Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 10. Методика оценки эффективности государственной программы

Раздел 10. Методика оценки эффективности

государственной программы

При разработке методики оценки эффективности государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на 2012 - 2020 гг. была учтена специфика Программы (участие в ее реализации большого количества промышленных предприятий и организаций, преобладание в составе инвестиций затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, использование значительных бюджетных средств, многообразие исходных данных и т.д.).

Обязательным условием оценки эффективности государственной программы является полное выполнение запланированных на период ее реализации показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ.

Для оценки эффективности реализации государственной программы применяются:

а) критерии экономической эффективности;

б) критерии общественной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

В свою очередь, критерии экономической эффективности могут быть определены по двум основным направлениям:

- интегральная эффективность, характеризующая достижение ключевых показателей по итогам реализации государственной программы;

- бюджетная эффективность, позволяющая оценить степень влияния экономики промышленности на консолидированный бюджет Российской Федерации в результате реализации государственной программы, и соотношение бюджетных и внебюджетных затрат на мероприятия государственной программы.

Оценка степени реализации мероприятий государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) проводится посредством сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограмм и федеральных целевых программ по годам на основе ежегодных планов реализации государственной программы.

Периодичность оценки эффективности выполнения государственной программы определяется периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей государственной программы.

Оценка эффективности выполнения государственной программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач государственной программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки выполнения мероприятий государственной программы и плана ее реализации.

Показатели интегральной эффективности

Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов государственной программы с их плановыми значениями. Сопоставление значений индикаторов государственной программы производится по годам по каждому расчетному и базовому показателям. На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения.

Оценка эффективности реализации государственной программы по основным направлениям определяется по формуле:

00000001.wmz,

где:

00000002.wmz - эффективность реализации i-го направления государственной программы (в процентах);

00000003.wmz - фактический показатель (индикатор), достигнутый в ходе реализации i-го направления государственной программы;

00000004.wmz - целевой показатель (индикатор), предусмотренный государственной программой.

Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы определяется по формуле:

00000005.wmz,

где:

E - эффективность реализации государственной программы (в процентах);

m - количество показателей (индикаторов) государственной программы.

Интегральная оценка эффективности государственной программы может быть рассчитана по следующим показателям (индикаторам) государственной программы:

- индекс роста объемов производства;

- динамика производства;

- индекс роста производительности труда;

- индекс роста инвестиций.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета и иных источников ресурсного обеспечения государственной программы проводится путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий государственной программы, представленных в таблице 6 по каждому источнику ресурсного обеспечения, по формуле:

00000006.wmz,

где 00000007.wmz - уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы, 00000008.wmz - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий государственной программы, 00000009.wmz - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.

Коэффициент участия государства является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы за расчетный период, к дисконтированной величине суммарных затрат, осуществляемых за счет использования из всех источников финансирования за тот же период.

Этот показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации государственной программы и учитывается при расчете бюджетного эффекта и других показателей бюджетной эффективности.

Срок окупаемости или период возврата средств федерального бюджета - это период от начального шага, в течение которого бюджетный эффект становится неотрицательным, или период, в конце которого суммарная величина дисконтированных средств федерального бюджета полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами бюджета (налоговыми поступлениями) вследствие реализации государственной программы.

Индекс доходности средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы, определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета, полученных от реализации государственной программы за расчетный период, к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период.

Показатели общественной эффективности

К основным критериям народно-хозяйственной эффективности можно отнести:

- укрепление национальной безопасности;

- повышение экологической безопасности;

- повышение качества жизни граждан;

- темп роста производительности труда в промышленности;

- повышение качества человеческого капитала отечественного промышленного комплекса за счет программ развития кадрового потенциала.

Для оценки выделенных критериев предполагается создание экспертной комиссии, задача которой ежегодно составлять заключение, содержащее оценку результатов реализации государственной программы и эффективности по каждому критерию оценки народно-хозяйственной эффективности, а также рекомендации о корректировке подпрограмм. На основе представленного экспертного заключения будет составляться ежегодный доклад о реализации государственной программы, предполагающий анализ выполнения намеченных задач по каждой подпрограмме.