3. Повышение качества оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов
3. Повышение качества оценки регулирующего
воздействия проектов и экспертизы действующих
нормативных правовых актов
Институт оценки регулирующего воздействия в России создавался как инструмент борьбы с административными барьерами, а также с регулированием, несущим необоснованные издержки для производителей. Развитие данного института было одним из приоритетных направлений работы Правительства Российской Федерации, направленной на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата посредством повышения качества правотворчества, создания прозрачных и понятных для всех механизмов для принятия обоснованных регулятивных решений.
В ходе развития института на протяжении двух лет его существования происходило постепенное становление его процедур, расширение предметной области оценки, вовлечение в оценочную деятельность как федеральных органов исполнительной власти, так и широкого круга заинтересованных лиц со стороны предпринимательского сообщества и граждан, был запущен в действие механизм экспертизы действующих нормативных актов ведомств. Направления развития института оценки регулирующего воздействия в среднесрочной перспективе определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Работа Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов создала условия для перехода к проведению процедур оценки самими разработчиками нормативного регулирования. Начиная с 2013 года органы-регуляторы перейдут к самостоятельному проведению всего цикла процедур оценки. При этом за Минэкономразвития России сохранятся полномочия по подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия, в котором будет делаться вывод о полноте и объективности проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия, а также содержаться позиция Минэкономразвития России об обоснованности предлагаемых ведомствами-регуляторами решений.
Новый порядок проведения процедур оценки регулирующего воздействия позволит в полной мере задействовать потенциал регуляторов как наиболее компетентных и ответственных участников процесса правотворчества в регулируемых ими сферах. Новый порядок проведения оценки регулирующего воздействия устанавливает пошаговую структурированную процедуру оценки регулирующего воздействия, которая позволит разработчикам правового регулирования в ходе правотворческого процесса поставить все необходимые вопросы о возможных последствиях предлагаемого регулирования, а также получить отклик от всех заинтересованных сторон. Для Минэкономразвития России как органа, ответственного за подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия, и всех заинтересованных лиц будет обеспечена прозрачность процесса подготовки нормативного акта как в части проведения всех необходимых процедур, так и по существу оценки разработчиком альтернативных решений и возможных рисков.
Достижение указанных результатов потребует улучшения информационного, научно-методического обеспечения, совершенствования механизмов участия в оценке регулирующего воздействия потенциальных адресатов правового регулирования, распространения сферы применения новых институтов, в том числе за счет оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Распространение процедур оценки регулирующего воздействия на региональный и муниципальный уровни публичного управления предусмотрена положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (подпункт "д" пункта 2) начиная с 2014 года и 2015 года соответственно.
Внедрение оценки регулирующего воздействия должно сопровождаться опережающим развитием кадрового потенциала всех участников процесса, подготовки на основе выработанного опыта и лучших зарубежных практик модельных решений, облегчающих оценку типовых решений.
С повышением качества оценки регулирующего воздействия будут созданы условия для введения механизмов мониторинга достижения целей регулирования, активно внедряемых в настоящее время в развитых экономиках и предполагающих всестороннюю оценку регулирующего воздействия не только в отношении проектов актов, но и в период действия акта.
Реализация основного мероприятия будет осуществляться по следующим основным направлениям:
переход к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия на стадию разработки и обоснования регулирующих решений еще до их оформления в тексте конкретного проекта акта;
постепенное расширение предметной области оценки;
развитие институтов экспертизы действующих нормативных актов и мониторинга вновь введенного правового регулирования;
поддержка становления института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, формирование центров соответствующих компетенций в регионах России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей