11. Повышение эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций
11. Повышение эффективности деятельности институтов
развития в сфере инноваций
В рамках данного мероприятия предполагается осуществление ряда мер, направленных на повышение эффективности функционирования сформированной в настоящее время системы институтов развития в сфере инноваций, позволяющих оказывать содействие в реализации инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла и создавать условия для стимулирования развития инноваций на принципах государственно-частного партнерства. При этом в целях достижения стратегических задач инновационного развития экономики Российской Федерации основные усилия будут направлены на взаимоувязку и синхронизацию целей деятельности институтов развития с целями, обозначенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
Основное внимание будет сосредоточено на наиболее значимых с точки зрения стимулирования инноваций институтах развития, к которым относятся государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО", ОАО "МСП Банк", некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий", федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", а также технопарки в сфере высоких технологий, созданные в рамках реализации комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий".
При разработке мер по повышению эффективности деятельности институтов развития будет учтено, что каждый институт развития создан для решения конкретных задач в сфере инноваций, оказывает поддержку на определенной стадии инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий и направлен на поддержку значимых для становления инновационной экономики отраслей, участвуя в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Формы такой поддержки зависят от характера деятельности института развития, его основного назначения как инструмента государственной инновационной политики и стадии инновационного цикла развития.
В то же время институты развития - новый инструмент государственной инновационной политики, практика использования которого только нарабатывается, поэтому в их деятельности имеются "узкие места", которые следует рассматривать, скорее, как направления их дальнейшего развития. В этой связи в дальнейшем будет продолжена работа по оптимизации и совершенствованию практики функционирования институтов развития. Одним из ключевых направлений такого совершенствования станет формирование системы ключевых показателей эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций, по достижению целевых значений которых можно будет судить об уровне эффективности институтов развития.
В целях наиболее эффективного использования бюджетных средств, предоставленных институтам развития, их деятельность должна быть направлена на достижение стратегических целей и задач инновационного развития Российской Федерации, обозначенные в Стратегии. В Стратегии определены долгосрочные ориентиры государственной политики в области инновационной деятельности, в том числе и для отдельных институтов развития как основных субъектов инновационной инфраструктуры Российской Федерации.
Учитывая, что деятельность каждого института развития является специфичной и направлена на решение определенных задач в области инноваций, на определенной стадии инновационного цикла для каждого института развития будет определен контур ключевых показателей эффективности их деятельности, исходя из миссии и целевого стратегического назначения института развития и возложенных задач на него в сфере инновационной деятельности.
При этом предполагается, что повышению эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций будет способствовать учет институтами развития при формировании ключевых показателей эффективности основных целей и задач инновационного развития, определенных Стратегией, а также целевых индикаторов реализации Стратегии.
В то же время, формирование контура основных ключевых показателей эффективности для каждого института развития должно быть основано на принципах системного подхода, учитывающего внутреннюю среду института развития и внешнюю среду его функционирования. Поэтому сформированный набор ключевых показателей эффективности должен отражать эффективность использования институтом развития бюджетных средств с точки зрения двух направлений: достижение институтом развития возложенных на него стратегических задач в области инноваций на государственном уровне (результаты "на выходе") и эффективность внутренней организации непосредственного самого института развития. Предложенный подход к формированию набора ключевых показателей эффективности для каждого института развития позволит оценивать эффективность их деятельности с точки зрения оптимизации бюджетного финансирования, стратегического планирования и текущего управления.
В качестве основных принципов формирования системы ключевых показателей эффективности деятельности институтов развития также можно отметить следующие:
необходимо оценивать не только объемные показатели деятельности институтов развития (например, объем вложенных средств), но и эффективность расходования предоставленных ресурсов и результативность поддержанных проектов, например, переход на следующую стадию инновационного цикла развития вплоть до выхода на самофинансирование и возможность и привлечения негосударственных средств;
в качестве основных показателей эффективности необходимо использовать параметры, отражающие общее развитие сектора инноваций (отрасли рынка), на стимулирование которого направлена деятельность института развития;
необходимо учитывать уровень достижения основных результатов по отношению к объему полученных бюджетных средств;
Ключевые показатели эффективности деятельности каждого конкретного института развития в сфере инноваций должны учитывать его место в цепочке создания инновационного продукта (стадии инновационного цикла развития).
Таким образом, оценка эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций будет основана на степени выполнения институтами развития сформированного набора ключевых показателей эффективности, достижение целевых значений которых будет свидетельствовать о выполнении целей и задач Стратегии. При этом, высшими органами управления институтов развития с участием в них представителей интересов государства должны быть определены и утверждены конкретные ключевые показатели эффективности деятельности, а также их количественные параметры с декомпозицией по годам на период до 2020 года с учетом имеющихся ресурсов институтов развития, характера их деятельности и возложенных на них задач в рамках Стратегии.
На основании изложенного предлагается определить следующие основные цели деятельности институтов развития в сфере инноваций:
Исходя из миссии ОАО "РВК", деятельность компании должна быть направлена на обеспечение ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России. С учетом изложенного наиболее точно вклад ОАО "РВК" как основного института развития в области венчурной деятельности в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ОАО "РВК" следующих стратегических задач на период до 2020 года:
вовлечение частного венчурного капитала в развитие инновационного предпринимательства (стимулирование венчурных инвестиций);
содействие созданию институциональной и отраслевой венчурной инфраструктуры (формирование венчурной экосистемы).
