I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем в указанной
сфере и прогноз ее развития
По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2012 г., в Российской Федерации осуществляли деятельность 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. В секторе малого и среднего предпринимательства (без внешних совместителей) занято 17,8 млн. человек, что составляет более 25 процентов от экономически активного населения Российской Федерации. Таким образом, каждый четвертый работник в целом по России в настоящее время занят в секторе малого и среднего предпринимательства.
В течение последних лет в отношении малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации было достигнуто главное - осознание значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста российской экономики, его роли в решении поставленной задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития страны по инновационному пути, предполагающему создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, задан ориентир будущих реформ (прежде всего Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). При этом особое внимание уделено поддержке малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах (устранение препятствий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование реализации мероприятий по стимулированию инновационной активности малых компаний субъектами Российской Федерации, создание инновационного центра "Сколково" и т.д.).
Существенно возросла роль мнения предпринимательского сообщества в определении приоритетов политики государства в области развития малого и среднего предпринимательства и оценке существующего и предлагаемого к введению нового государственного регулирования предпринимательской деятельности (введение института оценки регулирующего воздействия, деятельность координационно-совещательных органов различного уровня).
Результатом реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства стало завершение процесса формирования основополагающей нормативно-правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008 - 2012 годах и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период.
Особое внимание в 2008 - 2012 годах уделялось контролю правоприменительной практики, которая показала, что запланированный результат мер поддержки малого и среднего бизнеса прямо обусловлен эффективностью их применения на практике. Имеют место негативные прецеденты неисполнения принятого законодательства представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления (наиболее показателен пример с льготной приватизацией государственного и муниципального имущества).
Основными векторами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на краткосрочную и долгосрочную перспективу являются:
"донастройка" созданной в развитие Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" нормативно-правовой базы с учетом правоприменительной практики;
продолжение работы по публичному мониторингу реализации в субъектах Российской Федерации принятых государственных мер в области развития малого и среднего предпринимательства;
расширение направлений поддержки и спектра программ и проектов в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе включение элементов политики по развитию малого и среднего предпринимательства в стратегии кластерного развития, миграционной политики и др.;
обеспечение общественного обсуждения (мониторинга) создаваемых институтов и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, а также новых законодательных инициатив на всех стадиях их разработки (введения);
координация ведомственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса - один из ключевых стратегических ориентиров государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Ядром национальной инновационной системы и залогом ее конкурентоспособности должна стать развитая сеть отраслевых инновационных кластеров.
Поэтому сегодня принципиальная позиция государства - не оставаться в стороне от накопленного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства в странах, в которых качественный вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики несопоставимо выше, чем в текущее время в Российской Федерации. Важно систематически изучать и внедрять лучшие практики их решения, успешно апробированные другими развитыми странами, в первую очередь, в части развития инновационно-технологического потенциала малого и среднего предпринимательства.
Активная позиция малого и среднего бизнеса, поддерживаемого государством, во многом способствует постепенной стабилизации экономической ситуации внутри страны, и как следствие, улучшению условий и состояния предпринимательства в целом.
Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России.
В других странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест - до 80 процентов от всех работающих. В среднем по странам Евросоюза - около 68 процентов всех занятых в экономике - работники субъектов малого и среднего предпринимательства. В России в 2011 году аналогичный показатель составил 25,2 процента (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей) от общего числа занятых в экономике, то есть практически в 2,5 раза меньше.
Показатель численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек населения в среднем по Российской Федерации - чуть выше 40 предпринимательских единиц, что сопоставимо с общеевропейским уровнем стран Евросоюза, но ниже, чем в других развитых странах (например, Португалия - 81 субъект малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек жителей, Греция - 76 единиц малого и среднего предпринимательства, Италия - 66 единиц, Швеция - 60 единиц, Испания - 59 единиц).
Также необходимо отметить идентичность отраслей экономики, в которых занято подавляющее большинство субъектов малого и среднего предпринимательства как в Российской Федерации, так и в странах Евросоюза:
оптовая и розничная торговля (38 процентов - в России и 31 процент - в среднем в странах Евросоюза от общего числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в различных отраслях);
предоставление услуг (17,9 процента и 29 процентов соответственно);
строительство (12,1 процента и 14 процентов соответственно);
обрабатывающие производства (10,5 процента и 11 процентов соответственно).
В российском секторе малого и среднего предпринимательства первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли (38 процентов), которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях. В странах Евросоюза в указанной сфере тоже ведет деятельность существенная часть субъектов малого и среднего предпринимательства (особенно это касается микропредприятий). Но в отличие от российской специфики общая численность малого и среднего предпринимательства в торговле фактически равна доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг (31 процент и 29 процентов соответственно).
Таким образом, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России качественно отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах, в которых количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.
Реализация подпрограммы направлена на создание условий и факторов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включая:
оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих возможности лизинговых инструментов и заемного финансирования;
увеличение количества банков и банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства;
создание условий обеспечивающих подключение субъектов малого и среднего предпринимательства в коммунальной и энергетической инфраструктуре;
совершенствование нормативного и правового регулирования сферы малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли инновационных и экспортно-ориентированных предприятий.
Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Российской Федерации, а также количества малых инновационных предприятий в среднесрочной перспективе обусловлено следующими факторами:
увеличение мероприятий при реализации подпрограммы, направленных на модернизацию производства и поддержку малых инновационных предприятий, что создаст необходимые материальные стимулы для появления и развития малых инновационных предприятий;
увеличение количества действующих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, что позволит поддержать малые предприятия на начальном этапе развития;
акцентирование мероприятий подпрограммы на поддержке малых и средних предприятий, ведущих деятельность в неторговых секторах экономики, что позволит постепенно увеличить долю таких предприятий в ВВП России;
внесение изменений в законодательство, позволяющих создавать на базе высших учебных заведений малые инновационные предприятия, а также облегчение процедуры получения патента для защиты интеллектуальной собственности, что позволит осуществить коммерциализацию научных разработок;
предоставление в аренду малым и средним предприятиям имущества, находящегося в федеральной и региональной собственности, в том числе возможность приватизации государственного и муниципального имущества.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей