Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

14.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

14.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер

управления рисками реализации подпрограммы

При реализации Подпрограммы существуют следующие основные риски, способные серьезно повлиять на ход выполнения программных мероприятий:

- финансовые риски, связанные с возникновением дефицита бюджета или изменением приоритетности финансирования государственных программ и, вследствие этого, сокращением уровня бюджетного финансирования, а также риски, связанные с сокращением уровня финансирования Подпрограммы из внебюджетных источников, в полной мере подверженных рыночным рискам;

- операционные риски, связанные с замедлением темпов реализации мероприятий Подпрограммы в связи с неверными оценками затрат на техническое перевооружение и НИОКР;

- технологические риски, связанные с недостаточным уровнем компетенций отечественной науки, необходимым для реализации мероприятий Подпрограммы, невозможностью достижения приемлемых технико-экономических показателей на современном уровне развития науки и техники.

В целом отраслевые риски можно группировать следующим образом:

Глобальные риски. Мировой рынок композитов в последние годы динамично развивается - по оценкам международных экспертов прирост рынка, а соответственно и объемов производства ПКМ и изделий из них в ближайший плановый период будет составлять 5 - 7% ежегодно.

При этом настоящая подпрограмма в целом исходит из предположения, что модель мирового развития различных сегментов рынка - потенциальных потребителей композитов и российской промышленности в частности, будет носить радикально-линейный характер до 2020 года, что определит композитную отрасль в качестве одной из самых инновационно-емких в мировой экономике.

Процессы глобализации в этой отрасли за последние годы все более усиливаются. Наряду с этим возникает все большее количество новых компаний, как в среде малого, так и среднего бизнеса, многие, из которых выходят сегодня на глобальный рынок в качестве мировых лидеров среди поставщиков продукции из композитов.

На фоне сложившихся тенденций в период текущего мирового экономического кризиса национальные производители во всех странах получают значительную финансовую государственную поддержку, направленную на достижение будущих конкурентных преимуществ на глобальном рынке.

В Великобритании Стратегический комитет по развитию в 2011 году выделил 12 млн. фунтов на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса композитной отрасли. В том же 2011 году государством выделено 16 млн. фунтов на создание Национального центра композитов и профинансированы перспективные НИР на сумму 25 млн. фунтов.

В Германии, в настоящее время, 80% организаций выполняющих НИР, являются государственными, а финансирование НИР в области композитов финансируется на 70% из федерального бюджета, остальное: 20% - из региональных бюджетов и 10% - частные инвестиции. В то же время надо отметить, что в Германии, производства композитов создаются на базе региональных технопарков по принципу единства всей технологической цепочки: "материал-технология-конструкция".

Во Франции, в 2007 - 2012 гг. из бюджета государства выделено 12 млрд. евро на развитие композитных кластеров (от сырья до конечных изделий); 200 млн. евро вложено в поддержку малого и среднего бизнеса; для предприятий малого и среднего бизнеса, выполняющих работы в интересах оборонного заказа введены дотации (налоговые льготы, ускоренная амортизация оборудования, часть инфраструктуры создается за счет государства); за счет государственных средств создан национальный композитный центр в Гренобле, на который распространяются государственные дотации и льготы. Кроме того во Франции действуют меры защиты внутреннего рынка против импорта композитов и изделий (конструкций) из них.

В США, в 2011 году принят закон о создании Центра развития современных композитов, в котором закреплен объем его государственного финансирования в размере 87,5 млн. долларов США в течение 5 лет (2012 - 2016 гг.).

Макроэкономические риски. Сохранение тенденций к ухудшению внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации подпрограммы.

Рост государственной экономики пока не принял устойчивого характера, во многом он базируется на воспроизводстве прежней сырьевой модели развития. Это может привести к росту стоимости заимствований и необходимости повышения Банком России ставки рефинансирования, что осложнит поддержание финансирования мероприятий подпрограммы на планируемом уровне. Начавшееся сворачивание мер стимулирования экономики также несет риск возобновления спада в тех ее секторах, где рост носит неустойчивый характер.

Недостаточный уровень развития внутренней инфраструктуры создает дополнительный риск устойчивого роста данной отрасли промышленности.

Наиболее существенное влияние на реализуемость поставленных задач оказывают внутренние отраслевые риски, непосредственно связанные с проведением программных мероприятий.

Законодательные риски. Правовые пробелы в законодательной и нормативной правовой базе ограничивают действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития.

Кроме того, требуется создание современной и работоспособной системы нормативно-технических документов, регламентирующих разработку, производство, оценку соответствия и применение продукции из композитов во всех отраслях промышленности.

Целесообразно принятие адаптивных мер в налоговом и бюджетном законодательстве. В качестве одной из наиболее перспективных мер, направленной на развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений между государственными заказчиками и частным бизнесом в области развития технологий композиционных материалов (композитов), применительно к гражданским секторам экономики представляется изменение законодательных актов Российской Федерации в части обеспечения возможности реализации "контрактов жизненного цикла" с оплатой по факту ввода и эксплуатации инфраструктурных объектов и сложных технических систем, а также введения в практику закупок критерия "стоимость жизненного цикла" или "стоимость владения".

Финансовые риски. Финансовые риски в основном обусловлены следующими факторами:

- неудовлетворительное текущее финансовое положение российских компаний-производителей исходных компонентов, полуфабрикатов, оборудования, композитов и изделий из них;

- отсутствие у компаний активов, свободных от залога (невозможность предоставить банкам обеспечение из активов "вне проекта");

- высокая финансовая и налоговая нагрузка на компании, в том числе в рамках обязательств бюджетного софинансирования;

- источник возврата новых кредитов (преимущественно/ исключительно доходы, генерируемые за счет новых инвестиций в отрасль (компанию));

- несмотря на то, что сроки окупаемости инвестиций в данную отрасль составляют от 3 до 5 лет риски недостижения результата при реализации прорывных проектов составляют не менее 14% при долевом софинансировании с бюджетами различного уровня;

- учитывая крайне слабо развитую инфраструктуру отрасли, инвестиционные вложения в создание и/или реконструкцию и техническое перевооружение производственных мощностей составляет порядка 47 - 63% от общего объема потребных ресурсов на создание и полноценное развитие композитной отрасли.

Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов в отрасли составляет не менее 60%, велика вероятность невыполнения государственных заданий по промышленному освоению планируемых технологических решений, а также существует определенная вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.

Инновационные риски. Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие риски:

- недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение продуктов из композитов (или с применением композитов) нового поколения на рынок;

- риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;

- иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве и локализовать современные производства на территории России;

- технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского и испытательного оборудования, а также оборудования опытных производств.

Минимизацию инновационных рисков должны обеспечить мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций в отрасли, а также, с учетом зарубежного опыта, создание национального композитного центра и центров компетенций (кластеров) в ключевых отраслях экономики (строительство и инфраструктура, транспортное машиностроение, энергетика, авиация и космос), включающих научно-исследовательские и инжиниринговые структуры, центры квалификации и сертификации, включая оценку поведения композитов и изделий (конструкций) из них в натурных условиях, в том числе применительно к представительным климатическим зонам Российской Федерации.

Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с мировыми тенденциями развития спроса на продукцию из композитов, которые усиливаются из-за наличия большого количества конкурирующих зарубежных производителей, входящих сегодня на российский рынок. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств, при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков исходных компонентов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски "позднего вывода" нового продукта на рынок.

Социальные риски. Решение задач подпрограммы, с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым тенденциям развития композитной отрасли и ведения бизнеса в данном сегменте, а с другой - реструктуризация, модернизация и техническое перевооружение существующих производств неизбежно приведет к изменению требований к квалификации персонала, а соответственно к его неизбежной ротации.

Кроме того, вытеснение традиционных товаров продукцией на основе композитов, также может привести к сокращению рабочих мест на существующих производствах. В целом описанные тенденции могут привести к возникновению социальной напряженности в отдельных регионах.

Однако, следует принять во внимание тот факт, что композитная отрасль - это в основном малые и средние предприятия, успешность развития которых связана с тем, что для их создания и активной деятельности нужны относительно небольшие инвестиции и небольшие коллективы творческих и грамотно обученных специалистов, которые постоянно генерируют инновационные решения, востребованные в различных отраслях промышленности.

Соответственно, уменьшить данные риски, можно путем эффективной реализации проектов развития региональных и отраслевых кластеров, а также созданием новых высокотехнологичных производств в ареале расположения крупных промышленных (например, градообразующих) предприятий, продукция которых предполагается к частичной замене на продукцию из композитов (или с применением композитов).

Это не только обеспечит сохранение, но и рост регионального или отраслевого уровня занятости населения, а также вызовет увеличение инвестиционной активности со стороны крупных бизнес-структур, в сферу влияния которых попадают новые промышленные единицы, активно поддерживаемые государством.

Кроме того потребуется формирование скоординированных с научными и промышленными организациями программ целевой подготовки и переподготовки кадров.

К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, при общем снижении уровня воздействия на экологию, травматизм, скрытую безработицу, переход наиболее компетентных и информированных работников российских предприятий и организаций в представительства зарубежных компаний и т.п.

Недостаточно эффективное решение обозначенных задач способно препятствовать реализации мероприятий подпрограммы в полном объеме и существенным образом затруднить достижение ее основной цели по созданию в Российской Федерации полноценной композитной отрасли конкурентоспособной на глобальном рынке. По экспертным оценкам суммарное влияние указанных рисков способно повлечь сокращение потенциального объема российского рынка композиционных материалов (композитов) в 4 раза, при этом объем производства и потребления композитов, конструкций и изделий из них составит к 2020 году не более 30 млрд. рублей, что не позволит обеспечить достижение целевых индикаторов, запланированных подпрограммой.