выход венчурного рынка Российской Федерации по своим основным показателям (общий объем предложения денег и общий объем венчурных сделок за год) на второе место в Европе.
В соответствии с миссией ОАО "РОСНАНО" деятельность компании состоит в содействии реализации государственной политики, направленной на создание отечественной наноиндустрии и вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. На основании изложенного наиболее точно вклад ОАО "РОСНАНО" как базового института развития в сфере наноиндустрии в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ОАО "РОСНАНО" следующих стратегических задач на период до 2020 года:
обеспечение коммерциализации проектов в сфере производства и применения нанотехнологической продукции посредством реализации инвестиционных проектов;
содействие формированию инфраструктуры наноиндустрии;
подготовка и реализация образовательных программ в сфере нанотехнологий;
координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.
Согласно миссии ФГАУ "РФТР" его деятельность направлена на проведение государственной научно-технической политики в части поддержки корпоративных технологических проектов через финансирование поздних стадий исследований и разработок, он также выступает в роли института финансовой поддержки проектов создания базовых технологий и парка опытно-промышленных установок, предполагаемых к реализации в рамках технологических платформ, инновационных территориальных кластеров, а также межотраслевых комплексных проектов исследований и разработок.
Исходя из миссии ФГАУ "РФТР" наиболее полно его вклад в развитие соответствующей стадии инновационного цикла должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ФГАУ "РФТР" следующих стратегических задач на период до 2020 года:
обеспечение стимулирования предложения в области технологических разработок и инноваций, прежде всего ориентированного на средний и крупный бизнес;
содействие развитию успешных предприятий, созданных бюджетными (автономными) научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности;
развитие системы льготного заемного финансирования инновационного бизнеса с целью развития российской сферы рыночно ориентированных прикладных исследований.
4) ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".
Стратегическое назначение Фонда содействия состоит в его позиционировании как базисного элемента в системе координации усилий государства в сфере коммерциализации результатов научной деятельности в сфере малого предпринимательства. Наиболее полно вклад Фонда содействия в достижение задач инновационного развития России должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на него следующих стратегических задач на период до 2020 года:
содействие формированию эффективного инновационного предпринимательства на основе малых форм предприятий;
содействие формированию производственно-технологического потенциала страны по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для реализации конкурентного преимущества инновационной экономики России на основе поддержки малых предприятий;
содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малых форм предприятий;
увеличение объемов финансовой поддержки инновационных проектов малого бизнеса, являющихся основным источником проектов для последующих стадий поддержки, осуществляемых иными институтами развития.
Деятельность данного института развития направлена на обеспечение устойчивого инновационного социально-экономического развития Российской Федерации на основе модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Реализация указанной цели потребует значительного увеличения объема финансирования инвестиционных проектов, расширения поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и реализации программ поддержки МСП, а также внедрения лучшей практики формирования управления проектами.
Целесообразно увеличить участие Внешэкономбанка в решении государственной задачи модернизации национальной экономики, увеличения доли кредитов, связанных с финансированием инновационных проектов, в кредитном портфеле.
В целях поддержки инновационных компаний целесообразно подготовить внести изменения в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка в части дополнения функций Внешэкономбанка по поддержке МСП, предусмотрев возможность осуществления финансовой поддержки в форме участия в инвестиционных фондах, осуществляющих поддержку МСП.
Целесообразно рекомендовать Внешэкономбанку и институтам развития осуществлять выполнение утвержденного плана повышения доступности институтов при координации Внешэкономбанка в рамках 10-стороннего соглашения о взаимодействии институтов развития.
Стратегическая цель деятельности ОАО "МСП Банк" заключается в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в области производственного и инновационного секторов экономики, мероприятий по модернизации производственных мощностей, внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и иных направлений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации. В этой связи для достижения указанной цели необходимо оценивать эффективность ОАО "МСП Банк" по достижению стратегических задач:
поддержка субъектов МСП промышленного сектора, осуществляющих модернизацию основных средств и реализацию проектов на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности;
стимулирование и поддержка субъектов МСП в направлении инновационной деятельности и внедрения инновационной продукции и технологий;
формирование рынка кредитования инновационных проектов субъектов МСП в том числе за счет создания механизмов разделения рисков;
развитие инфраструктуры поддержки МСП.
7) Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.
Основной стратегической задачей Фонда Сколково является формирование на территории Российской Федерации благоприятной среды для воспроизводства и развития инновационных процессов.
Для достижения реализации данной задачи целесообразно оценивать эффективность:
создания и поддержания глобально конкурентоспособных условий и среды для передовых исследований и разработок с последующей коммерциализацией их результатов;
формирования нового поколения высококлассных специалистов в приоритетных сферах технологического развития;
коммерциализации и внедрения научно-технических разработок, трансформации передового опыта коммерциализации научно-технических разработок, обеспечение ускоренного внедрения ведущих технологий в реальный сектор экономики, обновление задела для участия в формировании глобальных технологических платформ.
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности институтов развития необходимо также реализовать следующие мероприятия:
1) формирование механизма поддержки инновационных проектов начиная с "посевной" стадии и повышение эффективности координации деятельности институтов развития;
2) обеспечение конкурентного доступа к ресурсам институтов развития, прозрачности функционирования, открытости для инициаторов проектов;
3) увеличение доли частного капитала в проектах;
4) оптимизация издержек, совершенствование системы оплаты труда и мотивации сотрудников, общее повышение эффективности операционной деятельности;
5) обеспечение в 2013 году запуска системы обмена информацией по финансируемым и рассмотренным проектам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей