3. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

В данном разделе Методики представлены рекомендации по организации паспортизации действующих объектов социальной инфраструктуры на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе по определению участников этого процесса и их задач, по этапам работы, координации действий, документообороту, контролю и оценке результатов.

На рисунке 1 представлена примерная схема (организационная модель) взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Комиссия по координации деятельности в сфере формирования доступной среды│

│ жизнедеятельности для инвалидов и других МГН │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

/\ /\ /\

│ ├┤ │

┌─────┴──────┐ ├┤ ┌─────┴─────┐

│ОБЩЕСТВЕННАЯ│ ┌───────┴┴───┐ │ВЫШЕСТОЯЩАЯ│

│ОРГАНИЗАЦИЯ │ - - ->│ ОСЗН │ - - - - - - >│ОРГАНИЗАЦИЯ│

│ ИНВАЛИДОВ │ | └────────────┘ | └───────────┘

└────────────┘ | /\/\ /\ | /\

/\ | │ ││ | | │

| | │ | | │

| | │ ││ | | │

| \/ │ ││ \/ \/ │

| ┌─────────────┐ │ ┌─────────────┐ <- - - │

| │ ПОТРЕБИТЕЛЬ │ │ ││ │ ПОСТАВЩИК │ | │

| │ (инвалид, │/──────────\│(организация,│ \/ \/

- - >│ МГН) │\───┬──────/│ учреждение) │ ┌─────────────────────┐

│ │ │ ││ │ │ │ Организатор │

└─────────────┘ \/ └─────────────┘ │ проектно-сметных и │

/\ /\ /\ ┌─────┴┴───┐ /\ /\ /\ │ремонтно-строительных│

│ └─>│ АИС │<─┘ │ │ │ работ (служба │

│ │ └─────┬┬───┘ │ │ заказчика и др.) │

│ /\ ││ /\ │ │ └─────────────────────┘

│ │ │ │ │ /\

│ │ ││ │ │ │ │

│ │ \/ \/ \/ │ \/

│ ┌─────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ └─────>│СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ│<───┘ │Ремонтно-строительная│

│ (учреждения │ │ │ организация │

│ │ социального │ └─────────────────────┘

\/ │ обслуживания) │ │

┌──────────────────┐└─────────────────┘ \/

│Социальный паспорт│ /\ /\ /\ ┌───────────────────┐

│ инвалида и КАРТА │ │ │ │ │ ПАСПОРТ │

│ определения │ │доступности объекта│

│ потребностей в │<─ ─┘ │ └ ── ─>│ социальной │

│ адаптации среды │ │ инфраструктуры │

│жизнедеятельности │ │ └──┬─┬──────────────┘

└───────────┬──────┘ \/

│ ┌────────────────────┐ │ │

│ РЕЕСТР │/──

└─ ── ─>│ объектов и услуг │\── ─┘

└────────────────────┘

Рисунок 1 - Организационная модель взаимодействия

участников системы обеспечения доступности социальных

объектов и услуг для инвалидов

Основными участниками этой системы являются:

потребитель услуги (инвалид, другой гражданин из категории МГН);

поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности);

координатор между поставщиком и потребителем (в соответствии с нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации службы, которые призваны оказывать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).

Во взаимодействии "поставщик - потребитель" поставщик обязан предоставить услуги потребителю, независимо от имеющихся у последнего ограничений (в том числе ограниченных возможностей здоровья): как общие для всего населения, так и специфические (например, реабилитационные) - условия предоставления соответствующей услуги должны предусматривать беспрепятственный доступ к ней или к месту ее оказания всем категориям граждан.

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" гражданин (потребитель) имеет право на получение необходимой и достоверной информации о поставщике (исполнителе работ и услуг), в том числе реабилитационных; о режиме работы, реализуемых работах, услугах (и форме их предоставления). Потребитель-инвалид в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на создание условий для беспрепятственного получения услуг и получение информации об объектах и предоставляемых ими услугах в доступной форме.

Обязанности поставщика (организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) - обеспечить доступность объекта (здания и его частей, помещений), устранив имеющиеся физические (технические) и информационные барьеры, или организовать предоставление соответствующей услуги в альтернативной форме: как дистанционно, так и приблизив (доставив) ее потребителю - то есть обеспечить доступность услуги.

Необходимость в появлении координатора-консультанта возникает при наличии проблем, возникающих в прямом взаимодействии потребителя и поставщика услуг, таких как:

- проблемы доступности объектов и услуг;

- отсутствие или недостаточность информации об объектах или услугах;

- организационные проблемы в порядке и форме предоставления услуг;

- правовые или морально-этические проблемы взаимодействия между потребителем из категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и поставщиком.

В части исполнения посреднических функций для социальных служб эта деятельность определяется как социально-консультативная помощь (которая в том числе включает социально-правовую помощь, координацию деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан, нуждающихся в социальной защите), социальный патронаж, а также социально-реабилитационные услуги, включающие социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.

В связи с необходимостью реализации специальных потребностей инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья - потребностей в реабилитации и социальной интеграции - роль координатора-консультанта в этом взаимодействии призваны исполнить сотрудники учреждений социального обслуживания населения: центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения. С учетом профессиональных знаний, навыков и умений основные задачи и функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности для обеспечения доступности основных социальных объектов и услуг должны быть возложены на специалистов по социальной работе этих учреждений.

Основные задачи и функции работников социальных служб как координаторов-консультантов состоят в следующем:

- мониторинг (сбор, обобщение, анализ) информации, с одной стороны, о потребностях инвалидов; с другой стороны - о возможностях поставщиков: о предоставляемых услугах, о доступности услуг и объектов, их предоставляющих;

- предоставление информации всем заинтересованным сторонам: потребителям и организациям, представляющим их интересы (общественным организациям инвалидов), поставщикам и их вышестоящим организациям; управленческим структурам (различной ведомственной принадлежности, участвующим в решении вопросов жизнеобеспечения инвалидов, в том числе в их реабилитации и социальной интеграции);

- организация взаимодействия потребителя и поставщика: содействие инвалиду в получении соответствующей услуги, в доставке его к месту получения услуги (в том числе путем специального транспортного обслуживания - "социальное такси"), в социальной, правовой и материальной поддержке при получении услуги; представление интересов инвалида в этом взаимодействии;

- оценка соответствия потребностей инвалидов (групп инвалидов по возрасту, по виду нарушений) и возможностей их удовлетворения имеющимися учреждениями и услугами; а также оценка организации и качества предоставляемых услуг (с учетом мнения потребителей); оценка результатов взаимодействия потребителя и поставщика;

- разработка и внесение предложений в адрес органа социальной защиты населения о совершенствовании деятельности в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов на обслуживаемой территории: о развитии соответствующих услуг и улучшении условий их предоставления, в том числе по обустройству объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.

Для изучения потребностей инвалидов, как показано на рисунке 1, специалистами социальных служб используются "Социальный паспорт инвалида" и "Карта определения потребностей в адаптации среды жизнедеятельности" <1>. Результаты анализа этих документов и сводные данные о потребностях инвалидов в обеспечении для них доступной среды жизнедеятельности используются для определения:

--------------------------------

<1> В настоящем методическом пособии формы указанных документов и порядок их разработки не рассматриваются.

- приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов;

- приоритетных объектов в этих сферах, нуждающихся в первую очередь в обеспечении их доступности и доступности предоставляемых ими услуг;

- приоритетов в действиях социальных служб, в том числе очередности обследования объектов социальной инфраструктуры для объективной оценки состояния их доступности и решения вопросов адаптации (в том числе включения в адресные программы и планы).

В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объемах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):

- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;

- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.

С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий - приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.

Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.

Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя - общественными организациями инвалидов.

Как показано на рисунке 1, а также в разделе 2 на рисунке 3, основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб в "Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг". В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.

Проект решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, по срокам их выполнения, по объемам работ, в том числе объемам финансового обеспечения, согласовывается с руководителями объектов и их вышестоящими организациями. При необходимости решения о конкретных объемах ремонтно-строительных работ, о технической возможности их исполнения и необходимых ассигнованиях для исполнения таких работ принимаются после выполнения организаторами проектно-сметных и ремонтно-строительных работ на соответствующей территории технической экспертизы и разработки проектно-сметной документации - как по обращению поставщика (руководителя организации на объекте), так и по поручению его вышестоящей организации. Таким организатором, как правило, выступает исполнительный орган государственной власти (далее - ИОГВ) в области строительства (или соответствующее подразделение ведомственного или территориального ИОГВ - отдел по строительству) либо его подведомственная организация (служба заказчика). Проект решения об адаптации объектов и услуг на соответствующей территории представляется работниками социальных служб в орган социальной защиты населения (далее - ОСЗН), а через них в "Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН", сформированную при территориальном исполнительном органе государственной власти. В состав комиссии входят представители основных ИОГВ данной территории и общественных организаций инвалидов.

Проекты управленческих решений по приоритетам действий на подведомственной территории, по организации паспортизации объектов и услуг, по их адаптации для инвалидов и других МГН, в том числе адресные программы (планы), согласовываются комиссией, соответствующими ИОГВ в установленном на данной территории порядке, после чего они представляются на утверждение высшему должностному лицу данной территории - руководителю высшего территориального ИОГВ.

Сводные результаты паспортизации и результаты исполнения управленческих решений по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг, в том числе отчеты об исполнении адресных программ (планов), также представляются ОСЗН на рассмотрение комиссией.

Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, результаты оценки состояния их доступности, а также дополнительная информация, необходимая потребителю об учреждениях и организациях, порядке их работы, формах предоставления услуг, в т.ч. иллюстративная, размещается в сети "Интернет", позволяющем найти нужный объект, получить беспрепятственно о нем необходимую информацию, проложить маршрут от места расположения потребителя до объекта - поставщика услуги. В сети "Интернет" для обеспечения обратной связи также можно разместить документы (анкету) для заполнения руководителем учреждения или организации, расположенной на объекте, и анкету-опросник гражданина (инвалида) для сбора информации о потребностях и проблемах его взаимодействия (как потребителя услуг) с объектом (поставщиком услуг). Автоматизированная информационная система (АИС) в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста (работника социальной службы) может стать основой для эффективного документооборота и оперативного обмена информацией между участниками системы, а также для оперативной и качественной обработки информации, ее свода и анализа, контроля исполнения решений.

Настоящая методика с учетом изложенных правовых положений предполагает получение соответствующей информации от поставщика услуг для инвалидов и других МГН: общие сведения об организации, о ее деятельности - предоставляемых услугах и работах, о форме и условиях их предоставления, в том числе о техническом состоянии здания, сооружения (с точки зрения его безопасности и доступности для инвалидов). Предполагается и использование данных технической экспертизы: как строительной (заключение органа строительного надзора и экспертизы о соответствии здания, сооружения проектной документации, в том числе нормативным требованиям по безопасности и доступности - при вводе в эксплуатацию), так и данных технической инвентаризации и результатов работ уполномоченных контролирующих и надзорных органов и организаций (сведений из технических паспортов, актов технической экспертизы, заключений и актов обследования объектов надзорными органами в соответствии с их компетенцией), проектно-сметной документации и т.п. Эти сведения необходимы для подготовки обоснованных предложений и проектов решений о состоянии объекта социальной инфраструктуры (здания, сооружения), о возможностях его адаптации, а также необходимых для этого средствах - с целью объективизации проектов управленческих решений и результатов их исполнения.

В методике, адресованной специалистам социальных служб, использованы и учтены основные требования системы документов в строительстве - для создания инструмента объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры - поставщиков услуг для инвалидов и других МГН, но без детализации и углубления в аспекты профессиональной деятельности специалистов по проектированию и строительству. Такой подход представляется важным для обеспечения единства понимания проблем адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, а также путей их решения на основе межведомственного взаимодействия, но при этом невмешательства в специальные аспекты деятельности иной профессиональной группы.