к приказу Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
от _____________ 2013 г. N _______
1. Настоящие методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) определяют основные принципы и рекомендуемый порядок разработки программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации (далее - региональные программы).
2. Настоящие методические рекомендации содержат перечень основных мероприятий и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
3. Региональные программы развития жилищного строительства рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.
Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, предусматриваемые в региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.
Особое значение при разработке региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.
3.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
3.1.1. Проведение оценки фактического состояния развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации и долгосрочных целей социально-экономического развития региона и показателей (индикаторов) их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3.1.2. Использование различных способов осуществления жилищного строительства (комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, развитие застроенных территорий);
3.1.3. Развитие различных форм обеспечения жильем отдельных категорий граждан, включая строительство государственного и муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства наемного (арендного) жилья (коммерческого, некоммерческого использования), а также для организации жилищно-строительных кооперативов, реализация проектов по строительству жилья экономического класса в целях продажи такого жилья по фиксированной цене;
3.1.4. Повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;
3.1.5. Обеспечение территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и снижение себестоимости создания такой инфраструктуры;
3.1.6. Стимулирование органов местного самоуправления к разработке и утверждению программ развития жилищного строительства муниципальных образований (далее - муниципальные программы развития жилищного строительства, муниципальные программы);
3.1.7. Проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий региональных программ (сопоставление результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства и прогнозируемым спросом на жилье);
3.1.8. Оценка результатов реализации мероприятий региональной программы посредством установления количественных и/или качественных показателей, характеризующих соотношение планируемых и достигнутых результатов;
3.1.9. Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию (достижение конечных результатов) региональной программы (далее - ответственный исполнитель), соисполнителей и участников региональной программы;
3.1.10. Наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации региональной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы;
3.1.11. Интеграция государственных и муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и экономических (имущественных, финансовых) мер для достижения целей региональных программ.
4. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2013 - 2015 годов. В дальнейшем такая региональная программа может быть продлена на последующий период 2016 - 2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.
5. В региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.
6. В региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. Значения целевых показателей региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.
8. В региональную программу рекомендуется включать следующее:
8.1. Разработанный и утвержденный региональный адресный перечень земельных участков проектов (далее региональный адресный перечень).
В региональный адресный перечень рекомендуется включать:
земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для их последующего предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях жилищного строительства и размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;
земельные участки, предоставленные из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, для целей жилищного строительства и для строительства объектов инфраструктуры, в том числе в соответствии на основании договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования о развитии застроенных территорий, и (или) находящихся в частной собственности.
Региональный адресный перечень должен содержать сведения о:
местоположении земельных участков;
целевом назначении и виде разрешенного использования земельных участков;
правах, ограничениях (обременениях) прав на земельные участки;
градостроительных регламентах.
Рекомендуемая форма регионального адресного перечня земельных участков приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включаются в региональный адресный перечень с согласия соответствующего муниципального образования. В случае, если муниципальное образование осуществляет разработку муниципальной программы, в составе которой формируется муниципальный адресный перечень земельных участков, указанный перечень включается в состав регионального перечня уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за разработку региональной программы.
Земельные участки различных форм собственности, включенные в региональный адресный перечень земельных участков, группируются в разрезе муниципальных образований.
Основным методом формирования регионального адресного перечня земельных участков (муниципальных перечней земельных участков) является их целенаправленный поиск.
Под целенаправленным поиском понимается поиск востребованных застройщиками для удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье земельных участков с целью вовлечения таких земельных участков в оборот для последующего предоставления для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и в рамках договоров о развитии застроенных территорий, а также для строительства необходимой инфраструктуры.
При проведении целенаправленного поиска в первую очередь рекомендуется рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования "для жилищного строительства", либо земельные участки, существующий вид разрешенного использования которых может быть изменен в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования на вид разрешенного использования "для жилищного строительства" (до предоставления таких земельных участков).
В целях расширения агломерационного радиуса вокруг административных центров субъектов Российской Федерации в адресный перечень целесообразно включать земельные участки, прилегающие к границам таких населенных пунктов.
Формирование адресного перечня земельных участков рекомендуется осуществлять с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации конъюнктуры рынка жилищного строительства и строительных материалов, а также рынка работ по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства.
Если для осуществления жилищного строительства требуется строительство объектов социальной, транспортной или инженерной инфраструктуры, не предусмотренных такими проектами, в региональный адресный перечень земельных участков включаются земельные участки, предназначенные для строительства объектов необходимой инфраструктуры.
Отбор земельных участков для включений в адресный перечень рекомендуется проводить на основании следующих основных критериев:
наличие потенциального спроса на жилье в муниципальном образовании, в границах которого расположен земельный участок, либо в соседних муниципальных образованиях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
наличие утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования (расположенного в границах субъекта Российской Федерации) либо проектов указанных документов, размещенных на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
наличие развитой инфраструктуры или возможность обеспечения земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
8.2. Разработанные планы мероприятий по подготовке земельных участков к предоставлению.
В отношении каждого земельного участка, включенного в региональный адресный перечень, составляется план мероприятий по подготовке земельного участка к предоставлению с указанием цели и способа такого предоставления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, сроков и источников финансирования подготовительных мероприятий (далее - план предоставления земельных участков), который рекомендуется составлять по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В зависимости от степени готовности земельных участков к предоставлению в целях жилищного строительства, в том числе их комплексного освоения в целях жилищного строительства, размещения объектов инфраструктуры, заключения договора о развитии застроенной территории в план предоставления земельных участков включаются следующие основные мероприятия:
организация работ по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учет;
мероприятия по включению земельного участка в границы населенного пункта (в случае строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за границами населенного пункта - перевод такого земельного участка в земли промышленности), установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка;
организация разработки документации по планировке территории (за исключением проектов комплексного освоения территории в целях жилищного строительства);
определение объема жилищного строительства и типов строящегося жилья в соответствии с градостроительными регламентами;
определение этапов и сроков начала и окончания жилищного строительства применительно к каждой очереди строительства на земельном участке;
определение технических условий подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, либо внесение изменений в инвестиционные программы организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в случае недостаточности существующих мощностей для подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения;
определение мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, в том числе внесение изменений в инвестиционных программы электросетевых организаций;
определение объема расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, на территории которого расположен земельный участок, объема привлекаемых средств из иных источников на проектирование и строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
определение планируемой даты (квартала) предоставления земельного участка, включенного в сводный региональный адресный перечень, для целей жилищного строительства.
В отношении земельных участков, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры, для обеспечения реализации проектов жилищного строительства, составляются планы предоставления таких земельных участков способами, предусмотренными земельным законодательством Российской Федерации. При этом мероприятия, включенные в планы предоставления земельных участков, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры, должны быть синхронизированы с мероприятиями, включенными в планы освоения земельных участков для целей жилищного строительства, по срокам строительства и ввода таких объектов в эксплуатацию.
8.3. Проекты жилищного строительства.
Земельный участок, в отношении которого определен способ его предоставления для целей жилищного строительства или размещения объектов инфраструктуры в целях региональной программы рекомендуется рассматривать как проект жилищного строительства.
Составление проектов жилищного строительства осуществляется с учетом потребности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации (входящих в состав субъекта Российской Федерации), в обеспечении жильем различных категорий граждан, платежеспособного спроса на жилье и значений целевых показателей годового объема ввода жилья на трехлетний период, в том числе в разрезе муниципальных образований.
В качестве приоритетных проектов жилищного строительства рекомендуется рассматривать:
предоставление земельных участков для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, по результатам аукционов, проводимых в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации;
предоставление земельных участков для строительства, в том числе объектов инфраструктуры, в безвозмездное срочное пользование на срок строительства таких объектов в безвозмездное срочное пользование, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства таких объектов;
предоставление для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицам, с которыми в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
передача земельных участков в безвозмездное срочное пользование кооперативам, создаваемым в порядке, установленном федеральными законами из числа отдельных категорий граждан, установленных Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
передача в безвозмездное срочное пользование или в аренду земельных участков для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, по результатам аукционов с обязательством застройщика по продаже такого жилья по фиксированным ценам отдельным категориям граждан, установленным законодательством субъектов Российской Федерации.
Участниками проектов жилищного строительства могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса, организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, электросетевые и газоснабжающие организации, застройщиков, а также иные организации, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей жилищного строительства.
8.4. Разработанные планы освоения земельных участков.
