VI. Формирование Акта проверки Ревизионной комиссии

6.1. Акт проверки формируется по результатам проверки Общества и имеет своей целью описать основные выявленные риски, нарушения и недостатки его деятельности.

6.2. Описание выявленных нарушений и недостатков должно носить системный характер, сопровождаться анализом причин их возникновения, оценкой рисков появления подобных нарушений в дальнейшем и рекомендациями по сокращению данных рисков.

6.3. Акт проверки, как правило, состоит из следующих основных разделов:

Наименование раздела

Содержание раздела

Основные выводы

Краткое описание наиболее материальных рисков/нарушений, выявленных в ходе проверки, рекомендаций по их устранению, а также соответствующие рекомендации по повышению эффективности деятельности Общества. Как правило, риски группируются в несколько групп исходя из их сущности, структура групп выводов может до определенной степени повторять порядок разделов основной части Отчета.

Организация деятельности Общества

Краткое описание деятельности Общества, анализ состава и деятельности органов управления, комитетов и коллегиальных органов Общества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Риски, связанные с выполнением Обществом принятых стратегических ориентиров, которые акционер/акционеры выделяют в качестве ключевых.

Система внутреннего контроля

Если применимо (для крупных Обществ с развитой системой корпоративного управления): анализ планов и результатов деятельности комитета по аудиту, подразделения внутреннего аудита и других контрольных подразделений Общества. Анализ порядка взаимодействия данных структур, их места в организационной структуре Общества.

Рекомендации по улучшению качества внутреннего контроля в Обществе (в т.ч., в отдельных случаях, целесообразность рассмотрения вопроса о создании подразделения внутреннего аудита).

Наиболее существенные риски, выявленные контрольными подразделениями Общества, внешним аудитором, а также иными внешними проверяющими (например, регулятор, ФНС, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата и т.д.).

Соблюдение Обществом правовых актов Российской Федерации, выполнение обязательных нормативов (если таковые имеются).

Особенности учета и планирования в Обществе. Финансовый анализ

Анализ Учетной политики Общества, описание недостатков процесса ведения учета и материальных ошибок, допущенных в учете в проверяемом периоде.

Анализ процесса бизнес-планирования/бюджетирования в Обществе, исполнение Обществом бизнес-плана.

Выявление причин резких изломов трендов, анализ целесообразности и обоснованности проведения одноразовых крупных операций, групп однородных операций, построение и анализ динамики финансовых коэффициентов.

Анализ операционной деятельности Общества

Основные группы операций формируются в подразделы согласно статьям бухгалтерского баланса. В каждом подразделе анализируются как операционная деятельность Общества, так и порядок учета соответствующих операций.

Внебалансовые статьи и соответствующие операции анализируются в отдельном подразделе.

Формирование финансового результата Общества

Анализ основных составляющих финансового результата и особенностей их учета. Выявление рисков манипулирования финансовым результатом.

Прочие аспекты деятельности Общества

Техническая оснащенность, информационная безопасность, организация хранения ключевых документов Общества, налоговые риски и т.д.

6.4. Выводы Акта должны содержать краткое заключение относительно финансовой и операционной эффективности деятельности Общества, достоверности его финансовой отчетности, сохранности активов, соблюдения Обществом применимого законодательства, своих локальных нормативных актов и требований регулирующих органов (цели проверки, устанавливаемые п. 2.3 настоящих Методических рекомендаций).

6.5. Текст Акта должен представлять собой раскрытие и системный анализ основных причин и связей недостатков/нарушений, выявленных в деятельности Общества, и должен быть написан понятным языком, исключающим возможность двусмысленных толкований.

6.6. С целью удобочитаемости рекомендуется отдельные части текста, имеющие описательный и/или иллюстративный характер, выносить в Приложения к Акту, например:

- подробные описания отдельных процессов в Обществе, в том числе блок-схемы;

- подробные описания хода анализа большой выборки, выявляющие суть каждого отдельного нарушения/недостатка в данной выборке;

- таблицы большого размера (более 10-ти строк): детальные сравнения "план-факт", таблицы с коэффициентами/значениями нормативов и т.д.

6.7. Описания, остающиеся в основном тексте Акта, должны быть лаконичны и информативны с точки зрения формирования дальнейших выводов.

6.8. По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и с указанием нарушений отдельных законов или других нормативных актов.

6.9. Предложения Ревизионной комиссии по устранению нарушений/недостатков, а также сокращению определенных рисков, носят рекомендательный характер, не должны формулироваться в директивной форме и устанавливать жесткие сроки устранения.

6.10. Акт не следует загромождать описанием структуры проверяемого Общества, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

6.11. Как правило, период деятельности Общества, рассматриваемый в акте, соответствует отчетному периоду, по которому Ревизионная комиссия формирует свое заключение. Однако допускается формирование акта на основе анализа данных на отличающемся временном отрезке (например, на первых девяти месяцах отчетного периода), в случае если выявленные риски и рекомендуемые меры по их устранению можно обоснованно отнести ко всему отчетному периоду.