Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

14.3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Подпрограмма включает в себя реализацию трех основных мероприятий, направленных на формирование базы для создания и развития современной отрасли промышленности композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность, инновационное развитие и рост экспортного потенциала ключевых секторов российской экономики, а также на создание условий, обеспечивающих опережающие темпы развития производства и значительный рост потребления продукции композитной отрасли гражданского назначения.

Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансирования мероприятий:

Основное мероприятие 1. Создание системы по разработке, внедрению и сопровождению освоения композиционных материалов (композитов), изделий и конструкций в гражданских отраслях промышленности.

Выход на рынок новых предприятий и организаций композитной отрасли, а также инновационных продуктов из композиционных материалов (композитов) или с их применением, создание новых и модернизацию действующих производств ограничивает ряд существенных инвестиционных, технологических и конкурентных барьеров. Среди них, особенно с учетом вступления Российской Федерации в ВТО, следует отметить растущий уровень глобальной конкуренции, а также высокий уровень консолидации композитной отрасли за рубежом.

Кроме того, важнейшим фактором, сдерживающим создание и развитие в Российской Федерации полноценной композитной отрасли с объемным рынком внутреннего сбыта инновационной продукции гражданского назначения, является отсутствие системы нормативно-технических документов, регламентирующих производство, оценку соответствия и применение композиционных материалов (композитов) в таких отраслях, как строительство объектов транспортной инфраструктуры, гражданских и промышленных зданий и сооружений, ТЭК, ЖКХ и других секторах экономики.

Не менее важным представляется решение в рамках мероприятия задач, направленных на создание сетевой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации исследовательских, инженерных, технических кадров композитной отрасли и отраслей потребителей по данному направлению на базе опорных национальных исследовательских и федеральных университетов, а также общедоступных образовательного и проектно-технологического (инжинирингового) центров удаленного доступа. При необходимости, подтвержденной потребностями отрасли, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации может быть реализован пилотный проект создания национального инжинирингового центра открытого доступа на базе одного из исследовательских университетов с привлечением ведущих международных и российских специалистов в области производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них.

Существенной проблемой, возникающей при широком внедрении полимерных композиционных материалов (полимерных композитов, далее - ПКМ) в различных секторах экономики, является их утилизация, особенно принимая во внимание высокую стойкость такого рода материалов к различным агрессивным средам, а также выделение токсичных и вредных веществ, при их сжигании. На решение этой проблемы направлено одно из мероприятий подпрограммы.

Ключевой задачей настоящего основного мероприятия является обеспечение адекватных условий для создания и развития инновационной отрасли композиционных материалов (композитов) и обеспечение ее глобальной конкурентоспособности. Мероприятия данного раздела ориентированы на создание инструментов и нормативно-техническое обеспечение практического использования результатов основных мероприятий 2 и 3 настоящей подпрограммы, полученных при реализации проектов по созданию новых технологий и/или образцов конкретной продукции из композиционных материалов (композитов), востребованных для коммерческого и/или социального применения.

В рамках данного основного мероприятия проводятся общесистемные работы, результаты которых не подлежат прямой коммерциализации. Вероятность коммерциализации настоящей продукции оценивается, как недостаточная, для включения соответствующих работ в перечень мероприятий, выполняемых в рамках проектов по созданию конкретных типовых образцов продукции и технологических решений и софинансируемых из внебюджетных источников в рамках инновационных и/или инвестиционных проектов отраслевого профиля, а также институтами развития, коммерческими организациями, в том числе компаниями с государственным участием и/или венчурными фондами.

В соответствии с мировой практикой риски финансирования таких работ в основном берет на себя государство. Кроме того, результаты реализации данного мероприятия должны быть доступны для ознакомления и применения всеми заинтересованными предприятиями и организациями, так как предназначены для развития композитной отрасли в целом, а такие результаты научно-технической деятельности, как национальные стандарты, межгосударственные стандарты и своды правил - не являются предметом коммерциализации по определению. Это - подчеркивает необходимость государственной поддержки реализации настоящего мероприятия.

Механизм реализации данного основного мероприятия предусматривает выполнение научно-исследовательских работ (НИР), финансируемых за счет средств федерального бюджета, без привлечения софинансирования со стороны внебюджетных источников. НИР в рамках данного основного мероприятия выполняется на основании государственного контракта, заключенного с победителем конкурсных процедур, установленных федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации конкурсных процедур, должна быть обеспечена эффективная экспертиза, мониторинг выполнения, системная поддержка и оценка эффективности результатов НИР с привлечением экспертного сообщества технологической платформы "Новые полимерные композиционные материалы и технологии". Финансовое обеспечение данного мероприятия подпрограммы определяется параметрами федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Учитывая тенденции развития мирового рынка композитов и анализ стратегий развития гражданских секторов экономики, перспективных для их широкого внедрения, а также принимая во внимание комплекс мероприятий, запланированных к реализации в рамках основных мероприятий подпрограммы 2 и 3, настоящее основное мероприятие предусматривает реализацию следующих мероприятий:

Мероприятие 1.1. Проведение общесистемных исследований и разработок.

В рамках мероприятия будут выполнены работы по следующим направлениям:

- мониторинг состояния, прогнозная оценка и анализ перспектив развития отрасли в период реализации программных мероприятий;

- разработка моделей общедоступных центров удаленного доступа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе образовательного и проектно-технологического (инжинирингового) центров, а также центров квалификации и сертификации.

Мероприятие 1.2. Разработка отраслевой электронной системы каталогизации и унификации материалов, технологий, оборудования и перспективных разработок.

Одним из важнейших инструментов для развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них, обеспечения эффективного трансфера современных технологий и стимулирования спроса на продукцию отрасли в различных секторах экономики является отраслевая электронная система каталогизации и унификации материалов, технологий, оборудования и перспективных разработок, основными целями создания которой должны стать:

Накопление и систематизация информации о производимых композиционных материалах (композитах), изделиях и конструкциях из них для создания единой базы данных.

Создание инструмента внедрения современных и эффективных материалов, конструкций и изделий (базы данных САПР, каталоги продукции для государственных (муниципальных) закупок, базы данных для закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий).

Создание эффективной системы контроля качества, надежности и безопасности продукции композитной отрасли.

В рамках мероприятия будут выполнены работы по следующим направлениям:

- разработка предложений по созданию отраслевой электронной базы данных по всем перспективным разработкам в области производства и применения композиционных материалов (композитов) - для последующий их коммерциализации и тиражирования в различных отраслях промышленности;

- отраслевая электронная система каталогизации и унификации материалов, технологий, оборудования и перспективных разработок.

Мероприятие 1.3. Разработка системы нормативных документов, регламентирующих производство, оценку соответствия, применение, классификацию и сметное нормирование использования композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в гражданских отраслях промышленности, а также требования к квалификации и компетенциям специалистов композитной отрасли и отраслей потребителей композитов

Выполнение работ в рамках настоящего мероприятия направлены на обеспечение:

- разработки новых и актуализации действующих нормативных документов системы технического регулирования;

- актуализации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- разработки и/или актуализации сметных нормативов на ремонтно-строительные работы в сфере градостроительной деятельности;

- актуализации и/или корректировки действующих и разработки новых профессиональных и образовательных стандартов и программ подготовки и переподготовки специалистов.

Мероприятие 1.4. Разработка технологий утилизации композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них

Выполнение работы в рамках настоящего мероприятия направлено на обеспечение:

- разработки технологий безопасной утилизации композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них.

Также в рамках управления реализацией подпрограммы предусматривается исследование проблем обеспечения эффективного использования бюджетных инвестиций при реализации программных мероприятий. По результатам данных исследований будут разработаны:

- оптимизированный перечень конкретных, рекомендуемых к выполнению научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских проектов, выполнение которых необходимо для реализации программных мероприятий и обеспечивает решение поставленных в подпрограмме задач;

- требования к техническим характеристикам разрабатываемых в рамках реализуемых комплексных проектов продуктов и технологий;

- предложения по использованию созданных инновационных технологий в конкретных производствах различных отраслей промышленности;

Кроме того, будут выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации программных мероприятий и препятствующие их выполнению, подготовлены и обоснованы предложения по их устранению, а также выполнена оценка эффективности использования созданных инновационных технологий в различных отраслях промышленности.

Основное мероприятие 2. Разработка технологий получения комплекса композиционных материалов (композитов) нового поколения, изделий и конструкций из них.

Данное основное мероприятие, направлено на реализацию первоочередных НИОКР, обеспечивающих создание конечных изделий из композиционных материалов (композитов), наиболее востребованных и перспективных для коммерциализации в ключевых секторах экономики.

