IV. Методика оценки иных последствий реализации соглашений о совместной деятельности
IV. Методика оценки иных последствий реализации соглашений
о совместной деятельности
В случае если стороны не имеют возможности устранить конкуренцию в результате заключения соглашения о совместной деятельности, но могут ее ограничить, то такое соглашение может быть признано соответствующим требованиям антимонопольного законодательства (а соответствующее ходатайство удовлетворено) с одновременной выдачей сторонам соглашения предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, если в совокупности выполняются следующие условия:
- соглашение не налагает ограничений на третьих лиц;
- результатом такого соглашения является совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей);
- результатом такого соглашения является получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашения.
4.1. Отсутствие в соглашении положений, налагающих ограничения на третьих лиц.
Соглашение о совместной деятельности может быть признано соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, а соответствующее ходатайство может быть удовлетворено, если предусмотренные соглашением обязательства по отказу от конкуренции налагаются исключительно на стороны соглашения (субъектов, входящих со сторонами соглашения в одну группу лиц) и/или на СП (если оно существует как отдельное юридическое лицо). Под "третьими лицами" в данном случае подразумеваются прежде всего хозяйствующие субъекты, не входящие в одну группу лиц со сторонами соглашения и действующие на Затрагиваемом товарном рынке или смежных с ним рынках.
Не могут быть признаны соответствующими требованиям антимонопольного законодательства положения, содержащие безусловные обязательства сторон рассматриваемого соглашения о совместной деятельности (субъектов, входящих с ними в группу лиц) не участвовать с третьими лицами в иных (инвестиционных и прочих) проектах, связанных с производством или реализацией СП или сторонами соглашения в рамках совместной деятельности.
При этом безусловными обязательствами не являются обязательства одной стороны соглашения о совместной деятельности предварительно уведомлять вторую сторону соглашения и/или СП о намерении стороны участвовать в таких проектах или обязательства одной стороны соглашения вначале предложить второй стороне соглашения и/или СП участие в новом проекте, и только в случае отказа приступать к реализации нового проекта самостоятельно или совместно с третьей стороной.
Могут признаваться соответствующими требованиям антимонопольного законодательства условия соглашений о совместной деятельности, предусматривающие запрет на действия сторон соглашения (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц) и/или СП по переманиванию клиентов, поставщиков, покупателей, подрядчиков, агентов, представителей, сотрудников, иных лиц, связанных договорными или иными обязательствами, на определенной территории либо в течение определенного периода времени.
4.2. Результатом соглашения является совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, либо осуществления участниками соглашения прямых инвестиций на территории Российской Федерации.
Совершенствование производства и реализации товара и/или стимулирование технического, экономического прогресса в результате реализации рассматриваемого соглашения может достигаться за счет:
- исключения дублирующих издержек или снижения фиксированных издержек производства за счет более эффективной реорганизации бизнеса;
- достижения экономии на масштабе или разнообразии;
- комбинирования комплементарных активов и ноу-хау;
- разработки новых уникальных товаров и т.д.
Для целей настоящих разъяснений в ходе установления факта осуществления участниками рассматриваемого соглашения прямых инвестиций на территории Российской Федерации необходимо учитывать, что под "прямыми инвестициями на территории Российской Федерации" могут пониматься:
(а) передача денежных средств, ценных бумаг, оборудования, иных материальных активов, а также нематериальных активов, если такие нематериальные активы могут быть оценены по рыночной стоимости; при этом инвестиции в форме такой передачи могут осуществляться как напрямую, так и опосредованно через совместно создаваемые для этих целей общества.
(б) не только введение новых производственных мощностей и модернизация действующих производственных мощностей, но также восстановление, ремонт действующих производственных мощностей и др.
Критерием, позволяющим сделать вывод о том, что имела место модернизация (восстановление, ремонт) производственных мощностей в рамках совместной деятельности, следует считать отношение объема произведенных вложений к текущей стоимости модернизируемого оборудования.
Текущая стоимость оборудования, в зависимости от доступности соответствующих данных, может быть оценена на основе одного из перечисленных ниже показателей:
- восстановительная стоимость;
- первоначальная стоимость (скорректированная на уровень инфляции);
- остаточная стоимость, если на текущий момент прошло не более половины срока полезного использования оборудования.
Данные о стоимости оборудования могут содержаться в инвентарных карточках.
Для целей настоящих разъяснений свидетельством осуществления сторонами рассматриваемого соглашения прямых инвестиций на территории Российской Федерации в форме модернизации (восстановления, ремонта) действующих производственных мощностей будет являться отношение объема произведенных для целей модернизации (восстановления, ремонта) инвестиций к текущей стоимости модернизируемого оборудования, превышающее 20 - 30%.
Допустимым может признаваться только то соглашение, которое содержит требования, предъявляемые к обеим сторонам рассматриваемого соглашения, по осуществлению:
1) инвестиций в новые производственные мощности; и/или
2) инвестиций в модернизацию, восстановление, ремонт действующих производственных мощностей; и/или
3) инвестиций в научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР) с последующим совместным использованием результатов таких работ в рамках совместной деятельности; и/или
4) инвестиций во внедрение новых передовых технологий производства и/или дистрибуции товара; и/или
5) инвестиций в маркетинг и продвижение товаров.
При этом рассматриваемое соглашение может предусматривать различные виды (типы) инвестиций, осуществляемых каждой стороной соглашения. К примеру, одна сторона может вкладывать инвестиции в виде нематериальных активов в НИОКР, а другая - осуществлять инвестиции в виде вложения материальных активов (денежных средств) в ремонт или строительство производственных мощностей.
Одним из факторов, позволяющих отличить соглашение о совместной деятельности от его имитации, может служить соразмерность инвестиций, осуществляемых сторонами соглашения, их участию в СП (такие инвестиции должны осуществляться сторонами пропорционально их участию в СП).
Данный критерий считается соблюденным, если, к примеру, взносы каждой из сторон соглашения в оплату долей в уставном капитале создаваемого ими СП или контролирующего СП общества (либо рыночная стоимость имущества, переданного в пользование СП) соотносятся в той же пропорции, что и принадлежащие сторонам соглашения голоса или доли в уставном капитале СП.
Если же соотношение инвестиций сторон существенно отличается от соотношения их участия в СП (в том числе от соотношения голосов или долей в уставном капитале СП, получаемых ими в создаваемом СП), то рассматриваемое соглашение о совместной деятельности требует дополнительного исследования на предмет того, не является ли его фактической целью ограничение конкуренции.
4.3. Результатом соглашения является получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате реализации соглашения.
Положительным результатом для покупателей от реализации соглашений о совместной деятельности может быть:
- совершенствование системы дистрибуции товара;
- снижение цены (как следствие сокращения издержек производства и дистрибуции товара);
- появление на рынке новых товаров;
- сокращение времени, необходимого для получения доступа к товару;
- предоставление необходимой информации о товаре, позволяющей потребителям осуществить обоснованный выбор, и т.д.
В целях осуществления антимонопольным органом оценки сопоставимости выгод покупателей и сторон соглашения стороны рассматриваемого соглашения о совместной деятельности представляют (вместе с соответствующим ходатайством, подаваемым в соответствии со статьей 27 или 28 Закона о защите конкуренции, или заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 35 Закона о защите конкуренции или по запросу антимонопольного органа) пояснения и экономические обоснования, включая расчеты, позволяющие антимонопольному органу дать оценку соразмерности преимуществ (выгод), получаемых покупателями, преимуществам (выгодам), возникающим у сторон соглашения в результате его реализации.
Если выгоды, получаемые в результате реализации соглашения о совместной деятельности, распространяются только на его стороны и оно не предусматривает сопоставимых выгод для покупателей и при этом анализ Затрагиваемого товарного рынка показал, что стороны имеют возможность ограничить конкуренцию, то данное соглашение не может быть признано соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, а соответствующее ходатайство не может быть удовлетворено.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей