Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подпрограмма 14. Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них

11.

Обеспечение возможности использования критерий "стоимость владения товаром" в рамках процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок юридических лиц, перечисленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Композиты и изделия из них являются инновационной продукцией, которая может быть применена в различных отраслях экономики взамен аналогичной продукции (по функциональному назначению) из традиционных материалов. Настоящая продукция обеспечивает снижение стоимости жизненного цикла и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий, сооружений, конструкций и изделий, построенных, реконструированных, отремонтированных или произведенных с применением композитов. Государственные и муниципальные закупки, а также закупки юридических лиц, перечисленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ориентированы в первую очередь на такой критерий оценки и сопоставления заявок, как "цена закупки". В связи с тем, что начальная стоимость композитов и изделий из них, как правило, выше аналогичной продукции из традиционных материалов, закупка данной продукции либо не осуществляется, либо осуществляется в незначительных количествах, что является одним из факторов, сдерживающих развитие композитной отрасли Российской Федерации. Реализация настоящего мероприятия направлена на устранение данного фактора и исполнение показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

12.

Внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в части обеспечения возможности заключения контрактов жизненного цикла при их финансировании за счет средств федерального и муниципальных бюджетов, а также юридических лиц, перечисленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", проектов по созданию объектов с длительным сроком использования

"Контракты жизненного цикла" являются одним из инструментов, обеспечивающих широкое применение инновационных решений, которые позволяют снизить стоимость жизненного цикла и увеличить сроки безремонтной эксплуатации зданий, сооружений, конструкций и изделий, построенных, реконструированных, отремонтированных или произведенных с применением композитов. Настоящие контракты, в рамках которых один исполнитель является одновременно и поставщиком и эксплуатантом здания, сооружения или продукции, являющейся предметом закупки, стимулируют исполнителя контракта к применению самых современных материалов и технологий для снижения своих собственных издержек в рамках исполнения контракта. Таким образом, реализация настоящего мероприятия обеспечивает внедрение критерия оценки и сопоставления заявок - "стоимость владения", широкое применение современных материалов и технологий, в том числе композитов и изделий из них и, как следствие, исполнение показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

13.

Формирование системы долгосрочного тарифного регулирования, обеспечивающую стимулирование естественных монополий к использованию инновационных материалов и технологий, экономическая эффективность от применения которых проявляется на протяжении всего жизненного цикла

Тарифное регулирование, наряду с контрактами жизненного цикла и программами инновационного развития, является одним из ключевых инструментов, обеспечивающим стимулирование естественных монополий к использованию инновационных материалов и технологий, экономическая эффективность от применения которых проявляется в снижении стоимости жизненного цикла и увеличении сроков безремонтной эксплуатации зданий, сооружений, конструкций и изделий, построенных, реконструированных, отремонтированных или произведенных с применением композитов. Формирование системы долгосрочного тарифного регулирования для субъектов естественных монополий, стимулирующей к внедрению инноваций, позволит увеличить объемы потребления композитов и изделий из них, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, обеспечить исполнение показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

14.

Разработка и реализация отраслевых и региональных программ внедрения композиционных материалов (композитов) и технологий в ключевых секторах экономики

В целях скорейшего и масштабного внедрения композитов и изделий из них в ключевых секторах экономики необходимо разработать и утвердить отраслевые программы внедрения композитов в строительстве, энергетике, транспортной инфраструктуре и других ключевых секторах экономики. Целью таких программ является повышение эффективности и конкурентоспособности соответствующих секторов экономики за счет использования современных материалов и изделий из них. С учетом того, что обозначенные приоритетные секторы в основном имеют существенную территориальную привязку, необходимо также разработать региональные программы внедрения композитов. Реализация настоящих программ будет в значительной степени способствовать исполнению показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

15.

Разработка и включение в программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ с государственным участием мероприятия по повышению эффективности деятельности указанных компаний за счет применения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них

Основой экономики любого современного государства является малый и средний бизнес, и в первую очередь инновационный малый и средний бизнес, к которому относится бизнес по разработке и производству изделий из композитов. В мировой практике госзаказ является важнейшим государственным инструментом для развития малого и среднего бизнеса. Закупки государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ с государственным участием в Российской Федерации в настоящее время составляют не менее 7 триллионов рублей в год или более 10% ВВП, что в свою очередь сопоставимо с объемом государственных и муниципальных закупок. Соответственно, значительное увеличение компаниями с государственным участием закупок инновационной продукции (в том числе в рамках реализации программ инновационного развития), обеспечит одновременно: повышение эффективности деятельности указанных компаний за счет применения композитов и изделий из них, развитие инновационного малого и среднего бизнеса и исполнение показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

16.