Механизм реализации основного мероприятия 2 предусматривает выполнение полного комплекса инновационных работ - от создания материалов нового поколения, новых технических и технологических решений, до освоения производства высокотехнологичной продукции на основе полученных результатов. Финансирование данного основного мероприятия будет осуществляться путем предоставления из федерального бюджета субсидий (в части реализации НИОКР) на выполнение комплексных проектов (далее - проект), направленных на разработку композиционных материалов (композитов), технологий их производства и переработки в конструкции и изделия и создание высокотехнологичных производств конечной продукции на основе полученных результатов, в том числе с привлечением третьих лиц.

Основным условием предоставления субсидии станет наличие проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также освоение производства и коммерциализацию продукции с использованием композиционных материалов (композитов), созданной в рамках проекта

В случае использования субсидии не по целевому назначению, а также при нарушении условий договора денежные средства в соответствующем объеме взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий из средств федерального бюджета с целью возмещения затрат на НИОКР в рамках комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции с использованием композиционных материалов в рамках настоящего основного мероприятия будет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

Настоящее основное мероприятие подпрограммы предполагает расширение участия частного бизнеса и корпоративного сектора в ресурсном обеспечении сферы исследований и разработок, в том числе, в целях повышения мотивации для обеспечения полноценной коммерциализации результатов исследований и их ориентации на практическое применение в ключевых секторах экономики.

Основным результатом выполнения проектов в рамках данного мероприятия является освоение производства высокотехнологичной продукции с высокой долей использования композиционных материалов (композитов), обязательство по коммерциализации которой, в объеме, определенном на этапе конкурсных процедур, принимает на себя исполнитель договора и /или его контрагенты (соисполнители).

Таким образом, настоящее основное мероприятие подпрограммы предполагает расширение участия частного бизнеса и корпоративного сектора в ресурсном обеспечении сферы исследований и разработок, в том числе, в целях повышения мотивации для обеспечения полноценной коммерциализации результатов исследований и их ориентации на практическое применение в ключевых секторах экономики.

В рамках данного основного мероприятия необходимо реализовывать стратегию опережающего развития научно-технических заделов к росту объемов НИОКР и освоения выпуска инновационной продукции с применением композиционных материалов (композитов) в целом. При этом предполагается концентрация усилий на ограниченном числе приоритетов, как по отраслям, так и в рамках конкретных технологических направлений.

Минимальный показатель 109 "Объем реализации инновационной продукции, созданной с использованием результатов пилотных масштабируемых инновационных проектов на основе первоочередных отраслевых проблемно-ориентированных НИОКР" приведен в приложении 1 "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях".

Учитывая тенденции развития мирового рынка композитов, анализ стратегий развития гражданских секторов экономики, перспективных для их широкого внедрения, а также анализ имеющихся научно-технических заделов, созданных ранее в области производства и применения композиционных материалов (композитов), при поддержке со стороны государства, предусматривается реализация следующих мероприятий:

Мероприятие 2.1. Разработка типовых масштабируемых технологий получения композиционных материалов (композитов) нового поколения и конструктивных решений для применения при строительстве, ремонте и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.

Данное мероприятие предусматривает разработку, освоение производства и коммерциализацию ПКМ нового поколения на базе высокоэффективных инновационных технологий и конструктивных решений для обеспечения строительства, ремонта и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, в том числе конструкции и конструктивные элементы постоянных и временных искусственных сооружений, защитных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных и железных дорог, а также конструкции временных сооружений для обеспечения проезда или размещения тяжелой и специальной техники в сложных геологических условиях.

Мероприятие 2.2. Разработка типовых масштабируемых технологий получения конструкционных, функциональных композиционных материалов (композитов) нового поколения и конструктивных решений для гражданского и промышленного строительства.

Данное мероприятие предусматривает разработку, освоение производства и коммерциализацию ПКМ нового поколения, конструктивных решений и технологий переработки ПКМ в элементы конструкций гражданского и промышленного строительства, в том числе материалы, комплексные системы и профильные изделия нового поколения для производства, возведения и ремонта строительных конструкций зданий и сооружений.

Мероприятие 2.3. Разработка типовых масштабируемых технологий получения композиционных материалов (композитов) нового поколения и конструктивных решений для энергетики и транспортного машиностроения.

