Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

11. Повышение эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций

11. Повышение эффективности деятельности институтов

развития в сфере инноваций

В рамках данного мероприятия предполагается осуществление ряда мер, направленных на повышение эффективности функционирования сформированной в настоящее время системы институтов развития в сфере инноваций, позволяющих оказывать содействие в реализации инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла и создавать условия для стимулирования развития инноваций на принципах государственно-частного партнерства. При этом в целях достижения стратегических задач инновационного развития экономики Российской Федерации основные усилия будут направлены на взаимоувязку и синхронизацию целей деятельности институтов развития с целями, обозначенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).

Основное внимание будет сосредоточено на наиболее значимых с точки зрения стимулирования инноваций институтах развития, к которым относятся государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО", ОАО "МСП Банк", некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий", федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", а также технопарки в сфере высоких технологий, созданные в рамках реализации комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий".

При разработке мер по повышению эффективности деятельности институтов развития будет учтено, что каждый институт развития создан для решения конкретных задач в сфере инноваций, оказывает поддержку на определенной стадии инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий и направлен на поддержку значимых для становления инновационной экономики отраслей, участвуя в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Формы такой поддержки зависят от характера деятельности института развития, его основного назначения как инструмента государственной инновационной политики и стадии инновационного цикла развития.

В то же время институты развития - новый инструмент государственной инновационной политики, практика использования которого только нарабатывается, поэтому в их деятельности имеются "узкие места", которые следует рассматривать, скорее, как направления их дальнейшего развития. В этой связи в дальнейшем будет продолжена работа по оптимизации и совершенствованию практики функционирования институтов развития. Одним из ключевых направлений такого совершенствования станет формирование системы ключевых показателей эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций, по достижению целевых значений которых можно будет судить об уровне эффективности институтов развития.

В целях наиболее эффективного использования бюджетных средств, предоставленных институтам развития, их деятельность должна быть направлена на достижение стратегических целей и задач инновационного развития Российской Федерации, обозначенные в Стратегии. В Стратегии определены долгосрочные ориентиры государственной политики в области инновационной деятельности, в том числе и для отдельных институтов развития как основных субъектов инновационной инфраструктуры Российской Федерации.

Учитывая, что деятельность каждого института развития является специфичной и направлена на решение определенных задач в области инноваций, на определенной стадии инновационного цикла для каждого института развития будет определен контур ключевых показателей эффективности их деятельности, исходя из миссии и целевого стратегического назначения института развития и возложенных задач на него в сфере инновационной деятельности.

При этом предполагается, что повышению эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций будет способствовать учет институтами развития при формировании ключевых показателей эффективности основных целей и задач инновационного развития, определенных Стратегией, а также целевых индикаторов реализации Стратегии.

В то же время, формирование контура основных ключевых показателей эффективности для каждого института развития должно быть основано на принципах системного подхода, учитывающего внутреннюю среду института развития и внешнюю среду его функционирования. Поэтому сформированный набор ключевых показателей эффективности должен отражать эффективность использования институтом развития бюджетных средств с точки зрения двух направлений: достижение институтом развития возложенных на него стратегических задач в области инноваций на государственном уровне (результаты "на выходе") и эффективность внутренней организации непосредственного самого института развития. Предложенный подход к формированию набора ключевых показателей эффективности для каждого института развития позволит оценивать эффективность их деятельности с точки зрения оптимизации бюджетного финансирования, стратегического планирования и текущего управления.

В качестве основных принципов формирования системы ключевых показателей эффективности деятельности институтов развития также можно отметить следующие:

необходимо оценивать не только объемные показатели деятельности институтов развития (например, объем вложенных средств), но и эффективность расходования предоставленных ресурсов и результативность поддержанных проектов, например, переход на следующую стадию инновационного цикла развития вплоть до выхода на самофинансирование и возможность и привлечения негосударственных средств;

в качестве основных показателей эффективности необходимо использовать параметры, отражающие общее развитие сектора инноваций (отрасли рынка), на стимулирование которого направлена деятельность института развития;

необходимо учитывать уровень достижения основных результатов по отношению к объему полученных бюджетных средств;

Ключевые показатели эффективности деятельности каждого конкретного института развития в сфере инноваций должны учитывать его место в цепочке создания инновационного продукта (стадии инновационного цикла развития).

Таким образом, оценка эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций будет основана на степени выполнения институтами развития сформированного набора ключевых показателей эффективности, достижение целевых значений которых будет свидетельствовать о выполнении целей и задач Стратегии. При этом, высшими органами управления институтов развития с участием в них представителей интересов государства должны быть определены и утверждены конкретные ключевые показатели эффективности деятельности, а также их количественные параметры с декомпозицией по годам на период до 2020 года с учетом имеющихся ресурсов институтов развития, характера их деятельности и возложенных на них задач в рамках Стратегии.

На основании изложенного предлагается определить следующие основные цели деятельности институтов развития в сфере инноваций:

1) ОАО "РВК".

Исходя из миссии ОАО "РВК", деятельность компании должна быть направлена на обеспечение ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России. С учетом изложенного наиболее точно вклад ОАО "РВК" как основного института развития в области венчурной деятельности в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ОАО "РВК" следующих стратегических задач на период до 2020 года:

вовлечение частного венчурного капитала в развитие инновационного предпринимательства (стимулирование венчурных инвестиций);

содействие созданию институциональной и отраслевой венчурной инфраструктуры (формирование венчурной экосистемы).

выход венчурного рынка Российской Федерации по своим основным показателям (общий объем предложения денег и общий объем венчурных сделок за год) на второе место в Европе.

2) ОАО "РОСНАНО".

В соответствии с миссией ОАО "РОСНАНО" деятельность компании состоит в содействии реализации государственной политики, направленной на создание отечественной наноиндустрии и вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. На основании изложенного наиболее точно вклад ОАО "РОСНАНО" как базового института развития в сфере наноиндустрии в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ОАО "РОСНАНО" следующих стратегических задач на период до 2020 года:

обеспечение коммерциализации проектов в сфере производства и применения нанотехнологической продукции посредством реализации инвестиционных проектов;

содействие формированию инфраструктуры наноиндустрии;

подготовка и реализация образовательных программ в сфере нанотехнологий;

координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

3) ФГАУ "РФТР".

Согласно миссии ФГАУ "РФТР" его деятельность направлена на проведение государственной научно-технической политики в части поддержки корпоративных технологических проектов через финансирование поздних стадий исследований и разработок, он также выступает в роли института финансовой поддержки проектов создания базовых технологий и парка опытно-промышленных установок, предполагаемых к реализации в рамках технологических платформ, инновационных территориальных кластеров, а также межотраслевых комплексных проектов исследований и разработок.

Исходя из миссии ФГАУ "РФТР" наиболее полно его вклад в развитие соответствующей стадии инновационного цикла должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на ФГАУ "РФТР" следующих стратегических задач на период до 2020 года:

обеспечение стимулирования предложения в области технологических разработок и инноваций, прежде всего ориентированного на средний и крупный бизнес;

содействие развитию успешных предприятий, созданных бюджетными (автономными) научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности;

развитие системы льготного заемного финансирования инновационного бизнеса с целью развития российской сферы рыночно ориентированных прикладных исследований.

4) ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".

Стратегическое назначение Фонда содействия состоит в его позиционировании как базисного элемента в системе координации усилий государства в сфере коммерциализации результатов научной деятельности в сфере малого предпринимательства. Наиболее полно вклад Фонда содействия в достижение задач инновационного развития России должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на него следующих стратегических задач на период до 2020 года:

содействие формированию эффективного инновационного предпринимательства на основе малых форм предприятий;

содействие формированию производственно-технологического потенциала страны по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для реализации конкурентного преимущества инновационной экономики России на основе поддержки малых предприятий;

содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малых форм предприятий;

увеличение объемов финансовой поддержки инновационных проектов малого бизнеса, являющихся основным источником проектов для последующих стадий поддержки, осуществляемых иными институтами развития.

5) Внешэкономбанк.

Деятельность данного института развития направлена на обеспечение устойчивого инновационного социально-экономического развития Российской Федерации на основе модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Реализация указанной цели потребует значительного увеличения объема финансирования инвестиционных проектов, расширения поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и реализации программ поддержки МСП, а также внедрения лучшей практики формирования управления проектами.

Целесообразно увеличить участие Внешэкономбанка в решении государственной задачи модернизации национальной экономики, увеличения доли кредитов, связанных с финансированием инновационных проектов, в кредитном портфеле.

В целях поддержки инновационных компаний целесообразно подготовить внести изменения в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка в части дополнения функций Внешэкономбанка по поддержке МСП, предусмотрев возможность осуществления финансовой поддержки в форме участия в инвестиционных фондах, осуществляющих поддержку МСП.

Целесообразно рекомендовать Внешэкономбанку и институтам развития осуществлять выполнение утвержденного плана повышения доступности институтов при координации Внешэкономбанка в рамках 10-стороннего соглашения о взаимодействии институтов развития.

6) ОАО "МСП Банк".

Стратегическая цель деятельности ОАО "МСП Банк" заключается в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в области производственного и инновационного секторов экономики, мероприятий по модернизации производственных мощностей, внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и иных направлений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации. В этой связи для достижения указанной цели необходимо оценивать эффективность ОАО "МСП Банк" по достижению стратегических задач:

поддержка субъектов МСП промышленного сектора, осуществляющих модернизацию основных средств и реализацию проектов на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности;

стимулирование и поддержка субъектов МСП в направлении инновационной деятельности и внедрения инновационной продукции и технологий;

формирование рынка кредитования инновационных проектов субъектов МСП в том числе за счет создания механизмов разделения рисков;

развитие инфраструктуры поддержки МСП.

7) Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.

Основной стратегической задачей Фонда Сколково является формирование на территории Российской Федерации благоприятной среды для воспроизводства и развития инновационных процессов.

Для достижения реализации данной задачи целесообразно оценивать эффективность:

создания и поддержания глобально конкурентоспособных условий и среды для передовых исследований и разработок с последующей коммерциализацией их результатов;

формирования нового поколения высококлассных специалистов в приоритетных сферах технологического развития;

коммерциализации и внедрения научно-технических разработок, трансформации передового опыта коммерциализации научно-технических разработок, обеспечение ускоренного внедрения ведущих технологий в реальный сектор экономики, обновление задела для участия в формировании глобальных технологических платформ.

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности институтов развития необходимо также реализовать следующие мероприятия:

1) формирование механизма поддержки инновационных проектов начиная с "посевной" стадии и повышение эффективности координации деятельности институтов развития;

2) обеспечение конкурентного доступа к ресурсам институтов развития, прозрачности функционирования, открытости для инициаторов проектов;

3) увеличение доли частного капитала в проектах;

4) оптимизация издержек, совершенствование системы оплаты труда и мотивации сотрудников, общее повышение эффективности операционной деятельности;

5) обеспечение в 2013 году запуска системы обмена информацией по финансируемым и рассмотренным проектам.