План освоения земельного участка рекомендуется составлять в отношении каждого земельного участка, включенного в Региональный перечень (муниципальный перечень), который представляет собой комплекс мероприятий с указанием ответственных участников реализации проектов жилищного строительства, планируемых сроков реализации, источников финансирования (далее - план освоения) по форме, приведенной в Приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
В план освоения рекомендуется включать следующие мероприятия:
принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Планируемые сроки реализации мероприятия - в течение пяти дней с даты подачи заявлений лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
разработка и утверждение проекта планировки земельного участка, подготовленного застройщиком. Планируемые сроки реализации мероприятия - не позднее восьми месяцев с даты принятия органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории;
проверка органом местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Рекомендуемые сроки реализации мероприятия - не более двадцати рабочих дней с даты поступления указанной документации;
принятие органом местного самоуправления решения о направлении документации по планировке территории на утверждение главе муниципального образования или о направлении ее на доработку. Рекомендуемые сроки реализации мероприятия - не более 5 дней с даты поступления документации на рассмотрение. Планируемые сроки повторного рассмотрения документации по планировке территории - в срок не более десяти дней с даты поступления доработанной документации;
проведение публичных слушаний по проекту планировки территории в границах земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Планируемые сроки проведения публичных слушаний - от 1,5 до 2 месяцев с даты представления на рассмотрение и утверждение проектов планировки территории;
организация работ по постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;
обеспечение жилищного строительства с указанием начала и окончания каждого этапа строительства, сроков начала и ввода в эксплуатацию первой и последующих очередей строительства, объемов ввода жилья по окончании каждой очереди строительства;
организация строительства и ввода в эксплуатацию объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, обустройство территорий общего пользования, синхронизированных по срокам строительства с очередями жилищного строительства;
оформление имущественных прав граждан и юридических лиц на объекты жилищного строительства и иного строительства, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, созданные в результате реализации проекта жилищного строительства;
передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность объектов социальной и транспортной, объектов обустройства территорий общего пользования с указанием сроков такой передачи (в случае, если такие объекты были построены застройщиком);
оформление прав на земельные участки, занятые объектами капитального строительства, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, объекты обустройства территорий общего пользования;
иные мероприятия, предусмотренные земельным и гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
План освоения земельного участка рекомендуется согласовать со всеми участниками проекта жилищного строительства, на которых в соответствии с планом освоения возложены обязательства по реализации конкретных мероприятий.
В случае если земельный участок предоставляется для жилищного строительства на аукционе, информация о плане освоения земельного участка включается в аукционную документацию. При этом условия договора аренды должны соответствовать обязательствам застройщика, определенным в плане освоения. В план освоения могут вноситься изменения, не противоречащие условиям, предусмотренным документацией об аукционе и договором аренды. При этом план освоения не может устанавливать требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных законодательством Российской Федерации.
Разработку плана освоения земельных участков, ранее предоставленных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также находящихся в частной собственности (за исключением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства) и включенных в региональный перечень, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления с привлечением застройщика и организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электросетевых и газоснабжающих организаций рекомендуется осуществлять в течение 30 дней после утверждения региональной программы.
Планы освоения земельных участков, которые предоставлены для целей жилищного строительства и размещения объектов инфраструктуры в частную собственность, составляются по согласованию с собственниками (правообладателями) таких земельных участков.
Планы освоения земельных участков, включенных в региональный перечень, рекомендуется опубликовывать в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, муниципального образования, размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации, на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8.5. Разработка и утверждение:
схем территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений;
правил землепользования и застройки городских округов и поселений;
документов территориального планирования в целях жилищного строительства;
региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;
программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства в соответствии с целевыми показателями региональной программы и региональными, местными нормативами градостроительного проектирования;
мероприятия по стимулированию развития строительства объектов инженерной инфраструктуры;
инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - программы развития строительства объектов коммунальной инфраструктуры, включая программу развития газификации, в которой предусматривается механизм направления финансовых средств, получаемых ресурсоснабжающей организацией от выполненных техусловий, взимание платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры и инвестиционная надбавка к тарифам для дальнейшей реализации их инвестиционных и производственных программ в целях развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры для дальнейшего развития жилищного строительства в соответствии с градостроительными планами застройки территорий.
8.6. Разработка плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий. Определение земельных участков под указанные цели осуществляется, в том числе, на основе совместной работы с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности земельных участков.
8.7. Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства, в том числе:
при выдаче разрешений на строительство, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства.
Методические рекомендации по осуществлению административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере строительства приведены в приложении N 10 к настоящим Методическим рекомендациям.
8.8. Стимулирование малоэтажного жилищного строительства, в том числе формирование баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства, разработка и распространение информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации, демонстрирующих населению преимущества малоэтажного жилья перед многоэтажным.
