11. Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты

Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:

не имеют наименований статей;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 1

Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ......." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:

1) ......; (пункт 1)

2) ......; (пункт 2)

3) ......: (абзац первый пункта 3)

а) ......; (подпункт "а" пункта 3)

б) ......: (абзац первый подпункта "б" пункта 3)

......; (абзац второй подпункта "б" пункта 3)

......; (абзац третий подпункта "б" пункта 3)

......; (абзац четвертый подпункта "б" пункта 3)

......; (абзац пятый подпункта "б" пункта 3)

4) ...... . (пункт 4)

или

Статья 1

Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ........" (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:

........; (абзац второй)

........; (абзац третий)

........; (абзац четвертый)

........ . (абзац пятый)

или

Статья 1

Признать утратившими силу:

1) ........; (пункт 1)

2) ........; (пункт 2)

3) ........; (пункт 3)

4) ........; (пункт 4)

5) ........; (пункт 5)

6) ........ . (пункт 6)

или

Статья 1

Признать утратившими силу:

........; (абзац второй)

........; (абзац третий)

........ . (абзац четвертый)

КОММЕНТАРИЙ

Приведенные примеры показывают, что использование таких структурных единиц, как абзацы, в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, вполне допустимо, и зачастую без них обойтись невозможно. Это не приводит к неразрешимым проблемам потому, что внесение изменений в указанные акты, как правило, не допускается. Кроме того, статьи таких актов сами по себе ничего не регулируют, а лишь корректируют базовые законодательные акты, которые и осуществляют правовое регулирование того или иного вида правоотношений и в статьях которых важна нумерация либо иное обозначение структурных единиц. Тем не менее в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, было бы более корректным нумеровать или обозначать их структурные единицы.