Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

12.3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Подпрограмма включает в себя три основных мероприятия и ведомственную целевую программу.

Развитие системы технического регулирования и стандартизации.

Подпрограмма предусматривает создание в Российской Федерации современной системы технического регулирования, направленной на:

- обеспечение безопасности и защиту жизни или здоровья граждан, государственного и муниципального имущества и имущества физических и юридических лиц; на охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; на предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; в том числе потребителей, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

- устранение неоправданных технических барьеров в торговле и содействие экономической интеграции, в том числе в части выполнения Российской Федерацией обязательств в сфере технического регулирования, принятых в ходе переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации;

- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения;

- повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества, увеличение объемов выпуска в обращение инновационной и высокотехнологичной продукции, развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

В этих целях с учетом степени риска причинения вреда в разрабатываемых технических регламентах устанавливаются минимально необходимые обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В настоящее время принят 31 технический регламент Таможенного союза (7 вступили в законную силу) на широкую номенклатуру продукции: железнодорожный транспорт, машины и оборудование, низковольтное оборудование, пиротехника, пищевая продукция, продукция легкой промышленности, парфюмерия и косметика, колесные транспортные средства и другую. С вступлением в законную силу соответствующих технических регламентов Таможенного союза требования национальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, не применяются.

Комплекс введенных в действие технических регламентов должен создать условия для повышения качества российской продукции, ее безопасности и конкурентоспособности на внутреннем, региональных и мировом рынках, а также упростить процедуры вывода продукции на рынок.

Соблюдение требований технических регламентов, как правило, обеспечивается применением производителями международных, межгосударственных, а в случае их отсутствия национальных стандартов, в которых для многократного использования устанавливаются характеристики, правила и нормы, отвечающие современным достижениям науки и техники, состоянию экономики страны.

В Российской Федерации действует более 5 тысяч российских стандартов и применяется свыше 18 тысяч межгосударственных стандартов. Более 45% национальных стандартов гармонизированы с соответствующими международными стандартами.

Национальная стандартизация охватывает не только вопросы безопасности, на которые ориентированы технические регламенты, но и другие области, такие как совместимость, взаимозаменяемость, эргономика, надежность, качество продукции, работ и услуг, системы менеджмента и другие.

Разработка национальных стандартов осуществляется в соответствии с Программами разработки национальных стандартов, ежегодно утверждаемыми Росстандартом, и в соответствии с перспективными программами стандартизации в различных отраслях промышленности, в том числе агропромышленном комплексе, в области строительства, в области социальной защиты населения, в области оказания услуг населению, а также с программой развития национальных стандартов, унифицированных с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах, и программой межгосударственной стандартизации.

Предусматривается обновление фонда национальных стандартов на уровне 10 - 12% в год, что будет соответствовать уровню развитых стран.

Более половины разработок Программ предусматривают гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами МЭК и ИСО.

60% проектов национальных стандартов разрабатываются в целях их применения для обеспечения соблюдения обязательных требований принимаемых технических регламентов.

В рамках данного мероприятия будут проводиться работы по созданию, экспертизе, введению в действие и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также по формированию федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

К реализации данного мероприятия, в том числе в части организационной, информационной, методической и экспертно-аналитической поддержки, будут привлекаться профильные технологические платформы и инновационные территориальные кластеры.

Обеспечение единства измерений и развитие эталонной базы.

Модернизация российской экономики в таких сферах, как энергоэффективность, энергосбережение, ядерные, космические медицинские, информационные, телекоммуникационные технологии и биотехнологии, сохранение метрологического суверенитета России невозможны без современной эталонной базы, применения новейших средств измерений.

Эталонная база России состоит из 150 государственных первичных эталонов, в реестр средств измерений включено более 46 тысяч типов средств измерений.

Приоритетными направлениями работ по обеспечению единства измерений в мире признаются здравоохранение (диагностика, терапия и фармацевтическая продукция), производство продуктов питания, биотехнологии, нанотехнологии, производство современных материалов, энергетика (включая новые источники энергии, энергоресурсосбрежение и энергоэффективность), исследование изменений климата и многое другое.

Основными целями российской системы измерений являются:

- обеспечение важнейших направлений деятельности страны достоверными результатами измерений и защита граждан, общества и государства от последствий недостоверных результатов измерений;

- признание результатов измерений в стране, на региональном и международном уровнях;

- обеспечение продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки.

