Подпрограмма 12. Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений
Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений |
|||||||
Развитие системы технического регулирования и стандартизации |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Финансирование разработки национальных стандартов осуществляется в соответствии с Программой разработки национальных стандартов, более 60% разработок программы - стандарты, разрабатываемые в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Приоритетные направления разработок - дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными стандартами, актуализация межгосударственных и национальных стандартов для обеспечения соблюдения требований разрабатываемых технических регламентов Таможенного союза, разработка стандартов на новые виды продукции, реализация программы стандартизации в области энергоэффективности. Достижение ежегодного обновления фонда стандартов в приоритетных областях экономики на 10 - 12%. Финансирование направляется на создание федеральной системы каталогизации продукции, формирование и ведение сводной части Федерального каталога продукции (ФКП), согласование структуры разделов, разработку стандартных форматов описаний продукции, создание и ведение 11 разделов ФКП, закрепленных за Федеральным агентством, в том числе, разработка каталожных описаний предметов снабжения этих разделов. Премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, и являются действенным стимулом повышения конкурентоспособности российской экономики. Порядок проведения конкурса и присуждения премий определен Правительством. Ежегодно присуждается не более 12 премий. Субсидии на ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов предоставляются организации, осуществляющей хранение, ведение и информационное обеспечение в сфере технического регулирования. Общий объем фонда составляет более 230 тысяч наименований национальных, международных и зарубежных технических регламентов, документов национальной системы стандартизации, международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других государств. В состав фонда в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" вошли новые виды документов - своды правил, перечни документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента. В фонде осуществляется подготовка переводов международных и зарубежных стандартов в целях их прямого применения в России. |
Последствием невыполнения запланированных мероприятий в рамках данного основного мероприятия повлечет за собой срыв выполнения ежегодных Программ разработки национальных стандартов и невозможность промышленных предприятий соблюдать требования принятых технических регламентов. Невыполнение мероприятий в области каталогизации затруднит заключение экспортных контрактов на поставку ПВН, переход России на контрактную систему при проведении закупок для федеральных и муниципальных нужд. Невыполнение функций по ведению федерального фонда приведет к необеспеченности заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования. |
Показатель подпрограммы 12 количества утвержденных национальных стандартов напрямую связан с показателями государственной программы: "объем отгруженной продукции", "объем производства продукции по видам". Разработка значительной части национальных и межгосударственных стандартов ведется на основе гармонизации с передовыми международным и стандартами (как правило - "прямое применение"). Показатель подпрограммы 12 "Уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами" вынесен как показатель характеризующий государственную программу в целом. |
|||
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Обеспечение получения достоверных результатов измерений во всех отраслях народного хозяйства, обороне, безопасности, здравоохранении, окружающей среде, научно-техническое развитие базы государственных эталонов России, успешная интеграция в мировом метрологическом сообществе в рамках Метрической конвенции, членом которой Россия является с 1875 г. Реализация мероприятий в области обеспечения единства измерений приведет: - к увеличению доли продукции, произведенной с помощью наукоемких технологий, до 55 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации (4 - 6% объема мирового рынка); увеличить в 3 - 5 раз точность и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники, в том числе при решении задач развития критических технологий Российской Федерации, в базовых отраслях реального сектора экономики, социальном и оборонном комплексах и на этой основе, по экспертным оценкам, обеспечить: повысить в среднем на 5 - 20% уровня метрологического обеспечения на ряде важнейших направлений науки, техники и технологий (энергетика, электроника, перспективные машины, технологии и производства, в том числе нанотехнологии, сверхпроводимость, новые сверхчистые материалы, информатика, экология, медицина и др.); обеспечить: ежегодную экономию электроэнергии только для целей освещения в объеме 2,5 - 3 млн. кВт.ч; экономию в 300 млн. руб. в год при экспорте твердых и жидких топлив и 450 млн. руб. в год при экспорте природного газа при повышении точности измерений энергии сгорания; экономию в 4,5 млрд. руб. в год за счет снижения потерь при добыче, транспортировке и коммерческих операциях с нефтью; экономический эффект более 9 млрд. руб. в год в строительстве в результате внедрения эталонных мер теплопроводности; экономический эффект до 30 млрд. рублей, по оценкам военных специалистов, в результат повышения точности гидроакустических измерений в натурных условиях на 3 дБ; экономию средств до 100 млн. руб. при закупке ультразвукового медицинского оборудования; значительное улучшение условий труда, охраны окружающей среды и техники безопасности, в том числе на ядерно-физических объектах и установках, а также медицинского обслуживания населения; снижение травматизма на 20% за счет аттестации рабочих мест; снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 10 - 15%; повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции с выходом ее на мировой рынок. |
Утрата метрологического суверенитета России, стагнация промышленности, разрушение российской системы измерений |
Современное метрологическое обеспечение является необходимой основой роста объема выпуска продукции, повышения производительности труда, внедрения инновационных технологий, инновационной продукции, увеличения доли российского экспорта обрабатывающих производств и др. Непосредственно связано со всеми показателями ГП |
||||
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Основным направлением НИР в области обеспечения единства измерений является создание нового поколения эталонов, обеспечивающих производство наукоемких продуктов, инновационных технологий, создание высокоточных средств измерений, высокоточных измерительных технологий. Средняя доходность мероприятий составляет на 1 руб. вложений 10 - 12 руб., прибыли с короткими сроками окупаемости - от 3-х до 5-ти лет. |
Мероприятие является составной частью системных мероприятий в области обеспечения единства измерений, последствия нереализации мероприятия: утрата метрологического суверенитета России, стагнация промышленности, разрушение Российской системы измерений, снижение обороноспособности страны |
Без современных измерительных технологий не будет обеспечена безопасность страны, необходимый уровень роста производства, экологические проблемы и пр. Напрямую, как часть общей системной деятельности в области обеспечения единства измерений, связано со всеми показателями госпрограммы. |
|||
Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Согласованная совокупность фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц СИ, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц СИ в Российской Федерации, гармонизированных с требованиями Международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах; создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам; создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства; увеличение доли продукции, произведенной с помощью наукоемких технологий, до 55 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации; обеспечение мирового уровня исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций и предприятий промышленности; развитие и реализация потенциала российского промышленного комплекса и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации; совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и торговли; создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производство. |
Если Россия в самое ближайшее время активно не включится в процесс разработки современных эталонов, основанных на воспроизведении фундаментальных физических констант (ФФК), то это грозит ей неотвратимым научным и технологическим отставанием от признаваемого мирового уровня точности измерений. Россия не только перестанет быть 3-й в мире страной по уровню измерительных и калибровочных возможностей, но и полностью утратит свою роль и положение, признанное ныне на мировом уровне. При этом государственные поверочные схемы новых измерений останутся без национальных первичных эталонов, в результате чего возникнет необходимость получать размер единицы от зарубежных первичных эталонов, реализующих новые определения единиц, т.е. фактически будет утрачена поддерживаемая в настоящее время метрологическая независимость России. Таким образом, появление в среднесрочной перспективе новых национальных эталонов основных единиц величин в ограниченном числе стран - реальная угроза для метрологической безопасности России в случае ее устранения от участия в этом процессе. Это приведет не только к огромным экономическим потерям России, но и к утрате суверенитета страны в области науки, технологий, а значит и в области обороны и безопасности страны. |
Выполнение ВЦП явится существенным вкладом в реализацию всех показателей ГП (объем производства продукции (в том числе инновационной), внедрение новых технологий, рост производительности труда, обеспечение роста экспорта российской продукции (особенно инновационной и наукоемкой). |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей