1. Наименование законопроекта

Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

КОММЕНТАРИЙ

Наименование законопроекта печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.

Следует избегать громоздких наименований, таких, например, как наименование Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле".

При ссылках на закон с таким наименованием, безусловно, возникнут определенные трудности. Перечислять в наименовании закона все изменяемые им законодательные акты нет необходимости. Для облегчения восприятия наименования в нем либо должна быть определена тематика вносимых изменений, как это сделано, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения, либо указано, в связи с чем вносятся изменения в законодательные акты: "Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия".

Конкретизация наименования законопроекта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два законодательных акта (по аналогии с пунктом 56 настоящих Методических рекомендаций), например, так, как это сделано в Федеральном законе 8 декабря 2010 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Исключением могут являться достаточно громоздкие наименования некоторых законопроектов о ратификации международных договоров, поскольку наименование международного договора должно быть полностью идентично наименованию этого международного договора в подписанном оригинале (см. пункт 10 настоящих Методических рекомендаций).

Кроме того, следует избегать наименований, которые правоприменителем могут быть истолкованы неоднозначно, например таких, как наименование Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации".