51. Порядок внесения изменений в законодательные акты при принятии законодательных актов, устанавливающих новое правовое регулирование

Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.

Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

КОММЕНТАРИЙ

Заключительная статья законодательного акта, устанавливающего новое правовое регулирование, не должна содержать нормы, вносящие изменения в другие законодательные акты. Такие нормы не входят в предмет регулирования данного законодательного акта, не отражены в его наименовании. Поэтому при подготовке законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование, одновременно следует подготавливать законопроект о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с ним в случае его принятия.

Подготовка и внесение законопроекта, предусматривающего новое правовое регулирование, и законопроекта о внесении соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации осуществляются либо одновременно (так называемое пакетное внесение), либо (при необходимости внесения значительных изменений) с минимальным перерывом во времени. Несвоевременное приведение законодательных актов в соответствие с установленным новым правовым регулированием, то есть существенный перерыв во времени между установлением нового правового регулирования и внесением в связи с этим необходимых изменений в законодательные акты Российской Федерации, приводит к тому, что при наличии нескольких взаимоисключающих норм правоприменитель вынужден определять, какую из данных норм следует использовать, иными словами, возможно толкование законодательства в пользу конкретного правоприменителя.

Законодательный акт, устанавливающий новое правовое регулирование, действует длительное время вплоть до его признания утратившим силу и регулирует правовые отношения, соответствующие предмету данного законодательного акта.

Законодательный акт, вносящий изменения в законодательные акты, сам по себе ничего не регулирует. Его задача - внести изменения в тот базовый законодательный акт, который осуществляет правовое регулирование определенного вида общественных отношений. Иными словами, содержание статей о внесении изменений в иные законодательные акты не остается в том законодательном акте, которым они приняты. Со дня вступления в силу это содержание, так сказать, уходит в основной законодательный акт, изменяя, дополняя, излагая в новой редакции его структурные единицы.

У законодательных актов, устанавливающих новое правовое регулирование, и у законодательных актов о внесении изменений в законодательные акты совершенно разные задачи и разное структурное построение. Поэтому объединять их в один законодательный акт недопустимо.