Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

14.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

14.2. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели

достижения целей и решения задач, описание основных

ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков

и контрольных этапов реализации подпрограммы

Основаниями для разработки и реализации данной подпрограммы, определяющими приоритеты государственной политики в области композиционных материалов (композитов), являются:

- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24 октября 2012 г.;

- Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. ДМ-П8-6998;

- Протокол заседания Правительственной Комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г. N 4;

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;

- Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, одобренные на заседании научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (Протокол от 2 декабря 2011 г. N ВПК (НТС)-27пр).

Ключевым приоритетом развития отрасли является открытие массовых рынков для композиционных материалов (композитов) и изделий из них гражданского назначения, которое сможет обеспечить ей необходимый денежный поток для запуска инвестиционных процессов и дальнейшего развития.

В соответствии с мировым опытом и экспертными оценками выделяются следующие приоритетные секторы потребления изделий из композиционных материалов (композитов):

- транспортная инфраструктура;

- строительная индустрия;

- энергетика, электроника и транспортное машиностроение;

- ЖКХ, нефте- и газодобыча;

- цветная металлургия, химия и нефтехимия.

Для формирования спроса на композиты в этих секторах необходимо создать полноценную комплексную систему нормативно-технических документов, регламентирующих производство, подтверждение соответствия и применение композитов в соответствующих секторах экономики.

В целях скорейшего и масштабного внедрения композиционных материалов (композитов) в указанных секторах необходимо разработать и утвердить отраслевые программы внедрения композитов в строительстве, энергетике, транспортной инфраструктуре и других ключевых секторах экономики. Целью таких программ должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности соответствующих секторов экономики за счет использования современных композиционных материалов (композитов) и изделий из них.

С учетом того, что обозначенные приоритетные секторы в основном имеют существенную территориальную привязку, необходимо также разработать региональные программы внедрения композитов в сфере транспортной инфраструктуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Существенным фактором для расширения применения композитов является переход к идеологии учета жизненного цикла при государственных и муниципальных закупках, а также закупках государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ с государственным участием.

Создаваемый спрос на композиты должен быть поддержан российским предложением. Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и массовое освоение отраслью первоочередных конкурентоспособных типовых продуктовых и технологических решений, ориентированных на приоритетные секторы потребления изделий из композиционных материалов (композитов).

В целях устойчивого развития композитной отрасли необходимо сформировать современную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации исследовательских, инженерных и технических кадров для самой отрасли, а также повышения квалификации специалистов из различных секторов экономики в части применения композиционных материалов (композитов) и изделий из них.

Для реализации приоритетных направлений развития композитной отрасли обеспечивается взаимная увязка мероприятий подпрограммы с деятельностью технологической платформы "Новые полимерные композиционные материалы и технологии" (утверждена в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, пункт II "О перечне технологических платформ" протокола заседания от 1 апреля 2011 г. N 2) и пилотными проектами отраслевых инновационных промышленных кластеров.

Основным ориентиром реализации государственной политики Российской Федерации по созданию и развитию композитной отрасли является максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания отраслевой продукции в России при увеличении внутреннего производства композиционных материалов (композитов).

Целью подпрограммы является формирование основы для создания и развития современной отрасли промышленности, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность, инновационное развитие и рост экспортного потенциала ключевых секторов российской экономики.

Задачи подпрограммы:

1. Создание современной нормативной правовой и нормативной технической базы, регламентирующей разработку, производство и широкое внедрение композиционных материалов (композитов) и изделий из них в ключевых секторах экономики.

2. Разработка и реализация пилотных масштабируемых инновационных проектов на основе первоочередных отраслевых проблемно-ориентированных НИОКР, а также формирование национальной базы интеллектуальной собственности в области производства современных композиционных материалов (композитов) и изделий из них гражданского назначения.

3. Разработка и реализация мер стимулирования спроса на инновационную продукцию композитной отрасли с использованием следующих инструментов:

- отраслевые и региональные программы внедрения нового поколения композиционных материалов (композитов) и технологий;

- программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ с государственным участием;

- закупки для государственных и муниципальных нужд, а также закупки государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ с государственным участием;

4. Формирование системы мер экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли по направлениям:

- производство исходных компонентов и полуфабрикатов;

- производство оборудования;

- развитие проектных и технологических программно-аппаратных комплексов;

- проектирование и производство деталей, конструкций и изделий из композиционных материалов (композитов);

- инжиниринг "под ключ";

- исследования, испытания, оценка соответствия;

- потребление деталей, конструкций и изделий со значительной долей композиционных материалов (композитов);

- подготовка и переподготовка кадров;

- информационные услуги.

5. Создание национальной композитной сети с развитой инфраструктурой исследований и разработок и эффективной системой коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, предусматривающей:

- предоставление, в том числе дистанционно, услуг по инжинирингу, доступу к исследовательскому оборудованию, подготовке кадров, испытаниям, квалификации материалов, сертификации продукции и услуг.

- формирование центров компетенций по ключевым направлениям развития отрасли, в том числе в рамках инновационных промышленных кластеров.

6. Разработка и реализация, по мере необходимости, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутреннего рынка от резкого роста импорта и обусловленного этим серьезного ущерба композитной отрасли.

Основной ожидаемый результат реализации подпрограммы заключается в росте объема внутреннего производства продукции композитной отрасли, который к 2020 году составит 120 млрд. рублей, а объем потребления продукции отрасли на душу населения к 2020 году составит не менее 1,5 кг.

Кроме того, количество разработанных в рамках подпрограммы технологий мирового уровня, прошедших опытную отработку и готовых к коммерциализации или переданных в производство к 2016 году составит не менее 65 единиц, а количество полученных патентов, ноу-хау и других правоохранных документов, удостоверяющих новизну технологических решений, составит не менее 58 единиц. При этом ожидаемый объем реализации инновационной продукции, созданной с использованием результатов пилотных масштабируемых инновационных проектов на основе первоочередных отраслевых проблемно-ориентированных НИОКР к 2020 году суммарно (нарастающим итогом по годам) составит не менее 36 721,0 млн. рублей.

Доля экспорта композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них к 2020 году - составит не менее 10% от общего объема их производства в России; количество разработанных нормативных документов, регламентирующих разработку, производство и широкое внедрение композиционных материалов (композитов) и изделий из них в ключевых секторах экономики к 2016 году - составит не менее 400 единиц; количество отраслевых программ внедрения композитов в строительстве, энергетике, транспортной инфраструктуре и других ключевых секторах экономики, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности соответствующих секторов экономики к 2016 году - составит не менее 4 единиц; количество региональных программ внедрения композитов в сфере транспортной инфраструктуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства к 2020 году - составит не менее 20 единиц.

Также будет создана полноценная инфраструктура исследований, разработок и эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области производства современных композиционных материалов (композитов) и изделий из них гражданского назначения, включая центры компетенций, центры коллективного пользования, инжиниринговые компании, новые производственные мощности и проч.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:

- первый этап: 2013 - 2016 годы;

- второй этап: 2017 - 2020 годы.