Данное мероприятие предусматривает разработку, освоение производства и коммерциализацию ПКМ нового поколения и конструктивных решений для производства, в том числе, элементов электрооборудования, приборов силовой электроники, силовых конструкций транспортных средств и элементов их оснащения, а также изделий для создания объектов транспортирования и преобразования электроэнергии, обеспечивающих снижение эксплуатационных затрат, повышение ресурса и надежности их эксплуатации.

Мероприятие 2.4. Разработка типовых масштабируемых технологий получения композиционных материалов (композитов) для строительства ремонта и реконструкции объектов ЖКХ и добычи сырой нефти и природного газа.

Данное мероприятие предусматривает разработку, освоение производства и коммерциализацию ПКМ нового поколения для строительства, ремонта и реконструкции объектов ЖКХ, добычи сырой нефти и природного газа, в том числе в шельфовой, глубоководной и сверхглубоководной зонах, включая системы подъема, транспортирования, хранения и распределения жидких углеводородов и теплоносителей.

Мероприятие 2.5. Разработка типовых масштабируемых технологий получения композиционных материалов (композитов) для химически стойкого оборудования в цветной металлургии химии и нефтехимии.

Данное мероприятие предусматривает разработку, освоение производства и коммерциализацию ПКМ и технологий производства деталей, элементов и узлов химически стойкого оборудования, применяемого в цветной металлургии химии и нефтехимии, в том числе детали и конструкции машин, оборудования и технологических систем, эксплуатируемых в условиях воздействия высоко абразивной и химически агрессивной среды, а также фильтрующе-сорбционных изделий для систем очистки на предприятиях цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

Основное мероприятие 3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих опережающие темпы развития производства и потребления продукции композитной отрасли.

Настоящее основное мероприятие направлено на создание условий, обеспечивающих опережающие темпы развития производства и потребления продукции композитной отрасли, в том числе путем реализации отраслевых инновационных проектов в рамках:

- программ инновационного развития компаний с государственным участием, обеспечивающих повышение эффективности деятельности указанных компаний за счет применения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них;

- отраслевых программ внедрения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в ключевых секторах экономики, предполагающих разработку и трансфер индустриальных технологий крупнотоннажного производства и строительства опытных (референтных) объектов, в том числе мостов, трубопроводов, зданий и сооружений, объектов инженерного обустройства автомобильных и железных дорог и других объектов;

- региональных программ внедрения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

Также настоящее мероприятие предусматривает:

- формирование системы мер экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли, а также мер государственного регулирования, направленных на локализацию иностранных отраслевых высокотехнологичных производств, включая разработку и реализацию антидемпинговых и компенсационных мер защиты внутреннего рынка, в случае резкого роста импорта и обусловленного этим серьезного ущерба композитной отрасли;

- разработку предложений по формированию современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации исследовательских, инженерных и технических кадров для задач развития композитной отрасли, а также повышения квалификации специалистов из различных секторов экономики в части применения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них с учетом международного опыта и с привлечением ведущих международных организаций в данной области;

Система мер экономического стимулирования обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли, а также мер государственного регулирования, направленных на локализацию иностранных высокотехнологичных производств, может предусматривать, начиная с 2017 года:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным отечественными предприятиями и организациями в российских кредитных организациях, для разработки и выпуска инновационной продукции из композитов и/или продукции из композитов, ориентированной на развитие и повышение конкурентоспособности промышленности Российской Федерации, по факту выпуска данной продукции;

- субсидирование части затрат отечественных предприятий и организаций, выпускающих композиционные материалы (композиты), конструкции и изделия из них, связанных с трансфером передовых зарубежных технологий;

- субсидирование части затрат отечественных предприятий и организаций композитной отрасли на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, включая обучение и стажировки за рубежом;

- предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым отечественными предприятиями и организациями в российских кредитных организациях, для разработки и выпуска инновационной продукции из композитов и/или продукции из композитов, ориентированной на развитие и повышение конкурентоспособности промышленности Российской Федерации;

- обнуление ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование, используемое для производства исходных компонентов, предназначенных для изготовления композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них (смолы, армирующие материалы и изделия из них, специальная химия, полуфабрикаты, оборудование, программно-аппаратные комплексы и т.д.), в том числе, оборудование, поставляемое в рамках локализации современных производств ведущих иностранных компаний на территории Российской Федерации;

- повышение эффективности механизмов оценки соответствия композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них, включая создание межотраслевой системы оценки соответствия;

- усиление контроля над органами по оценке соответствия (органами по сертификации продукции и услуг, сертификационно-испытательными центрами, сертификационными центрами и испытательными лабораториями).

Настоящая система мер экономического стимулирования обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли, а также мер государственного регулирования, направленных на локализацию иностранных высокотехнологичных производств не содержит мер, увязанных по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта и мер, увязанных по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных (запрещенных к применению в соответствии с соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам).

Кроме того, настоящие меры не являются специфическими (в соответствии со статьей 2 соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам) для предприятий или отрасли промышленности либо группы предприятий или отраслей, так как субсидирующий орган Российской Федерации устанавливает объективные критерии, определяющие право на получение и размер субсидий, которые являются нейтральными, не создают преимуществ для некоторых (отдельных) предприятий по сравнению с другими, являются экономическими по характеру и горизонтальными по способу применения.

В качестве одного из основных механизмов реализации данного основного мероприятия предусматривается выполнение инвестиционных проектов, направленных на применение композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в гражданских отраслях промышленности и финансируемых за счет средств частных инвесторов, институтов развития, государственных корпораций и компаний, компаний с государственным участием и/или естественных монополий, региональных бюджетов и других источников без привлечения средств федерального бюджета.

Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках данного мероприятия, могут получать государственную поддержку, предусмотренную настоящим мероприятием и установленную законодательством Российской Федерации (субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию проекта или на приобретение товаров, работ, услуг проекта; субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках проекта или в связи с их потреблением; и др.) при выполнении следующих существенных условий:

- конечным результатом инвестиционного проекта являются инновационные технические решения, направленные на устранение экономически и/или социально значимых проблем в гражданских секторах экономики (при значительной доле использования композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них);

- ключевым участником проекта является российская организация;

- ценовые характеристики, разработанных в рамках проектов технических решений (с учетом оценки стоимости владения (жизненного цикла)), должны быть сопоставимы или обеспечивать экономические и/или социальные преимущества, по сравнению с аналогичными решениями из традиционных материалов;

- результаты проекта ориентированы на массовый рынок использования продукции (деталей, конструкций, изделий) из композиционных материалов (композитов) и обеспечивают научно-технический прорыв по сравнению с зарубежными аналогами и/или предлагают принципиально новые и/или экономически/социально эффективные решения, не применявшиеся ранее в Российской Федерации.

- сроки реализации проекта не должны превышать 2 лет до выпуска первого опытно-промышленного образца продукции или демонстратора технологии.

Для получения соответствующих форм государственной поддержки на реализацию проекта инициатор проекта представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявку по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, которая определяет:

- наименование проекта и его цель,

- инициатора проекта и юридическое лицо его реализующее,

- критерии для рассмотрения проекта, включая затраты и источники финансирования, объем реализации и т.п.

- описание краткой сути проекта, основных этапов и рисков его реализации;

- жизненный цикл продукции проекта;

- возможные меры государственной поддержки проекта;

- показатели финансово-экономической и социальной эффективности проекта с учетом указанных мер государственной поддержки и без их осуществления.

По итогам предварительного рассмотрения заявки на поддержку инвестиционного проекта Министерство промышленности и торговли Российской Федерации рекомендует проект для оказания мер государственной поддержки в установленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации оставляют за собой право затребовать дополнительную информацию, необходимую для принятия решения по оказанию соответствующих мер государственной поддержки реализации проектов.

Формирование конкурентоспособной в мировом масштабе национальной инновационной системы, включает в себя, в качестве одного из основных элементов, композитную отрасль, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, интегрирующую систему научных исследований и разработок, имеющую стройную систему профессионального высшего и среднего специального образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров, современную научно-технологическую и инновационную инфраструктуру, передовой инжиниринговый бизнес.

При этом должны быть учтены аспекты интеграции национальной науки и промышленности в мировые процессы научно-технологического развития, вовлечения в глобальный экономический оборот научно-технологической деятельности и рынка объектов интеллектуальной собственности; формирование широкого взаимовыгодного партнерства с зарубежными, в том числе международными компаниями и организациями, нацеленного на обеспечение международного признания национальной композитной отрасли и смежных с ней сегментов науки, образования и промышленности.

Общее управление реализацией подпрограммы и контроль над ходом ее выполнения осуществляется заказчиком подпрограммы.