8.9. Стимулирование строительства комфортного жилья, благоустройство территорий - мероприятия, направленные на создание комфортной среды проживания для всех категорий граждан, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями, инвалидов и пожилых граждан.
8.10. Развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в том числе:
снижение монополизации и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
формирование перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного жилищного строительства с учетом климатических и социально-экономических условий региона;
содействие распространению технологий строительства малоэтажного жилья экономического класса, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
оказание поддержки создания новых производств энергоэффективных и экологичных технологий малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих.
8.11. Поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономического класса, в том числе:
обеспечение необходимой социальной инфраструктурой, а также транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доступ к таким земельным участкам;
разработка и внедрение типовых решений обеспечения жилищного строительства экономичной и энергоэффективной коммунальной инфраструктурой, в том числе на основе реализации проектов государственно-частного партнерства, предусматривающих строительство централизованных систем коммунальной инфраструктуры и долгосрочную окупаемость инвестиций за счет оплаты потребителями коммунальных услуг, или создание автономных систем, которые передаются в общую долевую собственность собственников жилых помещений и затраты на создание которых включаются в стоимость приобретения таких жилых помещений;
содействие кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономического класса (например, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств региональных и (или) местных бюджетов);
предоставление в установленном порядке обязательств по приобретению жилья экономического класса, построенного в рамках таких проектов, за счет средств региональных или местных бюджетов для предоставления отдельным категориям граждан, а также информирование федеральных органов власти, реализующих программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, о возможности приобретения такого жилья;
проведение организационных мероприятий по консолидации спроса на приобретение жилья экономкласса, построенного для граждан, получающих государственную поддержку в рамках реализации подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
8.12. Осуществление мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе:
молодыми семьями, получающими государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050;
семьями, имеющими право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий;
иными категориями граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления (например, в форме предоставления за счет средств региональных или местных бюджетов установленным категориям граждан субсидий на оплату первоначального взноса при приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов).
8.13. Создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний в случае дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.
8.14. Развитие строительства жилья для целей коммерческого найма. Методические рекомендации по разработке региональных подпрограмм развития жилищного строительства для целей коммерческого найма приведены в приложении N 11 к настоящим Методическим рекомендациям.
9. В региональную программу рекомендуется включать проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. При этом в региональной программе предусматривается создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения или развития территории в целях жилищного строительства. Строительство коммунальной инфраструктуры за пределами границ предоставленных для реализации проектов строительства жилья экономического класса земельных участков и необходимой для подключения построенных объектов к централизованной коммунальной инфраструктуре целесообразно осуществлять как отдельные проекты. Рекомендуется обеспечивать долгосрочную окупаемость инвестиций на такие цели за счет оплаты потребителями коммунальных услуг путем перехода к установлению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
10. В региональной программе рекомендуется указывать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. Такие муниципальные образования должны отвечать следующим обязательным условиям:
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
11. Корректировку региональных программ рекомендуется проводить ежегодно с учетом изменения законодательства Российской Федерации, оценки спроса на жилье (в том числе экономического класса, включая малоэтажное) в первую очередь экономически активного населения, анализа демографической ситуации и миграционных потоков в субъекте Российской Федерации и в муниципальных образованиях (в том числе потребности в организации новых рабочих мест).
12. Рекомендации по разработке паспорта региональной программы, по структуре региональной программы, а также по перечню целевых показателей региональной программы приведены в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
- Приложение N 1. Паспорт Региональной программы (подпрограммы)
- Приложение N 2. Структура Региональной программы развития жилищного строительства
- Приложение N 3. Перечень целевых показателей Региональной программы (подпрограммы)
- Приложение N 4. Методика расчета основных показателей, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600
- Приложение N 5. Рекомендуемая форма регионального адресного перечня земельных участков
- Приложение N 6. План мероприятий по подготовке к предоставлению земельного участка
- Приложение N 7. План мероприятий по освоению земельного участка, находящегося в собственности
- Приложение N 8. Рекомендуемая форма для представления сведений о ресурсном обеспечении реализации региональной программы за счет бюджетных средств
- Приложение N 9. Рекомендуемая форма для представления сведений о ресурсном обеспечении реализации региональной программы за счет внебюджетных источников
- Приложение N 10. Рекомендации по осуществлению административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере строительства
- Приложение N 11. Методические рекомендации по разработке Региональных подпрограмм развития жилищного строительства для целей коммерческого найма
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей