Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

8.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Тяжелое машиностроение является базовой отраслью промышленности, обеспечивающей функционирование ключевых отраслей экономики России, способствующих экономической безопасности страны. Отрасль является не только производителем машин и оборудования для добычи и переработки полезных ископаемых, металлургии и других индустрий, но и является крупнейшим потребителям производимой на внутреннем рынке высококачественной металлопродукции, высокотехнологичных материалов и комплектующих, продукции химической промышленности и других отраслей промышленности. Тяжелое машиностроение имеет существенный потенциал к росту, высокие научно-технические возможности для разработки и освоения современных инновационных машин и оборудования.

Ситуация в российском тяжелом машиностроении характеризуется снижением объемов производства. По сравнению с 2007 годом в 2011 году объем производства снизился на 20%.

Машиностроители испытывают конкурентное давление со стороны не только традиционных поставщиков, но и со стороны динамично развивающихся производителей развивающихся стран, прежде всего, из Китая.

По основным видам продукции тяжелого машиностроения, наблюдается рост доли импортной продукции на внутреннем рынке. Соотношение импорта и экспорта по некоторым видам металлургического и горного оборудования составляет от 3 до 12 раз. Рост импорта по данным видам оборудования объясняется недостаточным количеством современных отечественных технологически освоенных конкурентоспособных разработок.

Для создания благоприятных условий развития тяжелого машиностроения необходима реализация следующих мер поддержки отрасли:

1. Стимулирование и государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с целью создания и внедрения отечественных конкурентоспособных технологий и оборудования.

2. Создание для разработчиков и производителей машин и оборудования преференций (возможных в рамках ВТО) с целью создания равных конкурентных условий (таможенно-тарифное регулирование, налоговые кредиты, антидемпинговые ограничения, ограничение закупок импортного оборудования для государственных нужд и т.д.).

Реализация подпрограммы позволит увеличить долю отечественной продукции тяжелого машиностроения на внутреннем рынке за счет интенсификации разработки конкурентоспособных отечественных образцов техники вследствие увеличения инвестиций в НИОКР.

Прогнозируемые объемы увеличения доли рынка отечественной продукции приведены в таблице

Продукция

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Тяжелое машиностроение

млрд. руб.

132,79

142,08

146,82

151,56

157,78

164,49

174,71

183,70

193,18

Горное оборудование

млрд. руб.

20,78

22,24

22,98

23,72

25,95

27,43

29,65

31,88

33,36

Доля на внутреннем рынке

%

30

30

31

32

35

37

40

43

45

Металлургическое оборудование

млрд. руб.

29,07

31,11

32,35

33,60

34,84

36,09

38,58

41,06

43,55

Доля на внутреннем рынке

%

25

25

26

27

28

29

31

33

35

Подъемно-транспортное оборудование

млрд. руб.

40,07

42,88

44,10

45,33

46,55

49,00

51,45

52,68

55,13

Доля на внутреннем рынке

%

35

35

36

37

38

40

42

43

45

Нефтегазовое оборудование

млрд. руб.

42,85

45,85

47,38

48,91

50,44

51,97

55,02

58,08

61,14

Доля на внутреннем рынке

%

30

30

31

32

33

34

36

38

40

Примечание: указанные значения показателей могут быть достигнуты только в случае обеспечения заявленных объемов бюджетного финансирования.