Таблица 2. Характеристика способов включения в тарифы дополнительных затрат на содержание учреждений (медицинских организаций)

Таблица 2

Характеристика способов включения в тарифы

дополнительных затрат на содержание учреждений

(медицинских организаций)

Методики

Достоинства

Недостатки

Включение затрат на содержание медицинской организации в состав тарифа

- упрощение взаиморасчетов в системе ОМС;

- в большей степени соответствует идеологии ценообразования в системе ОМС

вызывает необходимость дифференциации "полных" тарифов, включающих в себя затраты как на оказание медицинской помощи, так и на содержание медицинской организации.

Включение затрат на содержание медицинской организации в дополнительную составляющую тарифа

легче отслеживать причину дифференциации и принимать меры по постепенной унификации величины расходов

- осложняет систему взаиморасчетов;

- не вполне укладывается в идеологию ценообразования (фактически речь идет о нескольких тарифах)

Выбор в качестве базы для применения коэффициентов величины затрат на оказание медицинской помощи

Позволяет сохранять сложившиеся подходы к расчету затрат на оказание медицинской помощи

уровень затрат на содержание медицинской организации будет зависеть от затрат на оказание медицинской помощи, что затруднит расчеты и контроль расходов на содержание учреждений при наличии дифференцированной системы тарифов на оказание медицинской помощи

Выбор в качестве базы для применения коэффициентов показателя, характерного для накладных расходов (напр., з/п основного персонала)

наиболее простой метод

не совсем точный метод: затраты на содержание учреждения (в первую очередь, коммунальные платежи) плохо корреспондируют с уровнем заработной платы основного персонала

Установление индивидуальных тарифов

Позволяет более точно учесть объективные различия в затратах на содержание учреждений

- усложняет систему тарифов и расчетов со страховыми медицинскими организациями;

- не вполне укладывается в идеологию ценообразования

Использование группировки тарифов

позволяет унифицировать тарифы и создать стимулы к сокращению расходов на содержание медицинских организаций

может сделать тарифы разновыгодными для учреждений с учетом их реальных затрат на содержание медицинских организаций

4.7. При рассмотрении вопроса о том, каким образом определять сумму затрат на содержание медицинских организаций (исходя из расчетной величины потребности или исходя из средств, выделявшихся ранее соответствующими бюджетами на эти цели), следует учитывать следующее.

Наиболее рациональным является определение суммы затрат на содержание медицинских организаций исходя из расчетной величины потребности, поскольку это обеспечивает более высокую точность и адекватность объемов получаемых медицинской организацией средств, ресурсам, необходимым для нормального функционирования медицинских организаций.

Но при этом необходимо исходить из реальных финансовых возможностей, учитывать сложившийся уровень затрат, ранее возмещавшихся за счет бюджетных средств.

4.8. Основными (наиболее применимыми с практической точки зрения и наименее рискованными в отношении финансовой устойчивости медицинской организации) способами включения в тариф на оплату медицинской помощи дополнительных затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом (с учетом вышерассмотренных вариантов), является формирование тарифа на оплату медицинской помощи, включающего две составляющие: базовую и дополнительную. Оплата дополнительной составляющей тарифа на оплату медицинской помощи может осуществляться по следующим принципам:

1. по принципу передачи 1/12 от годовой суммы причитающихся средств на содержание медицинской организации с учетом переданных из бюджета средств и поправочных коэффициентов;

2. по принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из нормативных объемов оказанной медицинской помощи;

3. по принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из фактических объемов оказанной медицинской помощи;

4. по поправочному коэффициенту для разных видов медицинских организаций;

5. по рекомендованной структуре финансовых затрат в составе тарифа;

6. по индивидуальным коэффициентам для каждой медицинской организации (от факта исполнения);

7. установление дополнительного коэффициента на иные затраты, включающие расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, программного обеспечения и прочих услуг.

4.8.1. По принципу передачи 1/12 от годовой суммы причитающихся средств на содержание медицинской организации с учетом переданных из бюджета средств и поправочных коэффициента.

Сумма средств для финансирования дополнительной составляющей ежемесячно направляется в медицинские организации в размере 1/12 от годовой суммы, переданной из бюджета субъекта на финансирование данных статей расходов на содержание конкретной медицинской организации.

В медицинскую организацию сумма дополнительной составляющей ежемесячно направляется в составе общей суммы перечисленных средств.

Включение суммы дополнительной составляющей в общую сумму средств, перечисляемых в медицинскую организацию, осуществляется путем применения повышающего поправочного коэффициента к тарифам, установленным в размере базовой составляющей.