Разработка и реализация мер государственной поддержки отраслевых инновационных промышленных кластеров

Инновационные промышленные кластеры являются одним из наиболее эффективных инструментов инновационного развития экономики, которые создают за счет географических, инфраструктурных, институциональных и иных конкурентных преимуществ условия для ускоренного развития композитной отрасли и смежных с ней секторов экономики страны и опираются на организационную, инфраструктурную и экономическую поддержку государства. Создание и развитие подобных кластеров композитной отрасли, как центров компетенции по производству композитов для ключевых секторов экономики, позволит обеспечить системное планирование, финансирование и реализацию НИОКР, ориентированных на конечных потребителей продукции отраслевого кластера в соответствии со сферой его компетенции, быстрый трансферт новейших отраслевых разработок в промышленность, системное создание, развитие и модернизацию новых производств и компаний композитной отрасли, а также существенный рост производства и потребления продукции из композитов.

17.

Разработка и реализация антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, стран Таможенного союза от резкого роста импорта и обусловленного этим серьезного ущерба композитной отрасли

Реализация в рамках подпрограммы мер стимулирования спроса на продукцию композитной отрасли может способствовать, особенно на фоне развивающегося финансово-экономического кризиса, резкому увеличению объемов импорта композитов и изделий из них на территорию Таможенного союза, что в свою очередь может нанести серьезный ущерб отечественной композитной отрасли и создаст значительные проблемы для отечественных производителей данной продукции. При этом антидемпинговые и компенсационные меры являются общепризнанным инструментом защиты внутреннего рынка в рамках деятельности ВТО. Соответственно, настоящие меры призваны обеспечить защиту внутреннего рынка от необоснованного роста импорта продукции и, как следствие, привести к существенному увеличению объемов внутреннего производства. Однако настоящие меры должны применяться при условии обеспечения потребностей внутреннего рынка отечественными производителями.

18.

Разработка и реализация комплекса мер экономического стимулирования развития композитной отрасли, направленных на привлечение инвестиций, трансферт технологий, увеличение экспортного потенциала, подготовку и переподготовку кадров, создание эффективных технологических решений снижающих экологическую нагрузку, возникающую при существенном росте потребления изделий из композитов

Объем производства композитов и изделий из них в 2012 г. составляет не более 25 тыс. тонн в натуральном выражении, что составляет не более 0,5 - 1% от мирового объема производства. Такое состояние дел связано с целым комплексом системных проблем, среди которых: технологическая отсталость отечественного производства, причем как производства исходных компонентов: смолы, армирующие наполнители и полуфабрикаты, так и конечных продуктов - композитов и изделий из них и практически полное отсутствие отечественного оборудования и программно-аппаратных комплексов для проектирования и производства композитов и изделий из них. Реализация мероприятия направлена на радикальное изменение настоящей ситуации, увеличение инвестиций в создание новых и модернизацию действующих гражданских производств композитной отрасли и обеспечение своевременного и в полном объеме исполнения показателей подпрограммы по увеличению объемов производства и потребления продукции отрасли.

19.

Обеспечение повышения эффективности механизмов подтверждения соответствия композитов и изделий (конструкций) из них, а также усиление контроля за органами по сертификации продукции и услуг и испытательными лабораториями (центрами)

Объемы потребления композитов и изделий из них в различных отраслях экономики зависят от ряда существенных факторов риска, связанных с обеспечением качества, надежности и безопасности данной продукции для потребителей. К таким факторам относятся следующие:

1) для организации производства композитов и изделий из них нужны относительно небольшие инвестиции, небольшие коллективы специалистов и небольшие производственные площадки;

2) характеристики качества, надежности и безопасности данной продукции значительно зависят от качества и характеристик применяемых исходных компонентов, уровня технологического оснащения производства и квалификации производственного персонала;

3) для данной продукции особенно важно обеспечить объективный и беспристрастный контроль ее характеристик и их соответствие требованиям нормативных документов, как на этапе производства, так и при выходе продукции на рынок;

4) система аккредитации органов по оценке соответствия продукции в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования, и на данном рынке оказания услуг работают компании, выдающие сертификаты соответствия на продукцию, не соответствующую требованиям нормативных документов, что в свою очередь может привести к дискредитации композитов, как надежных, безопасных и эффективных материалов. Таким образом, реализация настоящей меры позволит устранить вышеуказанные факторы риска и обеспечить выполнение показателей подпрограммы в части касающейся увеличения объемов внутреннего производства продукции.