I. Общие положения

1. Настоящие разъяснения разработаны в целях определения единых подходов к осуществлению анализа соглашений о совместной деятельности, требующих получения предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 <1> или 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) или представленных в антимонопольный орган в целях проверки соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном статьей 35 Закона о защите конкуренции.

--------------------------------

<1> В данной части разъяснения вступят в силу после внесения поправок в статью 27 Закона о защите конкуренции, предусматривающих необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на заключение соглашений о совместной деятельности (в случае достижения соответствующих порогов по суммарной балансовой стоимости активов).

Разъяснения распространяются на соглашения о совместной деятельности, которые могут привести к последствиям, указанным в частях 1 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции и не распространяются на вертикальные соглашения.

2. Соглашения о совместной деятельности - заключенные по российскому или зарубежному праву соглашения между хозяйствующими субъектами (в том числе фактическими или потенциальными конкурентами на товарном рынке), включая соглашения, предусматривающие создание нового юридического лица или совместное участие сторон в существующем юридическом лице (далее такое юридическое лицо именуется "совместное предприятие" или "СП"), и иные соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон и предполагающие, что:

1) Стороны такого соглашения объединяют ресурсы для достижения целей совместной деятельности и/или осуществляют взаимные инвестиции в целях достижения целей совместной деятельности.

В рамках соглашения о совместной деятельности стороны соглашения могут объединять ресурсы различными способами. К примеру, они могут либо (а) создавать СП (участвовать в существующем СП) для осуществления совместного производства или реализации товара, либо (б) не создавать СП, но объединять усилия по продвижению товаров или услуг на рынке (маркетинговые соглашения) или создавать единую логистическую систему, и т.д.

Осуществление сторонами взаимных инвестиций подразумевает:

- инвестиции сторон соглашения в активы (производственные мощности, технологии и т.д.), принадлежащие обеим сторонам;

- совместные инвестиции сторон в активы, принадлежащие одной из сторон соглашения;

- совместные инвестиции сторон в создаваемое ими СП (либо в существующее СП, в котором они совместно участвуют).

Взаимные инвестиции могут осуществлять в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку, вкладываемых в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При этом инвестиции, осуществляемые стороной соглашения только в собственную деятельность или в собственные предприятия, не будут считаться взаимными инвестициями (как предусмотрено выше), т.е. инвестициями, осуществляемыми в рамках совместной деятельности.

2) Стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятельностью.

Если все риски, связанные с совместной деятельностью, ложатся только на одну сторону соглашения, подобные соглашения не могут считаться соглашениями о совместной деятельности, которые могут быть признаны допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства.

3) Информация об осуществлении совместной деятельности или создании СП является публичной.

В целях оценки соглашений о совместной деятельности на соответствие требованиям антимонопольного законодательства соглашение о совместной деятельности будет считаться публичным, если оно заключено с предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 или 28 Закона о защите конкуренции, либо если проект такого соглашения был представлен в антимонопольный орган для проверки соответствия антимонопольному законодательству на основании статьи 35 Закона о защите конкуренции.

3. Не могут быть признаны допустимыми соглашения о совместной деятельности, целью которых является ограничение конкуренции на товарном рынке, в том числе соглашения, направленные на:

(а) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

(б) повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

(в) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

(г) сокращение или прекращение производства товара;

(д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также, не могут быть признаны допустимыми соглашения, которые прямо или косвенно налагают на одну из его сторон (субъектов, входящих с ней в одну группу лиц) обязательства, выполнение которых может привести к нарушению такими лицами статьи 10 Закона о защите конкуренции. В частности, не могут быть признаны допустимыми положения соглашения, содержащие обязательства его сторон (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц):

(а) не поставлять сырье иным хозяйствующим субъектам, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение на рынке данного вида сырья;

(б) не закупать продукцию у иных хозяйствующих субъектов, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение как покупатель на рынке данной продукции.

4. Соглашения о совместной деятельности могут предусматривать отказ сторон соглашения (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц) от конкуренции друг с другом или с СП на товарном рынке, на котором стороны планируют осуществлять совместную деятельность и/или создать СП (далее - Затрагиваемый товарный рынок), либо на смежных с ним рынках, в том числе отказ от деятельности на определенной территории.

Смежные рынки по отношению к Затрагиваемому товарному рынку - это рынки товаров (работ, услуг), которые: (а) используются для производства и транспортировки товаров (осуществления работ, оказания услуг), составляющих продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка; либо (б) производятся (осуществляются, предоставляются) с применением товаров (работ, услуг), составляющих продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка; либо (в) являются взаимодополняющими с товарами (работами, услугами), составляющими продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка, при их потреблении.

К положениям, предусматривающим отказ сторон соглашения от конкуренции, могут относиться, в том числе (но не ограничиваясь):

(а) отказ от производства товара, аналогичного товару, производимому СП или сторонами соглашения в рамках совместной деятельности, или взаимозаменяемого с ним товара;

(б) отказ от самостоятельной реализации соответствующего товара на рынке, на котором будет действовать СП, либо отказ от осуществления реализации данного товара иначе как через СП;

(в) обязательство предварительно уведомлять вторую сторону соглашения о совместной деятельности и/или СП о намерении участвовать в иных (инвестиционных и прочих) проектах, связанных с производством или реализацией товара, производимого или реализуемого СП или сторонами соглашения в рамках совместной деятельности;

(г) обязательство вначале предложить второй стороне и/или СП участие в новом проекте, и только в случае отказа приступать к реализации нового проекта самостоятельно или совместно с третьей стороной;

(д) отказ от приобретения (прямо или косвенно, полностью или частично) акций, долей, в уставном капитале хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности сторон соглашения и/или СП в границах одного и того же рынка;

(е) отказ от переманивания у второй стороны соглашения о совместной деятельности и/или у СП клиентов, поставщиков, покупателей, подрядчиков, агентов, представителей, сотрудников, иных лиц, связанных договорными или иными обязательствами;

(ж) обязательство сторон не применять разработки, технологии и т.п., выработанные в рамках совместной деятельности или деятельности СП, в аналогичных проектах.

5. В случае если соглашение о совместной деятельности содержит положения, предусматривающие отказ его сторон от конкуренции, такое соглашение потенциально может приводить к последствиям, перечисленным в частях 1 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако подобные положения могут признаваться допустимыми при соблюдении ряда критериев, предусмотренных настоящими разъяснениями.

6. Порядок проведения анализа таких соглашений содержится в Разделе II настоящих разъяснений. Методика проведения анализа соглашений о совместной деятельности содержится в Разделах III - IV настоящих разъяснений.