Поправочный коэффициент для медицинских организаций, финансирование которых осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, определяется по формуле:

00000001.wmz,

где:

00000002.wmz - сумма по тарифам, установленным в размере базовой составляющей;

00000003.wmz - 1/12 годовой суммы, переданной из бюджета субъекта на финансирование данных статей расходов на содержание конкретной медицинской организации.

4.8.2. По принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из фактических объемов оказанной медицинской помощи.

Дополнительная составляющая тарифа включает расходы медицинских организаций, не входящие в базовую составляющую тарифа, финансирование которых осуществляется в рамках запланированных объемов средств. Структура дополнительной составляющей тарифа определяется по каждой медицинской организации индивидуально на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного органом управления здравоохранением.

Величина (суммовое выражение) дополнительной составляющей тарифа рассчитывается по каждой медицинской организации ежемесячно, в соответствии с приведенной ниже методикой:

ТФОМС на основе предварительно представленных от страховых медицинских организаций данных об объемах фактически оказанной медицинской помощи медицинской организацией рассчитывает дополнительную составляющую тарифа (Дт) по ОМС для медицинской организации по формуле:

00000004.wmz,

где:

00000005.wmz - сумма средств запланированных на финансирование конкретной медицинской организации;

V - объемы средств медицинской помощи, принятые к оплате СМО в расчетном месяце (без объемов медицинской помощи по иногородним гражданам).

4.8.3. По принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из нормативных объемов оказанной медицинской помощи.

Методика расчета дополнительной составляющей тарифа аналогична пункту 4.8.2, однако при этом для расчета берутся плановые объемы медицинской помощи, а не фактические.

4.8.4. По поправочному коэффициенту для разных видов медицинских организаций

Дополнительный тариф формируется с учетом уровня оказания медицинской помощи, например, клинические, городские, областные, муниципальные, ЦРБ, сельские и т.д.

4.8.5. По рекомендованной структуре финансовых затрат в составе тарифа

Структура тарифа для каждой медицинской организации устанавливается исходя из определения доли расходов дополнительных статей расходов в общем размере тарифа каждой организации.

4.8.6. По индивидуальным коэффициентам для каждой медицинской организации (от факта исполнения)

Размер тарифов устанавливается с учетом единой базовой части тарифов и индивидуальных для каждой медицинской организации (в том числе для каждого обособленного подразделения организации, являющейся юридическим лицом) коэффициентов к базовой части тарифов.

Затраты медицинским организациям за предоставленные медицинские и иные услуги возмещаются по тарифу (Т), рассчитываемому как произведение базового тарифа (Тбаз) и индивидуального для каждой медицинской организации коэффициента (Кинд) по формуле:

Т = Тбаз * Кинд

4.8.7. По принципу дополнительного коэффициента

1 вариант. Дополнительный коэффициент формируется в целях возмещения расходов медицинских организаций на оплату услуг связи, транспортных услуг, программного обеспечения и прочих услуг (далее - прочие расходы) в рамках межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета субъекта бюджету ТФОМС на указанные цели.

Дополнительный коэффициент (Кдоп) применяется к сумме принятых к оплате реестров, сформированных с учетом результатов проведенного в отчетном месяце медико-экономического контроля (МЭК), за выполненные объемы медицинской помощи в отчетном месяце текущего года, не влечет за собой изменения плановой стоимости государственного (муниципального) задания в рамках базовой программы ОМС и рассчитывается по формуле:

00000006.wmz,

где:

Рп - объем средств на прочие расходы, предусмотренный нормативным актом органа управления здравоохранением субъекта;

Слеч - общая стоимость оказания медицинской помощи в соответствии с объемами предоставления медицинской помощи, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования.

2 вариант.

Норматив по дополнительным видам расходов (Д) на единицу объема медицинской помощи определяется по следующей формуле:

Д = Т * Кув.,

где

Т - базовая составляющая тарифа;

Кув. - коэффициент увеличения размера тарифов на дополнительные виды расходов.

Коэффициент увеличения тарифов (Кув.) определяется по следующей формуле:

Кув = (См.п. + Сб.): См.п.) - 1,

где:

См.п. - стоимость медицинской помощи, предоставленной учреждением к оплате за месяц по сведениям, полученным от медицинских организаций;

Сб. - сумма средств на дополнительные виды расходов, определенная для медицинской организации на соответствующий месяц в разбивке, предусмотренной соответствующим пунктом тарифного соглашения, с учетом фактического поступления средств из бюджета субъекта и (или) бюджетов муниципальных образований в соответствующем месяце.