I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Уровень развития научно-технической, инновационной составляющей экономики - науки, образования, наукоемких отраслей, технологий - является важнейшим фактором формирования центров силы, определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества. Залогом успешного развития является постоянное инновационное обновление.
Не случайно в последние годы в различных странах мира основной целью общеэкономических программ стало именно развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем.
Применение системного подхода при формировании инновационной государственной политики в настоящее время приобрело первостепенное значение в государствах, стремящихся к устойчивому экономическому росту.
Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 878 в целях содействия модернизации экономики и инновационному развитию России принято решение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России.
В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года впервые было заявлено о необходимости создания современного технологического центра по примеру Силиконовой долины и других ведущих зарубежных инновационных центров <1>.
--------------------------------
<1> "Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих ученых, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии", полный текст стенограммы доступен по адресу http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
Направления дальнейшей работы по созданию инновационного центра "Сколково" были определены распоряжениями Президента Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 889-рп "О рабочей группе по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов" и от 2 июля 2010 г. N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково".
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" определил цели и задачи инновационного центра "Сколково", условия его создания и функционирования.
Инновационный центр "Сколково" - это, прежде всего, среда для коммерциализации. В рамках инновационного центра будут созданы условия для формирования и развития инновационных стартапов, в полной мере реализованы механизмы коммерциализации, а также собраны все необходимые элементы для ускорения процессов коммерциализации идей: от поиска источников финансирования, предоставления необходимого оборудования до помощи в поиске партнеров, рынков, технологических цепочек.
Миссией инновационного центра является формирование на территории Российской Федерации благоприятной среды для воспроизводства и развития инновационных процессов. В "Сколково" создается самовоспроизводящаяся система "человек-знание", устраняющая разрыв между новыми знаниями, обеспечивающая их тиражирование по всему миру и их использование на благо людей.
Инновационный центр "Сколково" консолидирует наиболее интересные, перспективные идеи ученых, исследователей, работающих на расширение границ технологий по пяти ключевым направлениям:
1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
2) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
3) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
4) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
К основным принципам деятельности инновационного центра "Сколково" относятся:
1) частно-государственное партнерство - не менее 50 процентов затрат на создание инновационного центра планируется привлечь из частных источников;
2) некоммерческая направленность - деятельность инновационного центра "Сколково" направлена на поддержку исследовательских проектов участников "Сколково". При этом сам центр не участвует в капитале участников и, соответственно, не получает прибыль от их деятельности;
3) публичность и открытость - инновационный центр "Сколково" открыт для взаимодействия с любыми российскими и зарубежными структурами, целью которого станет создание инновационной среды, благоприятной для исследовательской деятельности и деятельности по коммерциализации проектов компаний-участников проекта "Сколково";
4) компетентность - инновационный центр "Сколково" привлекает к работе широкий круг экспертов высокой квалификации - ведущих российских и зарубежных ученых, специалистов и консультантов (юридических и физических лиц) - для выполнения научно-технической, инвестиционной, юридической и иных экспертиз;
5) независимость - инновационный центр "Сколково" независим в определении проблематик исследований, правил осуществления исследовательской деятельности и иных правил, регулирующих взаимоотношения субъектов на территории инновационного центра;
6) соблюдение государственных интересов - в сфере разработки инновационных технологий инновационный центр "Сколково" действует в интересах Российской Федерации, является одним из инструментов реализации государственной политики, направленной на развитие новых технологий в России и, в первую очередь, на коммерциализацию их результатов.
Для эффективной реализации своей миссии инновационная экосистема "Сколково" должна стать саморазвивающейся, иными словами, отвечать следующим требованиям:
быть децентрализованной и обеспечить баланс интересов всех задействованных сторон;
обладать способностью к самоактуализации;
все элементы экосистемы должны быть интегрированы между собой;
отвечать требованиям открытости и информационной прозрачности;
обеспечивать положительную отдачу от инвестиций.
На основании Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" и Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 878 "О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России" определено юридическое лицо, на которое возлагается реализация проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами этого юридического лица, участвует в формировании его органов, согласовывает изменения, вносимые в его устав, определяет территорию, на которой реализуется проект. В соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (протокол заседания от 26 октября 2010 г.) реализация проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра "Сколково" возложена на управляющую компанию - Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд "Сколково").
В рамках полномочий управляющей компании в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" на Фонд "Сколково" возложены следующие функции:
1) общее организационное руководство и координация деятельности по реализации проекта;
2) обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра;
3) организация исследовательской деятельности и содействие ее осуществлению;
4) представление документов, необходимых для возмещения в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" понесенных лицами, участвующими в реализации проекта, затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
В целях обеспечения России лидирующих позиций в области науки, технологий и образования, Фонд "Сколково" должен обеспечить поддержку, прежде всего, прикладным исследованиям и образованию по ключевым направлениям развития.
Миссией Фонда "Сколково" является создание и поддержание глобально конкурентоспособных условий и среды для передовых исследований и разработок с последующей коммерциализацией их результатов, а также для формирования нового поколения высококлассных специалистов в приоритетных сферах технологического развития.
Фонд "Сколково" обеспечивает в инновационном центре формирование полного цикла инновационного процесса, включающего в себя образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов. Помимо этого Фонд "Сколково" предоставляет централизованные услуги, связанные с организацией инновационного процесса, и принимает участие в его финансировании.
Несмотря на свою недолгую историю, Фонд "Сколково" добился определенных результатов в решении каждой из задач, стоящих перед ним. В 2010 - 2012 годах был завершен этап становления инновационной экосистемы, характеризующийся созданием и формированием критической массы ключевых элементов инновационной экосистемы.
Прежде всего, Фонду "Сколково" удалось организовать максимально открытые, прозрачные и понятные процедуры присвоения статуса участника и получения гранта. Сроки представления статуса участника составляют в среднем 29 дней или 40 дней, включая прохождение процедуры предварительного одобрения <1>. Это существенно ниже аналогичных сроков у прочих институтов развития и инновационных центров как в России, так и за рубежом.
--------------------------------
<1> Процедура, в соответствии с которой исследователь проходит экспертизу по существу до регистрации юридического лица. В случае положительного заключения эксперта свидетельство о регистрации статуса участника выдается исследователю сразу же после соблюдения им формальных требований (регистрации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации).
По состоянию на 31 декабря 2012 г. статус участника уже получили 793 компании - технологических стартапов, ведущих исследовательскую деятельность.
Присвоение статуса участника проекта "Сколково" выполняется с привлечением панели независимых экспертов, которые оценивают инновационность идеи и ее коммерческий потенциал.
Участники проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" могут заниматься следующими видами деятельности:
проведение собственных исследований и разработок;
коммерциализация результатов исследований;
выполнение исследований и разработок на заказ.
Статус участника проекта "Сколково" позволяет рассчитывать на следующие виды поддержки:
содействие в коммерциализации проектов со стороны Фонда "Сколково";
грантовую поддержку от Фонда "Сколково";
доступ к исследовательской инфраструктуре в рамках создающейся инновационной экосистемы;
налоговые льготы, а именно налог на прибыль по ставке 0 процентов (с ограничением налоговых каникул по достижению пороговых значений выручки и прибыли), освобождение по выбору налогоплательщика от налога на добавленную стоимость, налог на имущество организаций по ставке 0 процентов, обязательные страховые взносы (совокупная ставка) - 14 процентов, земельный налог по ставке 0 процентов;
услуги таможенного представителя в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для исследовательской деятельности.
Стартап в своем развитии проходит различные этапы в процессе трансформации научной или технологический идеи его основателей в успешный бизнес - так называемый жизненный цикл проекта. Несмотря на то, что для различных технологических направлений (энергоэффективные технологии, космические технологии, биомедицинские технологии, ядерные технологии, информационные технологии) существует своя специфика в детализации жизненного цикла стартапа, все они, как правило, проходят одинаковые условные стадии (и их этапы) до момента получения первой выручки. Некоторые из этих этапов/процессов идут параллельно.
Стадия 0 "Формирование стартапа" - из новой технологической идеи, научного открытия формируется бизнес идея, план проекта; вокруг этого собирается команда; анализируется возможность построения успешного бизнеса.
Стадия 1 "Исследование" - снимаются основные научно-технические неопределенности разработки.
Стадия 2 "Разработка" - формируется продукт проекта.
Стадия 3 "Подготовка к коммерциализации" - продукт проекта приобретает товарные характеристики.
Различные элементы экосистемы инновационного центра "Сколково" в своем взаимодействии могут оказать существенное влияние на сокращение срока и достижения стадии коммерциализации идеи, продукта благодаря следующим факторам:
"Стадию 0" многие команды растягивают на длительное время, при этом параллельно запуская разработку продукта/технологии, еще не имея плана развития проекта. Это, зачастую, приводит к появлению невостребованных разработок или истощению ресурсов команды до появления возможности привлечения следующего этапа финансирования.
Поддержка формирования концепции проекта за счет обмена идеями в исследовательской среде и помощи кластеров в структурировании проекта позволяет оптимизировать длительность всех последующих стадий.
Работа кластеров по структурированию проектов и созданию "дорожных карт" позволяет избегать, как минимум, наиболее распространенных ошибок при построении стартапа и оптимизировать использование ограниченных ресурсов. Наличие структурированного проекта также существенно упрощает общение команды с потенциальными инвесторами, соответственно, сокращая время на поиск внешнего финансирования. Со временем, благодаря накопленному опыту участников экосистемы и возможности быстрого взаимодействия, качество проектов на начальной стадии будет существенно возрастать, что повысит их выживаемость и скорость прохождения ранних этапов.
Грантовая поддержка на ранней стадии позволит относительно быстро привлекать средства на проверку потенциала идей, чему также способствует формирование более качественного обоснования проекта (анализ рынка, пройденные испытания и т.п.). Тщательно проработанные и подтвержденные проекты имеют существенно больше шансов на скорейшее привлечение независимых инвесторов.
Процесс привлечения финансирования (переговорный процесс, оформление сделки) может требовать существенного времени. В зависимости от обеспеченности проекта финансированием данная фаза может оказать существенное влияние на сроки реализации проекта. Наличие в экосистеме большого числа специализированных инвесторов позволит существенно сократить срок на привлечение финансирования перспективными стартапами и отсев нежизнеспособных.
Распространенной в настоящее время проблемой является создание стартапов на базе научных команд из институтов. Такие команды, зачастую, избыточны по исследовательским возможностям для целей конкретного проекта. Это не позволяет участникам команды полностью сосредоточиться исключительно на данном проекте, и не совмещать с общенаучной и преподавательской деятельностью. При этом в недостаточном количестве привлекаются предприниматели на ранней стадии, что приводит к снижению продуктивности основных исследователей, пытающихся имитировать предпринимательскую деятельность. Кроме того, такие команды часто прекращают развитие собственных проектов и начинают выполнять исследовательские контракты с потерей прав на интеллектуальную собственность. Полная команда зачастую формируется только к концу "Стадии 2", что приводит к медленному росту компании на "Стадиях 0 - 1".
Наличие широкого круга специалистов на территории инновационного центра "Сколково", магистров и слушателей PhD программ Сколтеха, а также общая привлекательность инновационного центра "Сколково" как престижного места работы для исследователя, инженера, предпринимателя, позволит быстрее формировать команду проекта и привлекать компетенции необходимого уровня.
На "Стадии 1" сокращение времени на проведение НИОКР может происходить за счет своевременно организованной кооперации с подходящими партнерами - лабораториями, центрами коллективного пользования, корпоративными НИОКР-центрами и т.п. Потенциальные партнеры по наиболее перспективным технологическим областям будут либо представлены в инновационном центре "Сколково", либо, как минимум, участники проекта "Сколково" будут обладать информацией об истории сотрудничества с ними. Таким образом, время на поиск подходящих партнеров и установление эффективной кооперации для новых участников будет существенно ниже текущей. Эффективные связи будут устанавливаться заранее еще на "Стадии 0". Скорость проведения НИОКР также может существенно возрастать за счет обмена идеями в исследовательской среде, наличия оборудования в близкой доступности, экспертизы и т.п.
