Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подпрограмма 12. Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений

Подпрограмма 12

Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений

Основное мероприятие 12.1.

Развитие системы технического регулирования и стандартизации

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

2012 год

2020 год

Финансирование разработки национальных стандартов осуществляется в соответствии с Программой разработки национальных стандартов, более 60% разработок программы - стандарты, разрабатываемые в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

Приоритетные направления разработок - дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными стандартами, актуализация межгосударственных и национальных стандартов для обеспечения соблюдения требований разрабатываемых технических регламентов Таможенного союза, разработка стандартов на новые виды продукции, реализация программы стандартизации в области энергоэффективности. Достижение ежегодного обновления фонда стандартов в приоритетных областях экономики на 10 - 12%.

Финансирование направляется на создание федеральной системы каталогизации продукции, формирование и ведение сводной части Федерального каталога продукции (ФКП), согласование структуры разделов, разработку стандартных форматов описаний продукции, создание и ведение 11 разделов ФКП, закрепленных за Федеральным агентством, в том числе, разработка каталожных описаний предметов снабжения этих разделов.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, и являются действенным стимулом повышения конкурентоспособности российской экономики. Порядок проведения конкурса и присуждения премий определен Правительством. Ежегодно присуждается не более 12 премий. Субсидии на ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов предоставляются организации, осуществляющей хранение, ведение и информационное обеспечение в сфере технического регулирования. Общий объем фонда составляет более 230 тысяч наименований национальных, международных и зарубежных технических регламентов, документов национальной системы стандартизации, международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других государств. В состав фонда в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" вошли новые виды документов - своды правил, перечни документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента. В фонде осуществляется подготовка переводов международных и зарубежных стандартов в целях их прямого применения в России.

Последствием невыполнения запланированных мероприятий в рамках данного основного мероприятия повлечет за собой срыв выполнения ежегодных Программ разработки национальных стандартов и невозможность промышленных предприятий соблюдать требования принятых технических регламентов. Невыполнение мероприятий в области каталогизации затруднит заключение экспортных контрактов на поставку ПВН, переход России на контрактную систему при проведении закупок для федеральных и муниципальных нужд. Невыполнение функций по ведению федерального фонда приведет к необеспеченности заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования.

Показатель подпрограммы 12 количества утвержденных национальных стандартов напрямую связан с показателями государственной программы: "объем отгруженной продукции", "объем производства продукции по видам". Разработка значительной части национальных и межгосударственных стандартов ведется на основе гармонизации с передовыми международным и стандартами (как правило - "прямое применение"). Показатель подпрограммы 12 "Уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами" вынесен как показатель характеризующий государственную программу в целом.

Основное мероприятие 12.2.

Обеспечение единства измерений и развитие эталонной базы

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

2012 год

2020 год

Обеспечение получения достоверных результатов измерений во всех отраслях народного хозяйства, обороне, безопасности, здравоохранении, окружающей среде, научно-техническое развитие базы государственных эталонов России, успешная интеграция в мировом метрологическом сообществе в рамках Метрической конвенции, членом которой Россия является с 1875 г. Реализация мероприятий в области обеспечения единства измерений приведет:

- к увеличению доли продукции, произведенной с помощью наукоемких технологий, до 55 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации (4 - 6% объема мирового рынка);

увеличить в 3 - 5 раз точность и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники, в том числе при решении задач развития критических технологий Российской Федерации, в базовых отраслях реального сектора экономики, социальном и оборонном комплексах и на этой основе, по экспертным оценкам, обеспечить:

повысить в среднем на 5 - 20% уровня метрологического обеспечения на ряде важнейших направлений науки, техники и технологий (энергетика, электроника, перспективные машины, технологии и производства, в том числе нанотехнологии, сверхпроводимость, новые сверхчистые материалы, информатика, экология, медицина и др.);

обеспечить:

ежегодную экономию электроэнергии только для целей освещения в объеме 2,5 - 3 млн. кВт.ч;

экономию в 300 млн. руб. в год при экспорте твердых и жидких топлив и 450 млн. руб. в год при экспорте природного газа при повышении точности измерений энергии сгорания;

экономию в 4,5 млрд. руб. в год за счет снижения потерь при добыче, транспортировке и коммерческих операциях с нефтью;

экономический эффект более 9 млрд. руб. в год в строительстве в результате внедрения эталонных мер теплопроводности;

экономический эффект до 30 млрд. рублей, по оценкам военных специалистов, в результат повышения точности гидроакустических измерений в натурных условиях на 3 дБ;

экономию средств до 100 млн. руб. при закупке ультразвукового медицинского оборудования;

значительное улучшение условий труда, охраны окружающей среды и техники безопасности, в том числе на ядерно-физических объектах и установках, а также медицинского обслуживания населения;

снижение травматизма на 20% за счет аттестации рабочих мест;

снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 10 - 15%;

повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции с выходом ее на мировой рынок.

Утрата метрологического суверенитета России, стагнация промышленности, разрушение российской системы измерений

Современное метрологическое обеспечение является необходимой основой роста объема выпуска продукции, повышения производительности труда, внедрения инновационных технологий, инновационной продукции, увеличения доли российского экспорта обрабатывающих производств и др. Непосредственно связано со всеми показателями ГП

Основное мероприятие 12.3.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

2013 год

2020 год

Основным направлением НИР в области обеспечения единства измерений является создание нового поколения эталонов, обеспечивающих производство наукоемких продуктов, инновационных технологий, создание высокоточных средств измерений, высокоточных измерительных технологий. Средняя доходность мероприятий составляет на 1 руб. вложений 10 - 12 руб., прибыли с короткими сроками окупаемости - от 3-х до 5-ти лет.

Мероприятие является составной частью системных мероприятий в области обеспечения единства измерений, последствия нереализации мероприятия:

утрата метрологического суверенитета России, стагнация промышленности, разрушение Российской системы измерений, снижение обороноспособности страны

Без современных измерительных технологий не будет обеспечена безопасность страны, необходимый уровень роста производства, экологические проблемы и пр.

Напрямую, как часть общей системной деятельности в области обеспечения единства измерений, связано со всеми показателями госпрограммы.

ВЦП

Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

2013 год

2020 год

Согласованная совокупность фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц СИ, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц СИ в Российской Федерации, гармонизированных с требованиями Международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства; увеличение доли продукции, произведенной с помощью наукоемких технологий, до 55 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации;

обеспечение мирового уровня исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций и предприятий промышленности;

развитие и реализация потенциала российского промышленного комплекса и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации;

совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и торговли;

создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производство.

Если Россия в самое ближайшее время активно не включится в процесс разработки современных эталонов, основанных на воспроизведении фундаментальных физических констант (ФФК), то это грозит ей неотвратимым научным и технологическим отставанием от признаваемого мирового уровня точности измерений.

Россия не только перестанет быть 3-й в мире страной по уровню измерительных и калибровочных возможностей, но и полностью утратит свою роль и положение, признанное ныне на мировом уровне. При этом государственные поверочные схемы новых измерений останутся без национальных первичных эталонов, в результате чего возникнет необходимость получать размер единицы от зарубежных первичных эталонов, реализующих новые определения единиц, т.е. фактически будет утрачена поддерживаемая в настоящее время метрологическая независимость России. Таким образом, появление в среднесрочной перспективе новых национальных эталонов основных единиц величин в ограниченном числе стран - реальная угроза для метрологической безопасности России в случае ее устранения от участия в этом процессе. Это приведет не только к огромным экономическим потерям России, но и к утрате суверенитета страны в области науки, технологий, а значит и в области обороны и безопасности страны.

Выполнение ВЦП явится существенным вкладом в реализацию всех показателей ГП (объем производства продукции (в том числе инновационной), внедрение новых технологий, рост производительности труда, обеспечение роста экспорта российской продукции (особенно инновационной и наукоемкой).