I. Необходимость реформирования системы бюджетных платежей

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 107-р была утверждена Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета, определявшая основные направления развития единого казначейского счета на 1999 - 2004 годы.

В рамках реализации указанной Концепции были осуществлены следующие мероприятия:

переведены счета, ранее открытые в кредитных организациях получателям средств федерального бюджета, на лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства России;

централизованы операции по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне территориальных органов Казначейства России;

обеспечен учет и распределение доходов на счетах, открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" в каждом из субъектов Российской Федерации;

введена система электронного документооборота между территориальными органами Казначейства России и обслуживаемыми ими участниками бюджетного процесса федерального уровня;

введена система электронного обмена полноформатными документами между Банком России и Казначейством России;

открыт единый казначейский счет для учета доходов и средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации (далее - единый казначейский счет), позволивший сконцентрировать остатки доходов и средств федерального бюджета на одном счете, открытом Казначейству России в Банке России.

Результатами внедрения Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета стало формирование в Российской Федерации современной системы управления государственными финансами путем развития системы Казначейства России, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, эффективный учет и контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым казначейским счетом.

В рамках решения задач по реализации положений статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 2005 года, Казначейством России открыты единые счета федеральному бюджету, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (далее - единые счета бюджетов), что позволило сконцентрировать в Банке России средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и обеспечить их сохранность.

В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов обеспечено проведение платежей в платежной системе Банка России с возможностью осуществления расчетов в режиме реального времени.

Концентрация средств федерального бюджета на едином казначейском счете позволила Правительству Российской Федерации приступить к созданию с 2008 года современной системы управления ликвидностью единого казначейского счета в соответствии с положениями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такой инструмент управления ликвидностью, как размещение средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях, доказал свою эффективность в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках как одна из мер антикризисной политики Правительства Российской Федерации.

В целом кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее при совместном упоминании - бюджеты) с использованием технологий единых счетов бюджетов позволило:

обеспечить соблюдение принципа единства кассы;

обеспечить внедрение единой методологии кассового обслуживания исполнения бюджетов;

обеспечить прозрачность движения денежных средств;

повысить качество, достоверность и своевременность предоставления отчетности об исполнении бюджетов;

создать условия для налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов на один счет, открытый в Банке России каждому территориальному органу Казначейства России для учета и распределения доходов, что позволило снизить объем невыясненных поступлений.

Вместе с тем к несовершенствам сформированной системы бюджетных платежей следует отнести:

проведение Казначейством России операций по счетам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с участием Банка России в рамках многочисленных счетов (более 50 000 счетов), открытых Казначейству России и его территориальным органам (далее при совместном упоминании - Казначейство России) в Банке России. В настоящее время при осуществлении Казначейством России кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации законодательство Российской Федерации не позволяет проводить операции распределения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, минуя счета Казначейства России по распределению доходов бюджетов, открытые в Банке России. В связи с этим операции по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Казначейства России, происходят одновременно с проведением аналогичных операций на счетах, открытых Казначейству России в Банке России;

ограниченный перечень инструментов для размещения свободных остатков средств федерального бюджета, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления свободными остатками средств единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В настоящее время Казначейство России осуществляет управление свободными остатками денежных средств федерального бюджета посредством размещения указанных средств на банковских депозитах. Таким образом, свободные остатки средств большинства бюджетов субъектов Российской Федерации не используются при размещении. При этом перечень инструментов для размещения этих свободных остатков средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен быть расширен;

недостаточную оперативность распределения доходов в бюджетной системе Российской Федерации при использовании счетов, открытых Казначейству России в Банке России, и отражения на лицевых счетах администраторов доходов бюджета поступающих платежей (в отдельных случаях до 3-х рабочих дней);

отсутствие у администраторов доходов бюджетов, а также у организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, оперативной информации о поступлении на счета денежных средств, в том числе информации по лицевым счетам, открытым в финансовых органах;

значительный объем операций с наличными денежными средствами. Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов, увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления.

Текущее состояние системы бюджетных платежей приведено в Приложении N 1.