Опыт в защите интеллектуальной собственности, патентных исследованиях, накопленный в центре интеллектуальной собственности "Сколково", сократит время на защиту результатов работы.
Создание пилотного производства, как правило, требует изготовления и поставки оборудования под заказ; поиск партнера требует времени на достижение договоренностей и заключение договоров. Поскольку многие потенциальные партнеры будут являться элементами экосистемы, установление кооперационных связей будет проходить быстрее.
Уже на текущем этапе помощь кластеров оказывает влияние на поиск технологических партнеров и площадок для создания пилотного производства, а также площадок для тестовой эксплуатации.
На "Стадии 3" возможно существенное сокращение времени на поиск партнеров за счет наличия в инновационном центре "Сколково" НИОКР центров крупных корпораций, усилий профильных инвесторов, инвестирующих в развитие стартапа; а также за счет признания рынком общего высокого уровня разработок, производимых в инновационном центре "Сколково".
Необходимо отметить, что только в 2012 году компаниями-участниками проекта "Сколково" было подано 159 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности (из них на регистрацию патентов и свидетельств приходится 123). По предварительным данным выручка участников за 2012 год составила не менее 5 173 млн. руб. (данные получены на основе опроса компаний-участников).
Пятнадцать компаний-участников проекта "Сколково" начали принимать заказы на продажу инновационных продуктов и вышли на международные рынки (США, Япония, Китай). Девять компаний заключили соглашения с индустриальными партнерами - стратегическими инвесторами.
Для обеспечения технологических компаний необходимым лабораторным оборудованием и офисными помещениями организовано временное помещение технопарка "Сколково", в котором организованы центры коллективного пользования - лаборатории, содержащие различное оборудование для проведения исследований по различным тематикам и направлениям: микроанализ, оптоэлектроника, прототипирование, включающее промышленный дизайн, лабораторию механообработки, инженерную лабораторию, 3D прототипирование.
Фонд "Сколково" активно привлекает к работе с участниками проекта венчурных инвесторов различных стадий. При Фонде "Сколково" аккредитовано более 50 инвесторов, которые по состоянию на 31 декабря 2012 г. инвестировали в 81 участника, причем инвестиции носят как характер соинвестирования по грантам, так и самостоятельных инвестиций. Общая сумма инвестиций аккредитованных инвесторов составляет более 1 млрд. рублей.
Для обеспечения коммерциализации компаний, участников проекта, в инновационную экосистему "Сколково" привлекаются крупные индустриальные компании, которые способствуют:
1) формированию спроса на результаты инновационной деятельности компаний-участников;
2) использованию навыков и ресурсов партнеров для развития исследовательской инфраструктуры инновационного центра "Сколково";
3) поддержке деятельности участников в сфере коммерциализации;
4) встраиванию инновационных разработок компаний-участников в глобальные производственно-технологические цепочки.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. соглашение о партнерстве подписало 29 крупных российских и международных компаний, из них 24 планируют открытие собственного центра НИОКР на территории инновационного центра "Сколково". Общий объем заявленных бюджетов составляет более 27 млрд. рублей до 2015 года.
Одним из важнейших элементов инновационной экосистемы является Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), который был создан 25 октября 2011 года.
Сколковский институт науки и технологий создается как ведущий предпринимательский институт. К 2020 году будет создан институт мирового уровня, работающий по международным стандартам, привлекательный для ученых мирового класса и наиболее талантливых магистрантов и слушателей PhD программ, со штатом не менее 200 профессоров мирового класса, 1200 магистрантов и аспирантов, с удельной публикационной активностью на уровне ведущих международных университетов. Сколтех станет одним из центров притяжения талантов и формирования идей для стартапов в создающемся инновационном центре "Сколково".
В рамках создания Сколтеха планируется привлечение профессоров и специалистов мирового уровня для проведения исследований, реализации образовательных программ и создания инноваций по приоритетным для России направлениям; создание образовательных программ мирового уровня по востребованным направлениям, привлечение наиболее талантливых магистрантов и аспирантов; создание и развитие международной научной и образовательной сети, эффективно участвующей в решении актуальных задач российской науки, образования и экономики; создание системы трансфера знаний, технологий, практик и кадров в российские организации.
В течение 2012 года был проведен первый набор слушателей и конкурс на формирование первых исследовательских центров Сколтех, в результате которого было принято решение о создании трех таких центров. В сентябре 2013 г. будут запущены две первые учебные программы Сколтеха.
В части строительства инновационного центра на данный момент созданы первые элементы "физического Сколково" - построен Центр городского развития (Гиперкуб), впервые в России проложены подземные кабельные линии 500 кВ, построены подземные подстанции 220/20 кВ.
Развитие инновационного центра "Сколково" направлено на создание среды проведения исследований и разработок мирового уровня, а также внедрения их результатов в динамично развивающихся секторах науки и технологии.
Спрос на решение этой задачи подкрепляется широким кругом проектов развития российского сектора исследований и разработок, модернизации ключевых секторов отечественной промышленности в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации ("Развитие науки и технологий", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и ряд других), программ инновационного развития компаний с государственным участием.
В то же время, в силу длительного периода отсутствия потребности отечественной экономики в результатах исследований и в кадрах по целому ряду приоритетных в рамках указанной стратегии направлений, образовался существенный разрыв между спросом на компетенции мирового уровня со стороны развивающихся российских компаний и предложением со стороны исследовательских и образовательных организаций.
Одним из важных, наряду с работами с "опорой на собственные силы", прямым импортом технологий и обучением за рубежом, инструментов преодоления этого разрыва является организация взаимодействия с международными научными сетями для трансфера компетенций через проведение совместных исследований и подготовку кадров.
В настоящее время государственная поддержка мероприятий по привлечению в Россию ведущих специалистов и трансферу компетенций посредством реализации совместных проектов осуществляется, но носит ограниченный характер. Наиболее значимыми являются мероприятия по привлечению в вузы и институты РАН ведущих ученых, конкурсы в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" и соответствующих мероприятий РАН.
Однако среда российских научных и научно-образовательных учреждений сегодня не гармонизирована с международной, не является привлекательной для большинства зарубежных ученых при выборе места проведения перспективных исследований. Ни один из реализуемых в настоящее время проектов не предусматривает создания и развития организации, имеющей такую среду.
Реализация проекта по формированию привлекательной для привлечения ведущих зарубежных ученых структуры, способной эффективно развивать привнесенные ими компетенции, обеспечивать их внедрение как в промышленности, так и в малых и средних предприятиях, передавать их в другие российские научные и научно-образовательные организации, является важным элементом в рамках инновационного центра "Сколково".
Кроме того, само создание этого центра как точки развития глобально конкурентоспособных компаний, обладающих компетенциями мирового уровня, представляется невозможным без опоры на генерирующую такие компетенции в короткие сроки, научно-образовательную структуру, интегрированную в мировые передовые научные и образовательные сети.
Важным аспектом формирования подпрограммы является понимание комплексности Фонда "Сколково", которая определяется как через те роли, которые он играет, так и через изменение его функционала по мере развития самого проекта.
Можно выделить следующие аспекты Фонда "Сколково", необходимые для понимания комплексности его роли:
1) управляющая компания проекта по созданию инновационного центра и инновационной экосистемы;
2) финансовый институт (институт грантовой поддержки лиц, участвующих в проекте);
3) координатор и организатор, модератор инновационного сообщества;
4) оператор муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
На каждом из этапов проекта на первый план выходит тот или иной аспект: если на этапе создания центра и экосистемы Фонд "Сколково" выступает как оператор проекта, как грантовый институт, деятельность которого направлена на реализацию функции финансирования стартапов за счет государственных средств и средств внешних инвесторов, привлекаемых Фондом "Сколково", то по мере развития экосистемы на передний план выходят функции модерирования, организации сообщества.
