3.4. Проверка выполнения требований пожарной безопасности при проведении на судах пожаро-взрывоопасных работ

3.4. Проверка выполнения требований пожарной безопасности при проведении на судах пожаро-взрывоопасных работ.

3.4.1. При выполнении огневых работ:

3.4.1.1. Назначение руководителем судоремонтной организации ответственных лиц, непосредственно отвечающих на предприятии за организацию и проведение огневых работ, за обеспечение мер пожарной безопасности и выдачу нарядов-допусков на проведение этих работ.

3.4.1.2. Порядок проведения огневых работ на судне силами экипажа, ремонтной бригадой судна технической помощи или берегового подразделения; назначение лица командного состава судна ответственным за проведение огневых работ и исполнителей огневых работ из числа членов экипажа на судне, находящемся в эксплуатации или в "горячем ремонте".

3.4.1.3. Наличие квалификационного удостоверения и талона к нему по технике безопасности у исполнителей огневых работ.

3.4.1.4. Наличие наряда-допуска на конкретную огневую работу, проводимую на ремонтируемом судне работниками береговых организаций, и разрешение капитана на судне, находящемся в эксплуатации или в "горячем ремонте".

Наряд-допуск выдается только на одну рабочую смену отдельно на каждое рабочее место (для каждого сварщика). Допускается один наряд-допуск в течение не более 5 дней, если работа продолжается одним и тем же сварщиком и в том же месте. В этом случае в нем производится ежедневная соответствующая запись лица, ответственного за проведение огневых работ, и подтверждение представителя пожарно-профилактической службы предприятия.

3.4.1.5. Наличие в судовом журнале записей о проведении огневых работ на судне с указанием времени, места и вида работ, фамилии исполнителя и номера разрешения при использовании судового сварочного оборудования, а также в машинном журнале - время включения и выключения электропитания.

3.4.1.6. Обеспечение мест проведения огневых работ первичными средствами пожаротушения (огнетушителем, покрывалом (кошмой), ведром с водой, пожарным рукавом со стволом и т.п.), установка предохранительных знаков и надписей, обозначающих границу опасной зоны.

3.4.1.7. Организацию контроля за состоянием воздушной среды при проведении огневых работ на грузовых танках, топливных цистернах и в пожаро-взрывоопасных помещениях.

3.4.1.8. Соблюдение расстояний до незащищенных сгораемых конструкций и горючих материалов от места проведения огневых работ, а также места установки источников сварочного тока, баллонов с воздухом и бачков с керосином (должны быть очищены от горючих материалов в радиусе не менее 5 м, сгораемые конструкции - закрыты негорючими материалами).

3.4.1.9. Соблюдение требований пожаробезопасности при производстве огневых работ в пожаро-взрывоопасных помещениях (насосные, аккумуляторные, фонарные, малярные и т.п.).

3.4.1.10. Наличие у капитана судна справки о результатах химического анализа воздушной среды в цистернах для горюче-смазочных материалов, а также в балластных цистернах в районе проведения огневых работ.

3.4.1.11. Соблюдение расстояния удаления места установки газосварочного оборудования от мест проведения огневых работ.

3.4.1.12. Наличие паспорта паяльной лампы с указанием срока проведения заводских гидравлических испытаний.

3.4.1.13. Отсутствие на одежде сварщика и рукавицах следов масел, жиров, бензина керосина и других горючих жидкостей.

3.4.1.14. Наличие паспортов на газовые баллоны и бачки с керосином, клейм об их испытаниях, сертификата на содержащийся в баллонах газ, наличие на баллонах колец и клапанов.

3.4.2. При проведении окрасочных и изолировочных работ, работ по промывке и обезжириванию поверхностей судовых конструкций и оборудования:

3.4.2.1. Наличие технологических инструкций, руководящих технологических материалов (РТМ) или другой технологической документации на выполняемые работы.

3.4.2.2. Применение оборудования и оснастки, изготовленных из материалов, исключающих искрообразование, при работах с применением материалов, выделяющих пожаро-взрывоопасные концентрации паров.

3.4.2.3. Наличие на используемые материалы информационной карточки (паспорт, сертификат), характеризующей их физико-химические свойства и показатели пожарной опасности.

3.4.2.4. Подготовленность места проведения работ, обеспечение его пенным огнетушителем и покрывалом (кошмой) для тушения пламени, исправность вентиляции помещения, оборудования, оснастки и временного электроосвещения.

3.4.2.5. Обеспечение контроля за состоянием воздушной среды при производстве работ в судовых помещениях, за соблюдением исполнителями работ мер пожарной безопасности.

3.4.2.6. Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания в случае выполнения работ при повышенных значениях концентрации взрывоопасных паров и пыли.

3.4.2.7. Применение электрического оборудования и временного освещения во взрывозащищенном исполнении (аккумуляторные фонари, светильники и т.п.), расположение выключателей электрических светильников и электрооборудования вне помещений, где выполняются работы с использованием пожаро-взрывоопасных материалов.

3.4.2.8. Наличие заземления у металлических изделий, подлежащих окраске распылителем, а также у не находящихся под напряжением металлических частей оборудования, используемого при нанесении лакокрасочных материалов распылителем (пневматическим, безвоздушным).

3.4.2.9. Выполнение требований Правил пожарной безопасности при использовании для промывки и обезжиривания судового оборудования и механизмов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (дизельное топливо, бензин и т.п.).

3.4.2.10. Проведение контроля воздушной среды в судовых помещениях при проведении в них окрасочных работ с применением пожаро-взрывоопасных материалов.

3.4.2.11. Соблюдение мер пожаробезопасности хранения очищенного окрасочного оборудования, оснастки, инструмента, порожней тары в кладовых (оборудованных искусственной вытяжной вентиляцией), а также на открытой палубе в специально устроенных шкафах, на дверцы которых должны быть нанесены предупреждающие и запрещающие знаки.

3.5. В период проверки путем опроса выявить знания работников дежурно-вахтенной службы при обнаружении пожара и своих обязанностей по пожарному расписанию.

По завершении проверки РОП провести учебную пожарную тревогу в присутствии представителей администрации.

Провести разбор итогов пожарной тревоги, оценить действия дежурно-вахтенной службы и пожарных формирований РОП, отметить выявленные недостатки и дать рекомендации по их устранению.

По результатам обследования противопожарного состояния РОП составляется акт (Приложение 9).

Для облегчения ведения записей проверяющему при осмотре пожарного состояния судна и РОП рекомендуется пользоваться планшетом-перечнем вопросов, подлежащих проверке. Примерная форма перечня вопросов приведена в Приложениях 10 и 11.

Перечень документов по обеспечению пожарной безопасности судов, действующих на речном транспорте Российской Федерации, приведен в Приложении 12.