107. О порядке применения пункта 106 настоящих Методических рекомендаций

Содержащиеся в пункте 106 настоящих Методических рекомендаций положения применяются на период действия законодательных актов, которые приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций и не отвечают их требованиям.

Данное исключение распространяется только на случаи, когда применение положений настоящих Методических рекомендаций невозможно.

КОММЕНТАРИЙ

Например, структурная единица статьи Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", обозначенная арабской цифрой с точкой, считается пунктом, а структурная единица, обозначенная арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой, - подпунктом.

Пример:

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием

1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные ...... открытого типа;

2) специальные ...... открытого типа;

3) другие виды ...... воспитания.

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для ...... представителей;

2) организуют ...... работе с ними;

3) осуществляют ...... образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные ...... закрытого типа;

2) специальные ...... закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) ...... закрытого типа.

4. В специальные учебно-воспитательные ...... в случаях, если они:

1) не подлежат ...... уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного ...... руководить ими;

3) осуждены ..... кодекса Российской Федерации.

5. Основаниями содержания ...... являются:

1) постановление судьи - в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;

2) приговор суда - в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.

6. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа ...... на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Рассмотрим другой пример. Структурная единица статьи Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ), обозначенная арабской цифрой с точкой, считается частью, а структурная единица, обозначенная строчной буквой с закрывающей круглой скобкой, - пунктом.

Пример:

Статья 34. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве

1. Члену Совета Федерации ...... одно из следующих жилых помещений:

а) жилое помещение ...... имеющем статус общежития;

б) жилое помещение ...... законодательством;

в) отдельный номер в гостинице разряда "Высший-А".

2. Жилое помещение в случаях, предусмотренных пунктами "а" и "б" части первой настоящей статьи, предоставляется члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для их проживания и проживания членов их семей.

Несмотря на то что в соответствии с правилами пункта 9 настоящих Методических рекомендаций арабская цифра с точкой должна обозначать часть статьи, а арабская цифра с закрывающей круглой скобкой - пункт части статьи, при внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" или при признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта необходимо использовать те обозначения, которые уже существуют в данном законодательном акте. Аналогичным образом следует поступать и с внесением изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также при признании утратившими силу его структурных единиц. Хотя арабская цифра с точкой обозначает в данном Федеральном законе часть статьи, номер части статьи при ссылке на нее прописывается словом ("в соответствии с частью первой"). Если не следовать указанному правилу, путаница, от которой необходимо уйти, будет только усугубляться.

Чтобы определить, чем является конкретная структурная единица законодательного акта, следует учитывать не только ссылки на структурные единицы в самом законодательном акте, которых может и не быть. Необходимо также просмотреть те законодательные акты, которыми вносились изменения в рассматриваемый законодательный акт. Так, если в тексте взятого для примера Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не было ссылок, то, например, в Федеральном законе от 13 января 2001 года N 1-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодатель совершенно определенно высказался в отношении структурных единиц данного законодательного акта: "Внести изменение в пункт 12 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"..."

Разнобой в оформлении однотипных случаев, к сожалению, является следствием длительного произвольного использования различных обозначений одних и тех же структурных единиц. Такое положение будет сохраняться достаточно длительное время, пока не будут признаны утратившими силу законодательные акты, оформление которых не соответствует требованиям настоящих Методических рекомендаций.

Существуют законодательные акты, состоящие из статей, различающихся по своей структуре. Например, некоторые статьи части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации состоят из необозначенных частей, некоторые статьи (большая часть) состоят из пронумерованных арабскими цифрами с точкой структурных единиц, которые считаются пунктами. Для того чтобы уменьшить структурный разнобой статей данного законодательного акта, имеет смысл при внесении изменений в те статьи части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, которые состоят из необозначенных частей, излагать их в новой редакции, нумеруя их структурные единицы арабскими цифрами с точкой. Таким образом, постепенно, путем внесения изменений можно будет устранить ситуацию, когда в одном законодательном акте статьи состоят из разных по обозначению структурных единиц, придать структуре статей законодательного акта однородный вид (хотя и не соответствующий правилам Методических рекомендаций).

Положения настоящих Методических рекомендаций необходимо применять в максимально полном объеме.

Например, при внесении изменений в конкретный законодательный акт пересчет структурных единиц статей не производится, даже если такой пересчет допускался ранее.

В случае если части статьи законодательного акта пронумерованы арабской цифрой с точкой, но при ссылках на них номер части прописывается словами, то при дополнении статьи новой частью следует писать:

1) при дополнении частью между частями первой и второй:

...дополнить частью первой.1 следующего содержания:

"1.1. ...... .";

2) при дополнении двумя частями между частями второй и третьей статьи:

...дополнить частями второй.1 и второй.2 следующего содержания:

"2.1. ...... .

2.2. ...... .".