Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен с 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 972).

Таблица 2. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

300

200

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем

ОП.01.

Техническое черчение

ОК 1 - 7

ПК 1.2 - 1.6

ПК 3.1 - 3.8

уметь:

контролировать выполнение заземления, зануления; производить контроль параметров работы электрооборудования;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

ОП.02.

Электротехника

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.8

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 3.1 - 3.3

ПК 3.5

ПК 3.6

уметь:

выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

принципы организации слесарных работ;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

ОП.03.

Основы технической механики и слесарных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.8

ПК 2.1

ПК 3.1 - 3.8

уметь:

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

законодательство в области охраны труда;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные источники воздействия на окружающую среду;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

ОП.04.

Охрана труда

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.8

ПК 2.1 - 2.6

ПК 3.1 - 3.8

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.05.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.8

ПК 2.1 - 2.6

ПК 3.1 - 3.8

П.00

Профессиональный учебный цикл

484

336

ПМ.00

Профессиональные модули

484

336

ПМ.01

Ведение технологического процесса бурения на скважинах

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выбора рационального режима бурения в зависимости от геологической характеристики и характера пород;

выполнения сборки оборудования устья;

запуска скважины в работу и сдачи в эксплуатацию;

ведения работ по оборудованию устья скважины противовыбросовым оборудованием;

управления подъемно-транспортным оборудованием;

подготовки к спуску буровой установки;

верховых работ при спускоподъемных операциях;

укладки бурильных обсадных труб;

компановки и опрессовки бурильных труб;

контроля за работой буровой установки, бурового оборудования и инструмента;

уметь:

обслуживать двигатели с суммарной мощностью до 1000 кВт включительно, силовые агрегаты, трансмиссии и пневматические системы буровых установок глубокого бурения;

проводить бурение гидравлическими забойными двигателями;

проводить бурение электробурами;

проводить наклонно направленное бурение;

работать с различными материалами, деталями, узлами, конструкциями, оборудованием;

регулировать и налаживать систему охлаждения, смазки и подачи топлива, систему дистанционного управления и систему автоматической защиты силовых агрегатов;

использовать нормативно-техническую документацию;

знать:

общие сведения о технологическом процессе бурения скважин;

способы бурения: достоинства и недостатки, факторы, определяющие выбор способа;

технические характеристики, устройство бурового оборудования, двигателей, силовых агрегатов и передаточных устройств;

схемы работы систем дистанционных управлений;

документацию, необходимую для ведения процесса бурения скважины;

требования безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка

МДК.01.01.

Технология бурения

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.8

ПМ.02

Эксплуатация и испытания скважин

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения работ по освоению эксплуатационных и испытанию разведочных скважин;

выполнения работы по приготовлению, утяжелению и химической обработке буровых растворов;

участия в работах по цементированию обсадных колонн в скважине;

установки и разбуривания цементных мостов;

отбора керна;

предупреждения неполадок в работе силовых агрегатов и станций;

регулировки параметров телеметрических систем бурения и телеконтроля скважин при электробурении;

уметь:

готовить скважину к апробированию;

приготовить буровой раствор;

приготовить тампонажные цементы;

применять контрольно-измерительные приборы по всей номенклатуре, предусмотренной геолого-техническим нарядом;

пользоваться специальным аварийным инструментом;

эксплуатировать оборудование для цементирования скважин;

пользоваться методикой опробования продуктивных горизонтов;

владеть схемами компоновки испытательных инструментов;

опробовать разведочные скважины;

разбуривать цементные пробки; испытание обсадных колонн на герметичность, способы исправления неудачных цементирований скважин;

знать:

способы вскрытия нефтяных и газовых пластов: методы вхождения в продуктивный пласт, вскрытие пластов с пониженным и повышенным давлением, оборудование нижнего участка скважины, перфорация скважины;

способы приготовления и очистки буровых растворов, технологию их приготовления и применения;

технологию спуска обсадных колонн в скважину;

методы испытания скважин;

методы возбуждения притока нефти;

методы освоения скважин;

способы цементирования скважины;

назначение применяемых приспособлений малой механизации и контрольно-измерительных приборов;

безопасность труда при креплении скважин;

безопасность труда при вскрытии и опробовании продуктивных горизонтов;

безопасность труда при приготовлении и обработке буровых растворов

МДК.02.01.

Эксплуатация скважин

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.6

ПМ.03

Техническая эксплуатация и ремонт бурового оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения монтажа, демонтажа и транспортировки буровой установки и бурового оборудования;

проведения сервисного обслуживания, выявления и устранения неполадок, возникающих в процессе эксплуатации оборудования;

проведения профилактического и текущего ремонта, очистки и смазки бурового оборудования и инструмента;

проверки бурильного инструмента и выполнения его ремонта;

разборки, сборки, центровки и регулировки силового, бурового оборудования и автоматов;

контроля работы систем дистанционного управления силовыми агрегатами и систем автоматической защиты силовых агрегатов;

контроля заданных режимов работы и эксплуатации при пуске и обкатке новых и вышедших из капитального ремонта силовых агрегатов;

проведения испытания и ремонта контрольно-измерительных приборов;

уметь:

выявлять и устранять неполадки в буровом оборудовании;

проводить профилактический ремонт и осмотр и текущий ремонт согласно правилам эксплуатации бурового оборудования;

выполнять проверку и ремонт бурильного инструмента;

пользоваться средствами контроля режимных параметров бурения скважин; приборами для измерения температуры, давления и разряжения, количества расхода и уровня, для регулирования уровня, для определения состава и качества веществ, определения веса буровой колонны, нагрузки на долото, определения параметров промывочной жидкости, ее расхода, числа оборотов ротора, крутильного момента на роторе; для определения сероводорода, для регулировки параметров телеметрических систем бурения и телеконтроля скважин при электробурении;

знать:

правила эксплуатации, виды износа бурового оборудования;

правила техники безопасности труда при технической эксплуатации наземных сооружений для бурения скважин;

сроки проведения профилактического осмотра и ремонта оборудования и инструментов для бурения скважин, оборудования для цементирования скважин, электрооборудования буровых установок, электрооборудования вспомогательных механизмов;

классификацию приборов по условиям работы, характеру показаний, классу точности;

основные сведения о приборах: назначение, принцип действия, основные технические данные, комплектность

МДК.03.01.

Эксплуатация бурового оборудования

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.8

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела "Физическая культура"

обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 3.8

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)