Комплексность функционала Фонда "Сколково", а также его развитие и изменение в течение действия подпрограммы определяют и состав основных мероприятий, направленных на реализацию подпрограммы.
На каждом из этапов проекта на первый план выходит тот или иной аспект: если на этапе создания центра и экосистемы Фонд "Сколково" выступает как оператор проекта, как грантовый институт, деятельность которого направлена на реализацию функции финансирования стартапов за счет государственных средств и средств внешних инвесторов, привлекаемых Фондом "Сколково", то по мере развития экосистемы на передний план выходят функции модерирования, организации сообщества.
Одним из немаловажных аспектов деятельности инновационного центра "Сколково" является его встроенность в цепочку создания инновационного продукта наряду с другими институтами развития.
Существующие институты развития закрывают все этапы процесса создания инновационного продукта - от зарождения идеи до размещения на рынках капитала. Роль Фонда "Сколково" - не столько работа с существующими проектами и компаниями, сколько формирование новых.
В отличие от вузов, НИИ и РАН Фонд "Сколково" не выполняет самостоятельных исследований и не проводит разработок. Задача Фонда "Сколково" - сопровождение и поддержка исследователей и разработчиков.
В отличие от других институтов развития (ОАО "РОСНАНО", ОАО "РВК", Внешэкономбанк) деятельность Фонда "Сколково" не ставит целью возврат на вложенные инвестиции.
Если рассматривать цепочку создания инноваций как последовательность этапов от рождения идеи до выхода на биржу, то Фонд "Сколково" своей деятельностью преимущественно покрывает стадии посевного и венчурного финансирования.
При этом источником стартапов для Фонда "Сколково" могут служить как компании, уже включенные в систему инновационного лифта (например, перешедшие из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), так и компании, привлеченные в экосистему "Сколково" помимо инновационного лифта.
При этом интеграция с другими институтами развития позволяет исследователям проходить всю цепочку создания инновационного продукта в рамках "инновационного лифта".
По мере прохождения стадии исследования к проекту компании-участника необходимо привлекать инвесторов и партнеров для обеспечения возможности коммерциализации конечного продукта. Если Фонд "Сколково" больше ориентирован на привлечение финансирования исследовательских стадий проекта проектов, то на более поздних стадиях проектов главную роль начинает играть ОАО "РВК".
После прохождения этапов НИОКР исследование переходит в стадию внедрения в производство. На этом этапе инновационный продукт переходит на следующую ступень инновационного лифта.
Аналогичная цепочка поэтапного развития характерна и для развития инновационного бизнеса, сопутствующего развитию инновационного продукта.
В данном случае роль Фонда "Сколково" сконцентрирована на предпосевной и посевной стадиях развития бизнеса и частично захватывает стадию запуска. Дальнейшие стадии: стадия роста, расширения бизнеса и размещения на рынках капитала - сопровождаются ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО" и Внешэкономбанком соответственно.
Фонд "Сколково" совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере организовал программу, позволяющую повысить уровень технологического и предпринимательского образования в рамках программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "Умник" и "Старт", тем самым повысить шансы стартапов на переход в инновационный центр "Сколково" по мере развития их идеи и перехода от предпосевной стадии. В инновационном центре "Сколково" стартап, достигая этапа коммерциализации, начинает участвовать в венчурной активности центра. Восемь венчурных фондов из более пятидесяти аккредитованных в Фонде "Сколково", созданы с участием ОАО "РВК".
Совместно с ОАО "РОСНАНО" создан координационный Центр исследований в области системной биомедицины, биофармацевтики, медицинской биоинформатики и промышленных биотехнологий; создается Центр стандартизации инновационной продукции. Это позволит инновационным стартапам проще переходить к этапу производственной деятельности в рамках инновационного лифта.
В настоящий момент 68 стартапов, направленных институтами развития, получили статус участника проекта "Сколково". Из них 26 получили гранты. Общая сумма грантового финансирования, выделенная участникам, рекомендованным институтами развития, составляет 1,8 млрд. рублей. Девять компаний-участников получают софинансирование от других институтов развития, включая венчурные фонды РВК и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Инновационный центр "Сколково" будет расширять возможные аспекты сотрудничества с другими институтами развития. Одним из возможных направлений станет объединение усилий в области экспертизы, в том числе обеспечение доступа других институтов развития к экспертной панели Фонда "Сколково". Финансирование экспертизы в данных случаях будет происходить за счет заказчиков экспертизы.
Немаловажным аспектом деятельности "Сколково" является развитие регионального взаимодействия и присутствия. При этом важно учитывать, что логика проекта заключается в создании и отработке модели формирования инновационной экосистемы, благоприятной для развития исследований и коммерциализации их результатов. После создания модели инновационного центра необходимо будет принято решение о возможности масштабирования отработанных в нем моделей операционного управления на региональные интеллектуальные центры.
Однако это не означает изолированности развития инновационного центра на этапе его создания. Существующие мировые практики и примеры формирования инновационных центров и экосистем показывают, что для создания саморазвивающейся инновационной экосистемы на первоначальном этапе необходима не только ресурсная, но и территориальная фокусировка. Это позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы, необходимые для создания и развития инновационной экосистемы, отработать новые механизмы в сфере инженерного образования, высокотехнологичного предпринимательства, создания и развития механизмов, правил, политик в области защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, стимулирования предпринимательской активности.
По такому принципу создавались такие ныне успешные инновационные центры, как A-stars в Сингапуре, Sophia Antipolis во Франции, Адлерсхоф в Германии и многие другие. Инновационные центры, история создания которых тесно связана с университетами - Oxford Bioscience Network, Cambridge Science Park, Research Triangle Park (США) - также возникали изначально на ограниченной территории. Это позволило им в течение определенного времени привлечь к себе и создать внутри себя необходимый минимум инновационных стартапов, индустриальных компаний, венчурных инвесторов, который затем позволил инновационной экосистеме стать самовоспроизводящейся и саморазвивающейся.
Инновационный центр "Сколково", с одной стороны, фокусирует свои усилия на создании инновационной экосистемы на ограниченной территории, а с другой, - активно взаимодействует с внешней средой, понимая, что именно внешняя среда является основным источником инновационной активности внутри самого центра. Это взаимодействие осуществляется по различным направлениям и с различными субъектами инновационного развития - от соглашений с региональными вузами до конкретных мероприятий с технопарками и научными центрами.
Еще одной программой "Сколково", направленной на развитие регионального стартап-сообщества, является программа Открытого университета Сколково (ОтУС), входящего в систему подготовки молодых специалистов для инновационного центра "Сколково" и инновационной экосистемы России. В 2012 году в Томске и Санкт-Петербурге открыты две региональных учебных программы, в рамках которых проводятся курсы обучения студентов и начинающих предпринимателей. Проведены такие мероприятия, как Открытая стартап-школа SumIT, V Петербургский международный инновационный форум, циклы лекций по Технологическому предпринимательству, Практикуму управления проектами. Данные лекции и семинары проводятся в сотрудничестве с ведущими российскими и международными профессорами и признанными лидерами в области бизнеса.
Помимо создания стартап сообщества "Сколково" большое внимание уделяет также развитию профессиональных цепочек, направленных на создание системы поддержки молодых предпринимателей по всей стране. Так, 24 декабря 2012 года Центром Интеллектуальной Собственности "Сколково" и Технопарком высоких технологий Югры подписано соглашение об обмене идеями и разработками в области привлечения инвестиций, бизнес-планирования и вывода инновационных продуктов на рынок.
