСИ), внесение их в Реестр ОСИ;

2.3. выборка ОСИ для обследования.

Для проведения анкетирования в соответствии с проведенной на подготовительном этапе выборкой составляется Список организаций, которым рассылаются Анкеты с указанием даты рассылки; в нем же будут делаться отметки о дате получения данных (заполненных Анкет). Форма документа "Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ" представлена в Приложении А.3.

В период обработки данных, полученных от руководителей организаций, расположенных на объектах, заполняется вторая часть Паспорта доступности ОСИ и часть Реестра ОСИ "Характеристика деятельности учреждения, организации (по обслуживанию населения)" и первичная информация о состоянии доступности ОСИ, в котором располагается учреждение или организация. По результатам анализа полученных данных определяется необходимость обследования объекта, его очередность и предполагаемые сроки.

Дополнительно для объективизации данных об объекте и отражения их в Паспорте доступности ОСИ могут быть запрошены графические материалы (из технического паспорта объекта) и фотоматериалы, либо указанные материалы получаются на следующем этапе паспортизации в ходе обследования объекта.

В завершающий период этого этапа проводится выборка из Реестра ОСИ и формируется Список объектов для обследования.

3. Третьим этапом паспортизации является этап экспертной оценки состояния доступности ОСИ. Он проводится путем обследования ОСИ. Обследование объекта проводится с целью объективизации данных и формирования заключения о состоянии доступности ОСИ и доступности предоставляемых им услуг, а также для решения вопроса о необходимости и очередности адаптации ОСИ или обеспечения доступности услуг путем организации иного (альтернативного) формата предоставления соответствующих услуг инвалидам и другим МГН.

Для проведения обследования на основании составленного Списка объектов для обследования формируется План-график на определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием наименования объекта, адреса расположения и иных координат для связи и даты обследования. Дата обследования согласовывается с руководством объекта (учреждения, организации) и сообщается членам рабочей группы.

Как указано выше, для проведения обследования формируется рабочая группа, которая состоит из основных (постоянных) членов и членов, привлекаемых к деятельности рабочей группы по согласованию. Руководителем ее, сотрудником ОСЗН, организуется инструктаж членов рабочей группы о задачах и общем порядке проведения обследования объектов.

В начале обследования на каждом объекте руководителем группы проводится краткое установочное совещание с участием всех членов рабочей группы, в том числе привлеченных представителей обследуемого объекта, конкретизируются задачи (с учетом результатов анкетирования объекта), уточняется порядок проведения обследования на данном объекте, порядок обсуждения и оформления результатов.

По результатам обследования рабочей группой оформляется Акт обследования ОСИ. Форма "Акта обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ" представлена в Приложении А.4.

В ходе обследования выполняется фотографирование основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов. У руководителя объекта запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к Акту обследования ОСИ.

По результатам обследования, оценки технической документации рабочей группой готовится проект заключения о состоянии доступности объекта для инвалидов и других МГН, а также предложения по его адаптации:

- по обустройству в порядке текущего или капитального ремонта;

- по приобретению технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);

- по организации альтернативных форм обслуживания (в случае отсутствия возможности обустройства здания - в силу конструктивных, архитектурно-планировочных или финансовых причин).

В сложных случаях для принятия решения о технической возможности обустройства здания, помещений, ряда функционально-планировочных элементов дополнительно могут быть запрошены: информация по результатам технической экспертизы здания, заключение органов строительного надзора и экспертизы, архитектуры, а также охраны и использования памятников истории и культуры; при необходимости определения объема работ и их финансового обеспечения может быть заказана разработка проектно-сметной документации. Для решения ряда организационных вопросов, в том числе о возможностях организации альтернативной формы обслуживания инвалидов и других МГН, может потребоваться согласование с вышестоящей (над учреждением обследуемого объекта) организацией.

Акт обследования ОСИ подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, принимавшими участие в ее работе, в том числе представителем обследованной организации (учреждения), утверждается руководителем территориального (местного) органа социальной защиты населения. Акт обследования ОСИ составляется минимум в двух экземплярах: один - для включения в Паспорт доступности ОСИ и хранения в делах социальной службы, при необходимости - для представления на Комиссии; второй - для руководства объекта для организации исполнения рекомендаций, содержащихся в Акте обследования ОСИ.

Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОСИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения местной Комиссией.

Информация из представленной руководителем Анкеты ОСИ и Акта обследования ОСИ является основой составления Паспорта доступности ОСИ и Реестра ОСИ. По результатам анализа Акта обследования ОСИ вносятся дополнительные сведения в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ (в раздел 3 "Состояние доступности объекта").

Ежемесячно по результатам анкетирования и обследования объектов специалистами местных ОСЗН (или по их поручению - специалистами учреждений социального обслуживания населения) готовится Сводка по результатам работы за истекший месяц (квартал, полугодие, год). Периодичность и формат предоставления этих данных определяются на местном уровне.

В Сводке указывается:

- количество анкетированных объектов;

- количество обследованных объектов;

- количество составленных паспортов доступности ОСИ;

- количество объектов, информация о которых размещена в Реестре ОСИ и на сайте "Карта доступности субъекта Российской Федерации".

Также готовится план работ на следующий месяц, в том числе Список объектов (учреждений и организаций) для анкетирования, Список объектов для обследования и План-график (к следующему временному периоду работы).

4. Завершающий этап - этап управленческих решений.

Этот этап складывается из следующий периодов:

4.1. разработки, согласования и утверждения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН (в порядке их текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий);

4.2. реализации и текущего контроля исполнения программ и планов;

4.3. подведения итогов исполнения программ и планов.

По результатам анализа решений по состоянию доступности обследованных ОСИ и возможности их адаптации работниками ОСЗН (либо, по их поручению, сотрудниками учреждений социального обслуживания) готовится сводная информация о необходимых проектно-сметных, строительных, ремонтных работах, об иных формах адаптации объектов (в частности, с использованием технических средств) либо организационных решениях по формату предоставления услуг. Эта информация является основой проектов территориальных и ведомственных адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на обслуживаемой территории. Проекты программ (планов) представляются на заседании местной Комиссии, далее согласовываются и утверждаются администрацией (территориальным ИОГВ) в установленном порядке.

Примерная форма "Адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории _________________ на ____ год" представлена в Приложении А.5.

В период исполнения адресной программы (плана) может быть установлен текущий контроль со стороны координатора - ОСЗН со сбором информации от исполнителей с установленной на местном уровне периодичностью, с представлением информации на заседании местной Комиссии, в том числе с заслушиванием исполнителей отдельных мероприятий адресной программ (плана), с представлением соответствующих аналитических записок координатором.

По итогам исполнения адресной программы (плана) готовится отчет, который также обсуждается на заседании местной Комиссии. Далее в установленном порядке отчет представляется на вышестоящий уровень - в ОСЗН субъекта Российской Федерации. Итоговый сводный отчет по исполнению местными администрациями субъекта Российской Федерации адресных программ (планов) представляется на заседании Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации.

Примерная форма "Отчета о выполнении адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории ________________ на ____ год" представлена в Приложении А.6.

По результатам исполнения адресных программ (планов) принимаются решения о корректировке данных в Паспортах доступности ОСИ и Реестре ОСИ, а также размещается информация на сайте (портале) "Карта доступности субъекта Российской Федерации".

По завершении каждого календарного года ОСЗН по результатам паспортизации и адаптации ОСИ и услуг (с учетом данных территориальных и ведомственных ИОГВ, принимающих участие в этом процессе) готовится сводная статистическая информация и заполняется статистическая форма "Информация о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории _________________ в ____ году" с расчетом показателей доступности. Порядок расчета представлен в следующем разделе методики, статистическая форма - в Приложении А.7.

Каждый из описанных организационных этапов сопровождается формированием или дополнением (корректировкой) соответствующих документов, образцы которых представлены в Приложении А. Схематически система документационного обеспечения деятельности по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов представлена на рисунке 3 <1>.

--------------------------------

<1> Документооборот в части определения потребностей инвалидов, в том числе формирование Регистра инвалидов и их потребностей, заполнение Социального паспорта инвалида и Индивидуальной карты определения потребностей инвалида в создании доступной среды жизнедеятельности в настоящем методическом пособии не рассматривается.

┌──────────────────────────────────────────────┐

┌──────────┤Отчет об исполнении Плана (адресной программы)├──────┐

│ └─────────────────────────┬────────────────────┘ │

│ /\ │

│ ┌──────────────────────┴──┴────────────────────┐ │

│ │ План (Территориальная адресная программа) │ │

│ └───────────────────┬─────┬────────────────────┘ │

\/ /\ /\ \/

┌──────────────────────────┴─────────┐ │ │ ┌──────┴────────────────────────┐

│РЕГИСТР ИНВАЛИДОВ И ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ │ │ РЕЕСТР ОСИ И УСЛУГ │

└────────────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘

/\ \┌─ ── ── ── ── ── ── ── ─┐/| /\

┌───────────────┴──────────────────┐ \┌──────┴─────┴─────────┐/ |┌──────────────┴───────────────┐

│ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ИНВАЛИДА │--│┤ Автоматизированное ├│--│ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОСИ │

└──────────────────────────────────┘ /│ рабочее место │\ |└──────────────────────────────┘

/\ /\ /\ /││ специалиста ││\|| /\ /\ /\

| │ │ / └──────────────────────┘ \| │ │ |

| ┌───────┴───────────┐│ / │ Автоматизированная │ |\ │┌─────┴──────┐ |

┌─────────┐ │ Индивидуальная ││/ информационно-справочная ||\││ Акт │ ┌────────────┐

│ ИПР │ │ КАРТА определения │/ │ система │ || \│обследования│ │Техническая │

│инвалида │ │ потребностей ││ ┌──────────────────────┐ || ││ ОСИ │ │документация│

│(ребенка-│ │инвалида в создании││ ││ Портал ├│--| ││ │ │ на ОСИ │

│инвалида)│ │ доступной среды ││ │ "КАРТА ├---- ││ │ │ (ПСД) │

└─────────┘ │ жизнедеятельности ││ ││ доступности" ││ ││ │ └────────────┘

└───────────────────┘│ └──────────────────────┘ │└────────────┘

┌───────────┴───┐└─/── ── ── ── ── ── ──\─┘┌───┴─────────┐

│Анкета-опросник│ / \ │Информация об│

│ инвалида │/ \│ОСИ (анкета) │

└───────────────┘ └─────────────┘

Документы, образуемые в процессе Документы, образуемые в процессе

изучения потребностей инвалидов в изучения состояния доступности

создании условий доступности объектов социальной инфраструктуры

и услуг

Рисунок 3 - Система документационного обеспечения

деятельности по адаптации среды жизнедеятельности

для инвалидов