Для достижения указанных целей в рамках указанного основного мероприятия, исходя из положений Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и поручений Правительства Российской Федерации будут решаться следующие важнейшие задачи:

- повышение научно-технического уровня эталонной базы России, совершенствование, в ряде случаев, создание принципиально новых государственных эталонов единиц величин;

- повышение эффективности функционирования государственных служб: времени, стандартных образцов состава и свойств веществ, стандартных справочных данных;

- создание новых современных средств измерений;

- повышение эффективности государственного метрологического надзора.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ направлено на совершенствование эталонной базы России, разработку новых видов средств измерений, нормативных документов, обеспечивающих применение принятых технических регламентов, создание информационных ресурсов в области технического регулирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия.

ВЦП "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе, первичных) эталонов единиц величин" (далее - ВЦП)

Целями ВЦП являются:

- согласованная совокупность фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц СИ, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц СИ в России, гармонизированных с требованиями Международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

- создание принципиально новой эталонной базы России на основе использования фундаментальных физических констант, содействие модернизации и развитию промышленности, экологии, здравоохранения, развитию современных наукоемких технологий, развитие измерительной инфраструктуры России и гармонизация ее с международными требованиями, недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.

Задачами ВЦП являются:

- разработка принципов построения эталонных комплексов мирового уровня по реализации новых определений Международной системы единиц (СИ), основанных на фундаментальных физических константах (ФФК);

- разработка эталонной базы, основанной на новых физических принципах и современных технологиях;

- разработка методов и средств передачи размеров единиц от новых государственных первичных эталонов к рабочим средствам измерений для развития приоритетных направлений развития страны и критических технологий.

Целевые индикаторы ВЦП:

- количество созданных и усовершенствованных государственных эталонов (2014 г. - 2; 2015 г. - 4; 2016 г. - 7);

- количество позиций по калибровочным и измерительным возможностям Российской Федерации, признанных мировым метрологическим сообществом (СООМЕТ, BIPM и др.) (2014 г. - новых 10; 2015 г. - новых 10; 2016 г. - новых 15);

- количество патентов и публикаций в российских и зарубежных журналах (2014 г. - 19; 2015 г. - 21; 2016 г. - 22);

- количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов (2014 г. - 5; 2015 г. - 6; 2016 г. - 7).

Сроки реализации ВЦП: 2014 - 2016 годы.

Объемы финансирования: 1 800,0 млн. руб. Бюджетное финансирование

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

- согласованная совокупность фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц СИ, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц СИ в России, гармонизированных с требованиями Международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

- создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

- создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производство.

Реализация программных мероприятий позволит:

- обеспечить международную эквивалентность созданных новых и усовершенствованных в рамках программы государственных первичных эталонов России, и как следствие, снятие технических барьеров, связанных с проблемами доверия к измерениям, в научно-техническом сотрудничестве и торговле с зарубежными странами;

- осуществлять на более высоком уровне испытания, поверку и калибровку рабочих средств измерений (СИ), применяемых в таких важнейших областях деятельности человека, как здравоохранение и медицина, в том числе закупаемых за рубежом СИ для акустической диагностики, измерения доз облучения, лекарственной диагностики, учета и контроля энергоресурсов и т.д., а также метрологическое сопровождение ежегодно закупаемых и ввозимых из-за рубежа в страну более 2000 типов новых СИ самого различного назначения;

- увеличить в 3 - 5 раз точность и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники, в том числе при решении задач развития критических технологий Российской Федерации, в базовых отраслях реального сектора экономики, социальном и оборонном комплексах и на этой основе, по экспертным оценкам;

- повысить в среднем на 5 - 20% уровня метрологического обеспечения на ряде важнейших направлений науки, техники и технологий (энергетика, электроника, перспективные машины, технологии и производства, в т.ч. нанотехнологии, сверхпроводимость, новые сверхчистые материалы, информатика, экология, медицина и др.).

Позволит обеспечить:

- ежегодную экономию электроэнергии только для целей освещения в объеме 2,5 - 3 млн. кВт.ч,;

- экономию в 300 млн. руб. в год при экспорте твердых и жидких топлив и 450 млн. руб. в год при экспорте природного газа при повышении точности измерений энергии сгорания;

- экономию в 4,5 млрд. руб. в год за счет снижения потерь при добыче, транспортировке и коммерческих операциях с нефтью;

- экономический эффект более 9 млрд. руб. в год в строительстве в результате внедрения эталонных мер теплопроводности;

- экономический эффект до 30 млрд. рублей, по оценкам военных специалистов, в результате повышения точности гидроакустических измерений в натурных условиях на 3 дБ;

-экономию средств до 100 млн. руб. при закупке ультразвукового медицинского оборудования;

- значительное улучшение условий труда, охраны окружающей среды и техники безопасности, в т.ч. на ядерно-физических объектах и установках, а также медицинского обслуживания населения;

- снижение травматизма на 20% за счет аттестации рабочих мест;

- снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 10 - 15%;

- повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции с выходом ее на мировой рынок.