Начиная с 2010 года Фондом подписаны меморандумы о сотрудничестве с 18 ведущими российскими университетами. Для координации работы Фонда и университетского сообщества создана Ассоциация предпринимательских университетов России. Инициаторы создания Ассоциации МФТИ, ИТМО, МИСиС, ВШЭ, ТПУ, ТУСУР Университеты - члены Ассоциации при поддержке Фонда "Сколково" начали реализацию совместных мероприятий и сетевых проектов, направленных на развитие исследовательских, инженерных и предпринимательских компетенций в приоритетных направлениях инновационного развития.
При поддержке Фонда "Сколково" запущен проект по поддержке модернизации бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования, с целью разработки комплекса учебно-методических материалов для развития базовых инженерных компетенций. В проекте принимают участие ИТМО, МФТИ, МИСиС, ВШЭ, МИФИ, СГАУ. В результате проекта будут разработаны не менее 5 пилотных образовательных программ модернизированного бакалавриата в области техники и технологий по приоритетным направлениям Сколково, при этом программы будут отвечать требованиям национальных и международных стандартов инженерного образования, в т.ч. инициативы CDIO по идеологии MIT.
Помимо деятельности Ассоциации предпринимательских университетов, осуществляется сотрудничество с ВУЗами, не входящими в нее. Так, в Красноярске Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева с 2011 года реализует совместный проект "Бизнес-инкубатор СибГАУ-Сколково". В Калининграде Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и ФГОУ ВПО "Калининградский государственный технический университет", ГУП "Калининградский янтарный комбинат" реализуют со "Сколково" совместные проекты бизнес-инкубаторов. Бессрочное соглашение заключено также с Объединенным институтом ядерных исследований и Администрацией г. Дубны, которые вместе с Технопарком "Сколково" осуществляют поддержку проектов, представляющих взаимный интерес, обмен информацией и предоставление ресурсов.
Еще более тесное сотрудничество с российскими вузами будет осуществлено при формировании исследовательских центров Сколковского института науки и технологий. К формированию этих центров в обязательном порядке приглашаются ведущие российские вузы и научно-исследовательские институты и центры.
По окончанию этапа формирования инновационного центра "Сколково" будет принято решение о вариантах и возможностях масштабирования проекта на другие центры интеллектуального развития страны. При этом под масштабированием, прежде всего, понимается перенос наработанных практик операционного управления и развития инновационных центров, формирование условия, благоприятных для развития исследований и коммерциализации. Так, одним из возможных вариантов масштабирования может стать масштабирование на основе уже существующих инновационных центров, университетов, технопарков (например, Казань, Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург). Масштабирование может быть проведено в виде построения единой технологической цепочки "от идеи до конечного потребителя", имеющей региональные или отраслевые принципы построения.
В будущем инновационный центр "Сколково" планирует активно участвовать в развитии региональных инновационных кластеров как наиболее оптимальных площадок для коммерциализации разработок. Основные направления этого сотрудничества будут, прежде всего, сформированы в области распространения и передачи знаний и операционных технологий управления развития инноваций и коммерциализации результатов исследовательской деятельности; передачи разработанных и прошедших период апробации и подтверждения образовательных программ в области инженерного образования, что будет способствовать сокращению сроков коммерциализации в других инновационных центрах страны. Не меньшее внимание "Сколково" будет уделять и содействию регионам в создании и развитии предпринимательских инновационных стартап-сообществ.
Для облегчения распространения знаний и навыков в области поддержки исследований и коммерциализации в инновационных экосистемах осуществляется систематизация накопленного опыта. В инновационном центре "Сколково" будет создана открытая библиотека навыков и знаний по формированию инновационных экосистем, которая будет использоваться в процессе тиражирования опыта сопровождения исследований и коммерциализации их результатов. Накопленный опыт будет включать в себя как типовые организационные решения для внедрения и управления, так и наиболее типичные ошибки, допускающиеся при формировании и развитии инновационных экосистем. Библиотека навыков и знаний будет постоянно актуализироваться по мере накопления общероссийского опыта создания и развития инновационных экосистем.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей